ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-18537/08 от 10.12.2008 АС Волгоградской области


  АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Волгоград

10.12.2008 Дело № А12-18537/2008

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.

при ведении протокола судебного заседания Пономаревым А.В.

при участии в заседании:

от Администрации Светлоярского района – ФИО1 представитель по доверенности №3 от 23.01.2008.

от Контрольно-счетной палаты – ФИО2, представитель по доверенности №18 от 26.11.2008г.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Светлоярского района Волгоградской области к Контрольно-счётной палате Волгоградской области

о признании незаконными действий Контрольно-счётной палаты Волгоградской области, суд

У С Т А Н О В И Л:

Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области ( далее –Администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании незаконными действий Контрольно-счётной палаты Волгоградской области, выразившихся в указании в акте проверки предоставления и использования в 2006 году субвенций из бюджета Большечапурниковского сельского поселения в бюджет Светлоярского муниципального района, а также финансирования из бюджета Светлоярского муниципального района расходов на погашение кредиторской задолженности «МУ Комитет ЖКХ» от 31.01.2008 г. следующих выводов:

- «средства субвенции в сумме 6883,1 тыс.руб. использованы на цели, не определенные соглашением, что в соответствии со ст.289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств» (последний абзац раздела «Исполнение соглашения о передаче полномочий» акта проверки);

- «обоснования на увеличение и уменьшение расходов по разделам финансовым органом по формированию и организации исполнения бюджета Светлоярского муниципального района - ТУ КБФПиК Светлоярского района не представлены, что является нарушением ст.37 Бюджетного кодекса РФ» (последний абзац раздела «Формирование районного бюджета на 2006 год»);

- «Таким образом, соглашение от 06.03.2006г. №12/1 о передаче Светлоярскому муниципальному району полномочий Большечапурниковского сельского поселения подписаны главой поселения с превышением полномочий, определенных Уставом поселения» (абзац 3 раздела «Передача части полномочий по решению вопросов местного значения Большечапурниковского поселения муниципальному району»);

- «Таким образом, в нарушение действующего законодательства органами местного самоуправления Большечапурниковского поселения установлены расходные обязательства по исполнению полномочий, не отнесенных к их компетенции, а также выделены средства местного бюджета на исполнение данных полномочий в сумме 8365,3 тыс.рублей» (абзац 2 страницы 5 акта проверки);

- «То есть ТУ КБФПиК Светлоярского района при внесении изменений в бюджет района, утвержденных решением Светлоярской районной Думы от 29.12.2006г. №22/119, в расходной части бюджета по подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» не учтены расходы на организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в размере 6883,1 тыс.руб., предусмотренные Соглашением о выделении субвенций на исполнение полномочий» (последний абзац страницы 5 акта проверки).

- «В нарушение указанных статей БК РФ и Устава Светлоярского муниципального района ТУ КБФПиК Светлоярского района раздельный учет средств, направляемых на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенций, предоставленных для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в 2006 году не осуществлялся» (абзац 5 страницы 6 акта проверки);

- «Таким образом, в 2006 году из бюджета Большечапурниковского сельского поселения перечислено 15248,4 тыс. рублей в виде субвенций в бюджет муниципального района до принятия соответствующих решений о внесении изменений в бюджет, то есть в нарушение п.2ст.83 Бюджетного кодекса РФ (последний абзац страницы 8 акта проверки).

Для восстановления нарушенного права заявитель просит исключить из акта проверки оспариваемые выводы.

В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях .

Контрольно-счётная палата Волгоградской области ( далее – ответчик, КСП), иск не признала и просил в его удовлетворении отказать. Подробно возражения приведены в отзыве на исковое заявление.

Исследовав доказательства, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает , требования удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

Как видно из материалов дела 31.01.2008г. Контрольно-счётной палаты Волгоградской области, проведена проверка предоставления и использования в 2006 году субвенций из бюджета Большечапурниковского сельского поселения в бюджет Светлоярского муниципального района, а также финансирования из бюджета Светлоярского муниципального района расходов на погашение кредиторской задолженности «МУ Комитет ЖКХ» от 31.01.2008 г.

По результатам проверки был составлен акт от 31.01.2008г., в котором содержатся, в том числе спорные выводы о нарушении Администрацией требований бюджетного законодательства.

Администрация считает, что должностные лица контрольно-счетной палаты не вправе были включать указанные выводы в акт проверки, так как акт является материальным оформлением результатов проведенного контрольного мероприятия и в нем не должны содержаться указанные выше выводы. Сотрудники палаты должны фиксировать в акте проверки обстоятельства, установленные в ходе проведения контрольного мероприятия, не вправе давать юридическую оценку указанных обстоятельств и квалифицировать их в соответствии с какими-либо нормами права, поскольку указанные действия относятся к компетенции государственных органов, уполномоченных в соответствии с законом принимать решения на основании акта проверки. Вышеуказанными действиями контрольно-счетной палаты Волгоградской области нарушены ее законные права и интересы, предусмотренные ст. 12 и 133 Конституции РФ и ч.2 ст.6 Федерального закона от 06.102003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее Закон № 131-ФЗ)».

В соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) контроль законодательных органов предусматривает их право на создание собственных контрольных органов. Согласно п.п.2 и 3 ст. 157 БК РФ контрольный орган, созданный законодательным органом субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов -получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. При этом бюджетные полномочия органа государственного финансового контроля, созданного законодательным органом определяются законом.

Согласно ст. 2 Закона Волгоградской области «О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» № 344-ОД от 17.12.1999г. ( далее Закон) в задачи контрольно-счетной палаты, помимо прочего входит контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Волгоградской области.

