ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-18752/07 от 31.01.2008 АС Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград

« 07» февраля 2008 г.

Дело № А12-18752/07-С36

Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2008

Полный текст решения изготовлен 07.02.2008

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Селезнёва И.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Селезнёвым И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» (заявитель, налогоплательщик) о признании недействительными решения и требования об уплате налога межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области (ответчик, налоговый орган)

при участии в судебном заседании:

от заявителя:   Апраксина О.Г. доверенность от 28.12.2007 №13/01-08

от ответчика:   Бунин К.А., представитель по доверенности от 06.11.2007; Аврамчук Д.А., представитель УФНС России по Волгоградской области по доверенности от 29.12.2007 №07-17/98

ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» просит арбитражный суд Волгоградской области признать недействительным решение межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области №15-10/5503 от 19.10.2007 в части уплаты налога на прибыль в размере 10004158 руб. и соответствующих пени, а так же требование межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области №4192 об уплате налога на прибыль по состоянию на 07.12.2007 в размере 9872917 руб.

Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что оспариваемое решение принято с нарушением норм действующего законодательства, предоставленная на 10 лет льгота основана наЗаконе Волгоградской области от 18.12.98 № 234-ОД «О зоне экономического развития на территории ОАО «Красный Октябрь» (Закон №234-ОД). По мнению заявителя, десятилетний срок, на который была предоставлена льгота, распространяется на длящиеся правоотношения, к которым не могут быть применены новые законы, ухудшающие положение налогоплательщика.

Налоговый орган заявленные требования не признает. По мнению ответчика, занижение суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет за 6 месяцев 2007 года произошло по причине неправомерного применения льготы на основании Закона №234-ОД, который утратил силу и не подлежал применению в 2007 году.

В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.

ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» является налогоплательщиком налога на прибыль.

При исчислении налога за полугодие 2007 года налогоплательщик применил налоговую ставку 13,5 процентов в части налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта Российской Федерации вместо 17,5 процентов, установленных статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации решением межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области №15-10/5503 от 19.10.2007 налогоплательщику был дополнительно начислен и предложен к уплате налог на прибыль в размере 10004158 руб. и пени, подлежащие начислению в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ. В адрес налогоплательщика направлено требование №4192 об уплате налога в размере в общей сумме 9872917 руб.

Указанное решение и требование об уплате налога №4192 соответствуют закону и признанию недействительными не подлежат по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

На основании Закона Волгоградской области № 121-ОД от 03.06.1997 г. «О зонах экономического развития на территории Волгоградской области» (Закон №121-ОД) и Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 06.11.1998 г. № 48/490/1395 «О создании зоны экономического развития на территории ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь», Волгоградской областной Думой принят Закон №234-ОД.

В соответствии со статьей 3 данного закона организациям, зарегистрированным на территории зоны экономического развития ОАО "Красный Октябрь", в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития в соответствии с налоговым законодательством предоставляются льготы по налогам на прибыль и на имущество. Льгота по уплате земельного налога предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах по решению представительных органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17.12.99 №352-ОД «О ставках налога на прибыль организаций» (Закон №352-ОД) определено, что ставка налога на прибыль для организаций, являющихся участниками зоны экономического развития и получивших указанный статус в соответствии с Законом Волгоградской области от 3 июня 1997 г. N 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области", уменьшается до минимального размера, предусмотренного налоговым законодательством Российской Федерации для субъектов Российской Федерации.

Статьей 284 НК РФ минимальный размер налоговой ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установлен в размере 13,5 процента.

Однако перечисленные выше нормы не подлежат применению в 2007 году.

Закон №121-ОД Решением Волгоградского областного суда от 02.02.2006 №3-7/2006 признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Определением Верховного суда от 28.06.2006 №16-Г06-15 указанное решение оставлено без изменения. Кроме того, Закон №121-ОД утратил силу с 18.10.2006 на основании Закона Волгоградской области от 16.10.2006 №1281-ОД.

Закон №234-ОД утратил силу с 01.01.2007 в соответствии с Законом Волгоградской области от 17.10.2006 №1292-ОД.

