ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-18135/11 от 21.11.2011 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-18135/2011

«23» ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.11.2011г., полный текст решения изготовлен 23.11.2011г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива «Ленинский путь»(ИНН 3420000873, ОГРН 1023405775095) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (ИНН 3438006555, ОГРН 1043400851449)

об оспаривании действий (бездействия) и решения регистрирующего органа,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Прохоров А.В., представитель по доверенности от 07.11.2011г.;

от МИ ФНС № 7 – Мельникова Н.Б. представитель по доверенности № 04-14/7 от 11.01.2011г.,

от третьего лица – Мельникова Н.Б. представитель по доверенности № 05-17/6 от 11.01.2011г.

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ленинский путь» (далее – заявитель, СПК «Ленинский путь») обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (далее – регистрирующий орган, инспекция) с требованиями:

- о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области, выразившегося в уклонении Инспекции с 15 сентября 2011 года от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ленинский путь» находится в процессе реорганизации;

- о признании незаконными действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области, выразившихся в

объявлении Инспекцией протокола внеочередного общего собрания членов Кооператива № 1 от 06.09.2011., якобы не содержащим сведения о реорганизации в форме выделения из СПК «Ленинский путь» Открытого акционерного общества «Георгиевское»; объявлении Инспекцией не представленным представленного Кооперативом в Инспекцию решения внеочередного общего собрания Кооператива от 06.09.2011. о реорганизации Кооператива; самостоятельном (во внесудебном порядке) объявлении Инспекцией недействительным пункта 4 решения внеочередного общего собрания Кооператива от 06.09.2011., предусматривающего реорганизацию Кооператива путем выделения из состава Кооператива нового юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива с одновременным (после выделения, но до государственной регистрации выделившегося кооператива) преобразованием выделившегося кооператива в Открытое акционерное общество «Георгиевское»;

- о признании незаконными действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области, выразившегося в непризнании (отрицании) права Кооператива осуществить реорганизацию Кооператива с одновременным сочетанием различных форм реорганизации, предусмотренных пунктом 1 статьи 57 ГК РФ: путем выделения из состава Кооператива нового юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива с одновременным (после выделения, но до государственной регистрации выделившегося кооператива) преобразованием выделившегося кооператива в Открытое акционерное общество «Георгиевское»;

- о признании незаконным решения и.о.начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области А.Р. Курманова от 15.09.2011. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит суд обязать Инспекцию:

- внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ленинский путь» находится в процессе реорганизации,

- предъявить к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Ленинский путь» встречный иск о признании пункта 4 решения общего собрания членов Кооператива от 6 сентября 2011 года недействительным.

Требования заявителя мотивированы нарушением регистрирующим органом статей 60, ч.1 ст.47 Гражданского кодекса РФ, ст.13.1, подп. «а» пункта 1 ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон о регистрации), Конституции Российской Федерации, положений проектов изменений в Гражданский кодекс РФ.

В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области требования заявителя считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы арбитражного дела, оценив доводы и возражения участников дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 12.09.2011г. в регистрирующий орган поступило заявление - уведомление о начале процедуры реорганизации в форме выделения из СПК «Ленинский путь» и протокол от 06.09.2011г. № 1 внеочередного общего собрания членов СПК «Ленинский путь».

По результатам рассмотрения представленного заявления и приложенных к нему документов, МИ ФНС № 7 по Волгоградской области принято решение от 15.09.2011г. об отказе в государственной регистрации, из которого следует, что при внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения регистрирующим органом установлено непредставление заявителем определенных в п.1 ст.13.1 Закона необходимых для государственной регистрации документов, а именно: протокол № 1 от 06.09.2011г. не содержит сведений о реорганизации в форме выделения из СПК «Ленинский путь» Открытого акционерного общества «Георгиевское».

В соответствии с п.1 ст.13.1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

Порядок реорганизации юридических лиц регулируется ст.ст. 57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 14 - 16, 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 110, иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГР РФ и п. 1 ст. 13.1 Закон N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Рекомендуемая форма уведомления о начале процедуры реорганизации на сегодняшний день предусмотрена Письмом ФНС России от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации". Этим же документом определен и порядок представления такого уведомления в регистрирующий орган.