Статьей 11 названного Закона предусмотрено, что Регламент КСП определяет внутренние вопросы деятельности палаты, в том числе подготовки и проведения контрольных мероприятий. Так, в подпункте 5.1.12. Регламента КСП, утвержденного Приказом председателя палаты № 26-к от 28.02.2007 закреплено, что порядок проведения и оформления результатов контрольных мероприятий КСП определен инструкцией о порядке проведения и оформления результатов проверок, ревизий и обследований, проведенных КСП (далее Инструкция).

В соответствии с п.п. 2.1. п.2 раздела IV Инструкции в акте проверки подлежат отражению вопросы, указанные в плане - задании проверки; выявленные нарушения действовавшего в проверенном периоде законодательства и нормативно-правовых актов, эффективное и целевое использование средств и другие вопросы по тематике данной проверки. При этом согласно п.п. 2.8.2. Инструкции в акте приводится изложение этих нарушений со ссылкой на конкретные нормы законодательства или иные нормативно-правовые акты, нарушенные в организации, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений». В свою очередь, п.п. 2.9. Инструкции прямо предписывает сотрудникам КСП отражать в акте, помимо прочего, «... выявленные факты нарушений законодательства Российской Федерации, законов Волгоградской области, постановлений и распоряжений главы администрации Волгоградской области, нормативных актов министерств и ведомств, выявленные факты недостач денежных средств и материальных ценностей, размеры нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, размеры причиненного ущерба и другие последствия допущенных нарушений, фамилии, инициалы должностных лиц, по вине которых они были допущены».

В соответствии с п. 14 ч.З ст. 8 действовавшего до 01.07.2008 Кодекса Волгоградской области от 17.07.2002 № 727-ОД «Об административной ответственности» на аудиторов контрольно-счетной палаты Волгоградской области возложена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях, за нарушения бюджетного законодательства, выявляемые в ходе контрольных мероприятий. Причем свои полномочия аудитор реализует при получении акта проверки, в котором инспектором КСП отражен факт нецелевого использования бюджетных средств или иного нарушения, в соответствии с предоставленными тому полномочиями. В новой редакцией Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11.06.2008 № 1693-ОД полномочия по возбуждению административных производств, помимо аудиторов предоставлены всем уполномоченным должностным лицам палаты, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении руководителей бюджетополучателей и иных лиц, не находящихся в отношении них в служебной зависимости и правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности.

Таким образом, действующим законодательством должностным лицам палаты предоставлено право давать юридическую оценку тем или иным нарушениям бюджетного законодательства по результатам контрольных мероприятий, а сами оспариваемые выводы акта проверки не содержат обязательных предписаний (распоряжений), не возлагают на проверяемых лиц каких-либо обязанностей и никоим образом не нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии со ст. 198 АПК КФ Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Администрация не представила какие-либо доказательства, как нарушенного действиями контрольно-счетной палатой закона или иного нормативного правового акта, так и ее законных интересов.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 – 170, 1 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Администрации Светлоярского муниципального района в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Контрольно-счётной палаты Волгоградской области, выразившихся в указании в акте проверки предоставления и использования в 2006 году субвенций из бюджета Большечапурниковского сельского поселения в бюджет Светлоярского муниципального района, а также финансирования из бюджета Светлоярского муниципального района расходов на погашение кредиторской задолженности «МУ Комитет ЖКХ» от 31.01.2008 г. следующих выводов:

- «средства субвенции в сумме 6883,1 тыс.руб. использованы на цели, не определенные соглашением, что в соответствии со ст.289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств» (последний абзац раздела «Исполнение соглашения о передаче полномочий» акта проверки);

- «обоснования на увеличение и уменьшение расходов по разделам финансовым органом по формированию и организации исполнения бюджета Светлоярского муниципального района - ТУ КБФПиК Светлоярского района не представлены, что является нарушением ст.37 Бюджетного кодекса РФ» (последний абзац раздела «Формирование районного бюджета на 2006 год»);

- «Таким образом, соглашение от 06.03.2006г. №12/1 о передаче Светлоярскому муниципальному району полномочий Большечапурниковского сельского поселения подписаны главой поселения с превышением полномочий, определенных Уставом поселения» (абзац 3 раздела «Передача части полномочий по решению вопросов местного значения Большечапурниковского поселения муниципальному району»);

- «Таким образом, в нарушение действующего законодательства органами местного самоуправления Большечапурниковского поселения установлены расходные обязательства по исполнению полномочий, не отнесенных к их компетенции, а также выделены средства местного бюджета на исполнение данных полномочий в сумме 8365,3 тыс.рублей» (абзац 2 страницы 5 акта проверки);

- «То есть ТУ КБФПиК Светлоярского района при внесении изменений в бюджет района, утвержденных решением Светлоярской районной Думы от 29.12.2006г. №22/119, в расходной части бюджета по подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» не учтены расходы на организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в размере 6883,1 тыс.руб., предусмотренные Соглашением о выделении субвенций на исполнение полномочий» (последний абзац страницы 5 акта проверки).

- «В нарушение указанных статей БК РФ и Устава Светлоярского муниципального района ТУ КБФПиК Светлоярского района раздельный учет средств, направляемых на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенций, предоставленных для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в 2006 году не осуществлялся» (абзац 5 страницы 6 акта проверки);

- «Таким образом, в 2006 году из бюджета Большечапурниковского сельского поселения перечислено 15248,4 тыс.рублей в виде субвенций в бюджет муниципального района до принятия соответствующих решений о внесении изменений в бюджет, то есть в нарушение п.2ст.83 Бюджетного кодекса РФ (последний абзац страницы 8 акта проверки).

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В.Пономарев