ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-1795/2021 от 14.04.2021 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград

«14» апреля 2021 года                                                                             Дело № А12-1795/2021

Резолютивная часть решения оглашена 14 апреля 2021 года, полный текст решения изготовлен 14 апреля 2021года.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Муравьев А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаменковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Волжская Управляющая компания" (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Приоритет» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об истребовании технической и иной документации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, проспект имени В.И. Ленина, д. 166, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ромашка» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

в судебном заседании участвуют представители:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 15.12.2020 г.;

от ответчика – не явился, извещён;

от третьего лица – не явился, извещён;

Общество с ограниченной ответственностью «Волжская Управляющая компания» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Приоритет» (далее ответчик) с исковым заявлением об обязании передать следующую техническую и иную документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волжский, проспект имени В.И. Ленина д. 166:

1.         Оригинал технического паспорта дома, отражающий актуальные, на момент передачи сведения.

2.         Акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности, акты проверки: Инженерных коммуникаций; Коллективных (общедомовых) приборов учета о Индивидуальных приборов учета, Механического оборудования, Электрического оборудования, Санитарно-технического оборудования, иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования, отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других элементов общего имущества).

3.         Паспорт на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки,^информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, ббщими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;

4.         Копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

5.         Выписки из Росреестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

6.         Реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

7.         Оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;

8.         План участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

9.         Схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- , газо-, электроснабжения, санитарно- технического и схемы другого оборудования, обслуживающего более одного помещения;

10.       Журналы заявок жителей актуальные на дату передачи;

11.       Отчеты (протоколы) о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы «ноль»;

12.       Исполнительные чертежи контуров заземления;

13.       Акты технического осмотра (общие), журнал осмотра общего имущества;

14.       Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка;

15.       Проектная и исполнительная документация на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;

16.       Акты освидетельствования скрытых работ;

17.       Акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;

18.       Распоряжение о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома (правовой акт органа исполнительной власти).

19.       Протокол измерения шума и вибрации.

20.       Документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

21.       Проектная, эксплуатационная и другая техническая документация, в том числе подтверждающая надлежащее техническое состояние ВДГО, дымовых и вентиляционных каналов, графики периодичности проверки дымовентиляционной системы, ведомости проверки дымовых и вентиляционных каналов, протоколы измерения вентиляции;

22.       Журнал проверок загазованности подвалов, погребов, подполий и технических этажей;

23.       Документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

24.       Акты проверок к отопительному сезону 2019-2020 годов;

25.       Договоры об использовании общего имущества;

26.       Сведения о проведении капитальных ремонтов, документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества.

27.       Акты раздела границ с ресурсоснабжающими организациями (акты разграничения эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности)) инженерных сетей электроснабжения, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения;

28.       Однолинейную схему электроснабжения на многоквартирный дом с указанием источников питания, уровней напряжения, параметров силовых трансформаторов, линий электропередач, систем учета (тип и номер электрических счетчиков, коэффициенты трансформаторов тока и трансформаторов напряжения, а также всех потребителей (субабонентов) подключаемых к этим сетям).

До принятия решения судом первой инстанции истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявил об отказе от иска в части требований передать следующую техническую и иную документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, проспект имени В.И. Ленина д. 166:

1.         Информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общим (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;

2.         Копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

3.         План участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

4.         Распоряжение о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома (правовой акт органа исполнительной власти).

5.         Документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

6.         Сведения о проведении капитальных ремонтов, документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества.

7.         Акты раздела границ с ресурсоснабжающими организациями (акты разграничения эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности)) инженерных сетей электроснабжения, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения.

Истец так же уточнил заявленные требования и просил обязать ответчика передать следующую техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>:

1.         Оригинал технического паспорта дома, отражающий актуальные, на момент передачи сведения.

2.         Акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности, акты проверки:  инженерных коммуникаций; коллективных (общедомовых) приборов учета, индивидуальных приборов учета, механического оборудования, электрического оборудования, санитарно-технического оборудования, иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования, отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других элементов общего имущества).