Пункт 2 статьи 1 Закона №352-ОД, определяющий минимальный размер налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций, являющихся участниками зоны экономического развития, исключен с 01.01.2007 на основании Закона Волгоградской области от 17.10.2006 №1296-ОД.

Таким образом, правовых оснований для применения минимальной ставки по налогу на прибыль в 2007 году у ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» не было.

Ссылка заявителя на длящиеся правоотношения по применению льготы в течении 10 лет, как это предусмотрено Законом №234-ОД, не соответствует закону исходя из следующего.

По смыслу абзаца второго статьи 56 НК РФ при установлении налоговой льготы нормы законодательства о налогах и сборах должны определять основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам.

Анализ статьи 3 Закона №234-ОД позволяет сделать вывод, что данной нормой было лишь декларировано право на применение льготы в течении определенного срока, но основания, порядок и условия применения льготы установлены не были. Отсутствие данных критериев не позволяет отнести данный нормативный акт к законодательству о налогах и сборах.

Пункт 2 статьи 1 Закона №352-ОД предусматривал основания, порядок и условия применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль, но не предусматривал срок, в течении которого донная льгота подлежит применению. Следовательно, установленный нормами регионального законодательства о налогах и сборах (Закон №352-ОД) порядок и условия применения льготы по налогу на прибыль в виде пониженной налоговой ставки, не предусматривал ее применение в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития.

При таких обстоятельствах рассматриваемые налоговые правоотношения не относится к длящимся, и у налогоплательщика отсутствовали основания полагать, что он вправе пользоваться при исчислении налога на прибыль налоговой ставкой, которую региональный законодатель отменил с нового налогового периода.

Данный вывод не свидетельствует о придании обратной силы новому порядку исчисления налога, поскольку спорные правоотношения возникли после 01.01.2007, то есть после отмены нормативных актов, регулирующих прежний порядок налогообложения.

Суд исходит из того, что в рамках настоящего дела вопрос о придании обратной силы местному законодательству, распространении его действия на периоды, предшествовавшие новому налоговому регулированию, налоговым органом не ставился.

Более того, суд считает необходимым в рассматриваемой ситуации указать на выводы Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в определении от 07.02.2002 г. по делу № 37-О, которые сводятся к тому, что «само по себе расширение законом состава плательщиков того или иного налога - при условии, что требование о его уплате не распространяется на период, предшествовавший новому налоговому регулированию, - не может рассматриваться как придание закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы».

Таким образом, признание утратившими силу Закона №121-ОД и Закона №234-ОД, а так же исключение из Закона №352-О пункта 2 статьи 1 не может рассматриваться, как придание закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы.

Напротив, распространение налогоплательщиком на себя в 2007 году положений Законов Волгоградской области, которые утратили силу, противоречит статье 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, определение экономической целесообразности введения того или иного налога, установление и изменение состава налогоплательщиков и существенных элементов налогового обязательства относится к полномочиям законодателя. Положения ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которой в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, на истца, который к указанной категории налогоплательщиков не относится, применимы быть не могут. В отношении иных категорий субъектов предпринимательской деятельности законодателем ограничений в налогообложении, не установлено.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК РФ. Исходя из смысла пункта 2 статьи 17 НК РФ, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях.

Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 05.07.2001 г. № 162-О, 07.02.2002 г. № 37- О, поскольку установление льгот не является обязательным при определении существенных элементов налога, отсутствие таких льгот для других категорий налогоплательщиков не влияет на оценку законности установления самого по себе налога.

При таких обстоятельствах, применение налогоплательщиком в 2007 году пункта 2 статьи 1 Закона №352-ОД наряду со статьей 3 Закона №234-ОД, суд признает неправомерным.

Решение межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области №15-10/5503 от 19.10.2007 в части уплаты налога на прибыль в размере 10004158 руб. и соответствующих пени, а так же требование межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области №4192 об уплате налога на прибыль по состоянию на 07.12.2007 в размере 9872917 руб. являются законными и признанию недействительными не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь главой 20 и статьей 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок со дня вынесения.

Судья И.В. Селезнёв