Так, при уведомлении о начале процедуры реорганизации указываются сведения о:

а) реорганизуемом юридическом лице (реорганизуемых юридических лицах) – полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) постояннодействующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (далее - адрес (место нахождения));

б) создаваемом (создаваемых) в результате реорганизации юридическом лице (юридических лицах) - полное наименование, адрес (место нахождения);

в) юридическом лице, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, -
 полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения);

г) форме реорганизации.

К письменному сообщению о начале процедуры реорганизации прилагается решение о реорганизации.

Письменное сообщение о начале процедуры реорганизации представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации.

В соответствии с ч.1 статья 41 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов кооператива в соответствии с гражданским законодательством.

Правление кооператива обязано направить в письменной форме членам кооператива и ассоциированным членам кооператива в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива, уведомление о созыве общего собрания членов кооператива, в повестку дня которого включены вопросы о реорганизации кооператива. К указанному уведомлению прилагаются:

1) обоснование целесообразности реорганизации кооператива;

2) проект решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива с указанием следующих данных:

организационно-правовая форма, наименование и место нахождения организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации;

характер и порядок участия членов кооператива и ассоциированных членов кооператива в деятельности организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации;

категории, номинальная стоимость и количество акций, размер долей участников организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации, их права;

заключение ревизионного союза, членом которого является кооператив, по указанному обоснованию и проекту решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива в части соответствия реорганизации кооператива законным интересам членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и кредиторов кооператива.

Таким образом, вышеуказанная норма закона предполагает необходимость точного указания в решении о реорганизации организационно-правовой формы, наименования и место нахождения организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации кооператива.

Согласно подпункту "а" статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Следовательно, законодательство предусматривает отказ в государственной регистрации в случае, если в регистрирующий орган не представлен необходимый и достаточный комплект документов.

При этом нарушение требований к содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.

Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Следовательно, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания  (абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ), которая, в свою очередь, определяется по дню внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Внесение записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ означает прекращение и правоспособности, и самого юридического лица (п. 4 ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК РФ).

В соответствии с ч.8 ст.41 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество.

Следовательно, законодательством не предусмотрено преобразование «незарегистрированного» и не обладающего правоспособностью юридического лица в иное юридическое лицо, как это указано в протоколе № 1 от 06.09.2011 года.

Таким образом, выделение из СПК «Ленинский путь» нового юридического лица -сельскохозяйственного производственного кооператива с одновременным (после выделения, но до государственной регистрации выделившегося кооператива) преобразованием выделившегося кооператива в ОАО «Георгиевское» противоречит действующему законодательству.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица послужило изложение решения о преобразовании кооператива в протоколе внеочередного общего собрания членов СПК от 06.09.2011г. в отсутствие необходимых сведений, предусмотренных ГК РФ, п.1 ст.13.1 Закона о регистрации, Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" (сведения о создаваемом юридическом лице не соответствовали сведениям о выделяемом юридическом лице).

Таким образом, представление в регистрирующий орган протокола общего собрания № 1 от 06.09.2011г., не соответствующего требованиям действующего гражданского законодательства, не может служить основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений (записи) о начале процедуры реорганизации в отношении СПК «Ленинский путь».

Действительно, согласно п.4.1.ст.9 Закона о регистрации, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Однако, в данном случае, имело место несоответствие сведений, указанных в заявлении – уведомлении о начале процедуры реорганизации, и сведений, содержащихся в протоколе № 1 от 06.09.2011г. Так, заявление - уведомление, поданное СПК в МИ ФНС № 7, предусматривало создание в результате реорганизации СПК – ОАО «Георгиевское». Между тем, протоколом внеочередного общего собрания СПК закреплена иная процедура реорганизации: выделение из СПК нового юридического лица- кооператива с одновременным (после выделения, но до государственной регистрации выделившегося кооператива) преобразованием выделившегося кооператива в ОАО «Георгиевское». Т.о. фактически первоначально из СПК «Ленинский путь» выделяется некий обезличенный кооператив. Однако, по мнению заявителя, он не подлежит государственной регистрации и одновременно преобразуется в ОАО «Георгиевское». Из чего следует, что ОАО «Георгиевское» создается не в результате выделения из СПК «Ленинский путь», а в результате преобразования кооператива (без наименования и госрегистрации). При этом, в заявлении – уведомлении от 12.09.2011г. СПК «Ленинский путь» указал ОАО «Георгиевское», а не некий кооператив в качестве единственного, создаваемого в результате реорганизации юридического лица.

В связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что СПК «Ленинский путь» находится в процессе реорганизации в форме выделения.

Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из заявления, СПК ссылается на проекты законодательных актов, которые не входят в систему актов, содержащих нормы гражданского законодательства в силу ст.3 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, не подлежат применению при рассмотрении возникшего спора, т.к. не имеют юридической силы.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что основанием для признания ненормативного правового акта государственного (или иного) органа недействительным, а решения – незаконным является совокупность двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей и (или) создающее препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.

С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств суд полагает, что отсутствуют два необходимых условия для признания решения МИ ФНС № 7 от 15.09.2011г. недействительным, и оспариваемых действий, бездействия МИ ФНС № 7 незаконными.

Таким образом, поскольку в действующем федеральном законодательстве отсутствует предусмотренная в протоколе № 1 от 06.09.2011г. процедура преобразования СПК, то доводы об ущемлении законных и прав и интересов заявителя в результате принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации от 15.09.2011г. и не внесении записи о начале процедуры реорганизации, суд признает несостоятельными.

В этой связи, доводы заявителя о нарушении прав не только кооператива, но и его кредиторов, в результате отказа МИ ФНС № 7 во внесении в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры реорганизации СПК, суд считает необоснованными.

Суд пришел к указанному выводу, исходя из того, что нельзя нарушить предполагаемое в проектах законодательных актов право юридического лица на реорганизацию, которое фактически нельзя реализовать в системе действующих правовых норм гражданского права.

Кроме того, требования Кооператива об обязании Инспекции предъявить к кооперативу встречный иск о признании п. 4 решения общего собрания членов Кооператива от 06.09.2010 недействительным, не соответствуют п.1 ст.132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и общим нормам арбитражного процессуального законодательства, регламентирующего право лица на обращение в арбитражный суд (ст.4 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований СПК «Ленинский путь» (ИНН 3420000873, ОГРН 1023405775095) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (ИНН 3438006555, ОГРН 1043400851449):

- о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области, выразившегося в уклонении Инспекции с 15 сентября 2011 года от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ленинский путь» находится в процессе реорганизации, и обязании Инспекции срочно внести в Единый государственный реестр юридических лиц такую запись;

- о признании незаконными действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области, выразившихся в

объявлении Инспекцией протокола внеочередного общего собрания членов Кооператива № 1 от 06.09.2011., якобы не содержащим сведения о реорганизации в форме выделения из СПК «Ленинский путь» Открытого акционерного общества «Георгиевское»; объявлении Инспекцией не представленным представленного Кооперативом в Инспекцию решения внеочередного общего собрания Кооператива от 06.09.2011. о реорганизации Кооператива; самостоятельном (во внесудебном порядке) объявлении Инспекцией недействительным пункта 4 решения внеочередного общего собрания Кооператива от 06.09.2011., предусматривающего реорганизацию Кооператива путем выделения из состава Кооператива нового юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива с одновременным (после выделения, но до государственной регистрации выделившегося кооператива) преобразованием выделившегося кооператива в Открытое акционерное общество «Георгиевское»;

- о признании незаконными действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области, выразившегося в непризнании (отрицании) права Кооператива осуществить реорганизацию Кооператива с одновременным сочетанием различных форм реорганизации, предусмотренных пунктом 1 статьи 57 ГК РФ: путем выделения из состава Кооператива нового юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива с одновременным (после выделения, но до государственной регистрации выделившегося кооператива) преобразованием выделившегося кооператива в Открытое акционерное общество «Георгиевское»;

- о признании незаконным решения и.о.начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области А.Р. Курманова от 15.09.2011. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов;

- об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Волгоградской области предъявить к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Ленинский путь» встречный иск о признании пункта 4 решения общего собрания членов Кооператива от 6 сентября 2011 года недействительным.

Решение быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья И.В. Кулик