3.         Паспорт на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки;

4.         Выписки из Росреестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

5.         Реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

6.         Оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;

7.         Схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- , газо-, электроснабжения, санитарно- технического и схемы другого оборудования, обслуживающего более одного помещения;

8.         Журналы заявок жителей актуальные на дату передачи;

9.         Отчеты (протоколы) о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы «ноль»;

10.       Исполнительные чертежи контуров заземления;

11.       Акты технического осмотра (общие), журнал осмотра общего имущества;

12.       Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка;

13.       Проектная и исполнительная документация на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;

14.       Акты освидетельствования скрытых работ;

15.       Акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;

16.       Протокол измерения шума и вибрации.

17.       Проектная, эксплуатационная и другая техническая документация, в том числе подтверждающая надлежащее техническое состояние ВДГО, дымовых и вентиляционных каналов, графики периодичности проверки дымовентиляционной системы, ведомости проверки дымовых и вентиляционных каналов, протоколы измерения вентиляции;

18.       Журнал проверок загазованности подвалов, погребов, подполий и технических этажей;

19.       Документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

20.       Акты проверок к отопительному сезону 2019-2020 годов;

21.       Договоры об использовании общего имущества;

22.       Однолинейную схему электроснабжения на многоквартирный дом с указанием источников питания, уровней напряжения, параметров силовых трансформаторов, линий электропередач, систем учета (тип и номер электрических счетчиков, коэффициенты трансформаторов тока и трансформаторов напряжения, а также всех потребителей (субабонентов) подключаемых к этим сетям), а так же взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5.000 руб.

В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение в суде соответствующей инстанции, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Заявление истца принято судом к рассмотрению.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо, будучи извещенным по месту государственной регистрации, отзыв на исковое требование не представил.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев материалы дела,

УСТАНОВИЛ:

Собственниками помещений многоквартирного дома № 166 по проспект им. В.И. Ленина, Волгоградская область, г. Волжский принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО «Волжская УК».

Решением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 11.06.2020 года сведения об управлении ООО «УК «Приоритет» указанным выше многоквартирным домом исключены из реестра лицензий Волгоградской области и одновременно включены сведения об управлении таким домом управляющей организацией ООО «Волжская УК» с 01.07.2020 года.

Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что27.08.2020г. ООО «УК Приоритет» передал часть документов, что подтверждается сводным актом №164/1. По данному акту были переданы следующие документы по жилому дому проспект имени В.И. Ленина 166, Волгоградская область, г. Волжский:

1.         Копия технического паспорта дома-1 шт. (16 листов):

2.         Паспорт готовности объекта к работе в осенне-зимний период 2019/2020 года - 3 листа;

3.         Ведомость на паспорта ХВС и ГВС по ИПУ- 2 листа;

4.         Паспорта на ИПУ по ХВС и ГВС -47 шт.

5.         Паспорта на ИПУ по электроэнергии -36 шт.

6.         Ключи от подвальных и чердачных помещений - 6шт.

ООО «Волжская УК» 23.07.2020 обратилось к ответчику с требованием о передаче технической документации и иной документации (почтовая квитанция прилагается).       Вместе с тем, до настоящего времени ООО «УК Приоритет» техническая документация не передана.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по поводу учета жилищного фонда регулируются жилищным законодательством, к которому, в том числе относятся и постановления Правительства Российской Федерации (статья 5).

Согласно нормам статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, и выбор способа управления многоквартирным домом.

Избрание способа управления является исключительным правом собственников помещений и может быть изменено в любое время на основании решения общего собрания (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

На основании части 4 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом, исходя из содержания части 5 статьи 19 ЖК РФ, государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

В силу пункту 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила № 416).

Разделом V данных Правил установлен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом.

В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес.

В силу п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирнымидомами, утвержденных Постановлением правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее по тексту Правила №416), Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N491.

Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами № 416 порядке, в том числе, техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (тридцать дней).

Согласно п. 22 правил № 416 Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

Техническая документация на многоквартирный дом подлежит передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

В силу подпункта «а» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила 491), в порядке, установленном указанными Правилами, а также их актуализация и восстановление.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае - управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом, а также вносить необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил № 491).

Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 416 имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи. Копия акта подлежит направлению 15 орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.

Согласно подпункту «а» п. 24 Правил № 491, в состав технической документации на многоквартирный дом входят документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества. В силу п. 1 Таблицы Б.1 Приложения «Б» к ГОСТ Р 56038-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 56038-2014), в состав технической документации входит технический паспорт многоквартирного дома.

В приложении 2 пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, указано, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома.

Содержащаяся в техническом паспорте информация должна иметь актуальный характер, поскольку она необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе предоставляемые для содержания общего имущества.

На основании письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в том числе в техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п. В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.

В силу статьи 65 АПК РФ именно на ответчика возложена обязанность по доказыванию необоснованности заявленных требований по предоставлению указанных документов.

В рассматриваемом случае ответчик такие доказательства суду не предоставил.

Доводы ответчика об отсутствии испрашиваемой документации по причине того, что она не передавалась предыдущей управляющей организацией, судом отклоняются, поскольку свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанности по управлению многоквартирным домом.

Отказ ответчика в передаче технической документации, необходимой для осуществления управления многоквартирным домом в полном объеме, создает истцу препятствия в осуществлении законного права на управление многоквартирным домом.

Требуемая истцом от ответчика техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы соответствуют технической и иной документации, предусмотренными вышеуказанными правилами.

Ответчик не представил доказательств передачи истцу полного перечня технической и иной документации за весь период управления спорным домом, наличие которой обязательно.

Таким образом, в соответствии с указанными выше нормами закона, суд находит требования истца, правомерными и подлежащими удовлетворению. 

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 № 14313-РМ/07 техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с требованиями пункта 27 Правил № 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2010 № 17074/09, отсутствие или утрата технической или иной документации, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома, не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

Отсутствие в Правилах № 170 и 491 обязанности передачи новой управляющей организации именно оригиналов спорных документов (в том числе технического паспорта) не принимается во внимание, ибо данные положения не содержат прямого указания на передачу копий истребуемой документации.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Стороны согласно ст. 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 АПК РФ арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Относительно расходов на оплату услуг представителя в размере 5.000 руб. суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Пунктом 3 статьи 123 Конституции РФ установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В части 1 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно положениям статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В подтверждения факта несения судебных расходов представлены копия договора  на оказание услуг, платежный документ об оплате услуг в размере 5.000 руб. Таким образом, факт оказания услуг и их оплата подтверждены документально.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Согласно правоприменительной практике Европейского суда по правам человека заявитель имеет право на компенсацию судебных расходов и издержек, если докажет, что они были понесены в действительности и по необходимости и являются разумными по количеству. Европейский суд исходит из того, что если дело велось через представителя, то предполагается, что у стороны в связи с этим возникли определенные расходы, и указанные расходы должны компенсироваться за счёт проигравшей стороны в разумных пределах.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 454-О указано, что правило части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющее арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, призвано создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не  заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

Арбитражное судопроизводство в России строится на основе принципа состязательности (статьи 123 Конституции Российской Федерации, статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), который заключается в обеспечении сторонам дела «паритетной» возможности доказывать свою правовую позицию всеми доступными им согласно закону способами. Этот принцип в силу его прямого закрепления в Конституции Российской Федерации носит универсальный характер и распространяется на все категории судебных споров. Неиспользование стороной возможности представить доказательства в обоснование своих требований (возражений) по делу оставляет риск возникновения для нее негативных последствий такого процессуального поведения. В арбитражном процессе суд согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации не играет активной роли в сборе доказательств, а лишь обеспечивает их надлежащее исследование на началах независимости, объективности и беспристрастности.

