ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-18373/08 от 24.12.2008 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Волгоград Дело №А12-18373/08

«24» декабря 2008 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи С.П. Романова

  при ведении протокола судебного заседания судьей Романовым С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО Инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного знамени Общество слепых»

к 1. Администрации Волгоградской области,

2. Областной совет профсоюзов,

3. Областной совет директоров

о признании соглашения недействительным

при участии в судебном заседании:

от истца - 1. Гребень А.В., председатель, постановление № 3-2 от 15.06.2006 г.

2. ФИО1, адвокат, удостоверение № 596 от 09.01.2003 г.

от ответчика - 1. ФИО2, доверенность от 25.11.2008 г.

ФИО3, представитель Комитета, удостоверение № 678 от 04.02.2005 г.

2. ФИО4, доверенность от 20.10.2008 г.

3. ФИО5, доверенность от 30.09.2008 г.

Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (далее по тексту – Организация) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании недействительным Соглашения о региональном минимуме оплаты труда на территории Волгоградской области от 24.09.2007 г. № С-239/07 (далее по тексту – Соглашение).

В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемое Соглашение принято в нарушение положений ч. 3 ст. 33 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил требования, в связи с чем, просит признать недействительным Соглашение в отношении предприятий общественных организаций инвалидов, расположенных на территории Волгоградской области как несоответствующее нормам ст. 198 АПК РФ, что отражено в письменном ходатайстве и протоколе судебного заседания от 25.12.2008 г.

Судом отказано в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле общественных организаций инвалидов в связи с тем, что заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым соглашением прав указанных организаций.

Ответчики – Администрация Волгоградской области в лице Комитета по труду, Областной совет профсоюзов, Некоммерческое партнерство «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» просят отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзывах.

Изучив представленные доказательства, выслушав объяснения представителей, суд:

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 24.09.2007 г. Администрация Волгоградской области, Областной совет профсоюзов, Некоммерческое партнерство «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, другими законодательными актами РФ и Решением Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений от 07.06.2007 г. заключили Соглашение № С-239/07, определяющее согласованные позиции сторон по установлению регионального минимума оплаты труда на территории Волгоградской области с целью создания необходимых условий для обеспечения роста жизненного уровня трудящихся, их правовой и социальной защиты.

Согласно п. 2.1 вышеуказанного Соглашения с 01.09.2007 г. на территории Волгоградской области региональный минимум оплаты труда во внебюджетном секторе экономики Волгоградской области установлен в размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Величина прожиточного минимума трудоспособного населения устанавливается постановлением Главы Администрации Волгоградской области ежеквартально.

Соглашение № С-239/07 было опубликовано в газете «Волгоградская правда» от 05.10.2007 г. № 187 вместе с обращением к работодателям внебюджетного сектора

экономики, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области, в котором работодателям было предложено присоединиться к Соглашению или направить мотивированный письменный отказ в адрес Комитета по труду Администрации Волгоградской области о невозможности присоединения.

Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не будет представлен письменный мотивированный отказ о присоединении к нему, то Соглашение считается распространенным на работодателей со дня его официального опубликования.

Как следует из заявления и уточненных требований заявитель считает Соглашение ненормативным актом, принятым в нарушение требований ч. 3 ст. 33 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите населения».

  В соответствии с п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 198 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в судебном порядке могут быть оспорены акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если по своему содержанию они затрагивают права и законные интересы граждан и юридических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности и являются при этом по своей правовой природе ненормативными.

Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В силу указанной нормы под ненормативным актом государственного органа, органа местного самоуправления понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия.

Принимая во внимание приведенные выше нормативные положения и содержание решения, суд считает, что оспариваемое Соглашение не является тем ненормативным актом, который может быть признан судом недействительным в порядке ст. 13 ГК РФ.

При этом судом учтено то, что Соглашение принято на договорной основе и становилось обязательным для работодателей лишь в случае отказа от присоединения к нему.

Доказательств такого отказа заявителем не представлено.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что организация является работодателем.

Из материалов дела следует, что заявитель является учредителем организаций работодателей.

В связи с этим соглашение не может нарушать прав заявителя, что в соответствии со ст. 4, 198 АПК РФ является основанием для обращения в суд с требованием о защите нарушенного права оспаривания ненормативного акта.

Учитывая это, заявленное требование удовлетворению не подлежит

В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 333.37 НК РФ Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» освобождена от уплаты государственной пошлины.

С учетом изложенных обстоятельств, на основании ст. ст. 167-171 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ С.П. Романов