Согласно сложившейся судебной практике при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 Постановления Пленума от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснил, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Изучением материалов дела, судом установлено, что представитель истца, отстаивая интересы общества, занимал активную позицию при рассмотрении настоящего дела: принимал участие в судебных заседаниях суда первой инстанции, составлял процессуальные документы по делу.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, представленные по делу, приняв во внимание характер спора, сроки его рассмотрения, размер оспариваемых (по сути) сумм, степень активности участия представителя истца в арбитражном процессе по настоящему делу, качество и объем подготовленного материала (документов) при рассмотрении дела в суде, соответствие характера услуг, оказанных в рамках договора на юридическое обслуживание, их необходимости, разумности и результативности, а также сложившуюся в регионе стоимость оплаты услуг представителей (адвокатов), исходя из ставок, рекомендованных Решением Совета адвокатской палаты Волгоградской области, а также непредставление ответчиком доказательств чрезмерности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для снижения размера судебных расходов заявленных истцом ко взысканию ввиду недоказанности их явно неразумного (чрезмерного) характера.

Руководствуясь статьей 8, 9, 10, 65, 71, 101, 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказ общества с ограниченной ответственностью «Волжская Управляющая компания» от иска к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Приоритет» в части истребования технической и иной документации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, проспект имени В.И. Ленина, д. 166: Информации об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общим (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; Копии кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; Плана участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; Распоряжение о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома (правовой акт органа исполнительной власти), документов, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; сведении о проведении капитальных ремонтов, документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества, актов раздела границ с ресурсоснабжающими организациями (акты разграничения эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности)) инженерных сетей электроснабжения, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения; принять , производство в данной части по деду № А12-1795/2021 прекратить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Приоритет» в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью «Волжская Управляющая компания» техническую и иную документацию по эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а именно:

1.         Оригинал технического паспорта дома, отражающий актуальные, на момент передачи сведения.

2.         Акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности, акты проверки:  инженерных коммуникаций; коллективных (общедомовых) приборов учета, индивидуальных приборов учета, механического оборудования, электрического оборудования, санитарно-технического оборудования, иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования, отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других элементов общего имущества).

3.         Паспорт на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки;

4.         Выписки из Росреестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

5.         Реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

6.         Оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;

7.         Схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- , газо-, электроснабжения, санитарно- технического и схемы другого оборудования, обслуживающего более одного помещения;

8.         Журналы заявок жителей актуальные на дату передачи;

9.         Отчеты (протоколы) о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы «ноль»;

10.       Исполнительные чертежи контуров заземления;

11.       Акты технического осмотра (общие), журнал осмотра общего имущества;

12.       Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка;

13.       Проектная и исполнительная документация на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;

14.       Акты освидетельствования скрытых работ;

15.       Акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;

16.       Протокол измерения шума и вибрации.

17.       Проектная, эксплуатационная и другая техническая документация, в том числе подтверждающая надлежащее техническое состояние ВДГО, дымовых и вентиляционных каналов, графики периодичности проверки дымовентиляционной системы, ведомости проверки дымовых и вентиляционных каналов, протоколы измерения вентиляции;

18.       Журнал проверок загазованности подвалов, погребов, подполий и технических этажей;

19.       Документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

20.       Акты проверок к отопительному сезону 2019-2020 годов;

21.       Договоры об использовании общего имущества;

22.       Однолинейную схему электроснабжения на многоквартирный дом с указанием источников питания, уровней напряжения, параметров силовых трансформаторов, линий электропередач, систем учета (тип и номер электрических счетчиков, коэффициенты трансформаторов тока и трансформаторов напряжения, а также всех потребителей (субабонентов) подключаемых к этим сетям),

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Приоритет» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Волжская Управляющая компания» судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5.000 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Приоритет» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6.000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке главы 34 АПК РФ в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                                      А.А. Муравьев

Информацию о движении по делу можно получить по телефону : <***> (доб. 5349), а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru/