Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград Дело № А12-19316/2019
«02» октября 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 30.09.2019 года
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Троицкая Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоконь Л.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (ИНН <***>; ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>,ИНН <***>), Волгоградскому областному потребительскому обществу (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании совершить действия
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2, по доверенности
от ответчиков – ФИО3, по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (истец ) обратился с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 , Волгоградскому областному потребительскому обществу , в котором просит обязать Волгоградское областное потребительское общество привести стену здания , расположенного по адресу: <...>, в первоначальное состояние , а именно устранить организованный дверной проем вместо оконного проема со стороны двора с учетом требований , предусмотренных ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в том числе обязать разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза», 1950 года в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу; обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и согласовать проектную документацию в Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в течении пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу; обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза» 1950 года в течении семи месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 с учетом требований , предусмотренных ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» привести входную группу здания, расположенного по адресу: <...>, со стороны ул. Ленина г. Волгограда, в первоначальное состояние, в том числе, обязать разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза» 1950 года, в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу; обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и согласовать проектную документацию в Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в течении пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здания Облпотребсоюза» 1950 года, в течении семи месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования .
Ответчики исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении в отзывах на иск, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, «Здание Облпотребсоюза» 1950 года зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ ( регистрационный номер 341710762760005).
Предмет охраны объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза» 1950 года утвержден приказом Комитета культуры Волгоградской области № 01-20/253 от 01.08.2016.
Собственником нежилых помещений площадью 658,7 кв.м. по адресу <...> на 1 этаже является Волгоградское областное потребительское общество ( запись регистрации от 11.02.2015).
Собственником нежилых помещений площадью105,8 кв.м. по адресу <...> на цокольном этаже является ФИО1 ( запись регистрации от 07.11.2017).
Решением Центрального районного суда г.Волгограда по делу № 2-877/2018 удовлетворены исковые требования ФИО4 к Волгоградскому областному потребительскому обществу, ФИО1 о возложении обязанности по приведению здания по адресу: <...> ( «Здание Облпотребсоюза») в первоначальное состояние, исковые требования Волгоградского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» к ФИО1 о возложении обязанности по приведению здания по адресу <...> в первоначальное состояние.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29.08.2018 решение Центрального районного суда г.Волгограда по делу № 2-877/2018 оставлено без изменения.
Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области участвовал в деле № 2-877/2018 в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.
До настоящего времени решения Центрального районного суда г.Волгограда не исполнено.
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 № 697-п «Об утверждении Положения о Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области» Комитет осуществляет государственные полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.
На основании изложенного, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд Волгоградской области.
Доводы ответчиков о прекращении производства по делу в связи с тем, что до обращения в арбитражный суд Волгоградской области с данным иском Комитет обратился с теми же требованиями в Центральный районный суд отклоняются судом как необоснованные . В ходе рассмотрения дела № 2-2443/2019 судом установлено, что дело не подлежит рассмотрению в Центральном районном суде г. Волгограда в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции. Стороны и основания заявленных требований по данному делу и делу № 2-877/2019 различны. С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по настоящему делу по п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (Определение Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 N 2755-0).
Правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежат регулированию положениями Федерального законаN 73-ФЗ.
Согласно преамбуле к Федеральному законуN 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (статья 45 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ собственник при содержании и использовании объекта культурного наследия обязан обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
Доступ к культурным ценностям является конституционным правом каждого гражданина.
В силу статьи 47.4 Федерального закона N 73-ФЗ доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 № 697-п «Об утверждении Положения о Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области» Комитет осуществляет государственные полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.
Государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ (пункты 4, 4.1 статьи 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ).
В силу части 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В силу статьи 12 ГК РФ защита нарушенных прав по данной категории дел осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Вместе с тем, статьей 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ установлены ограничения (обременения) имущественных прав собственника объекта культурного наследия, в том числе обязанность поддерживать объект культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения его физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства изменения облика объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза» 1950 года по адресу <...>, установлены решением Центрального районного суда г.Волгограда по делу № 2-877/2018, имеют преюдициальное значение для данного дела в силу положений ч. 3 ст. 69 АПК РФ и не подлежат повторному доказыванию.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Волгоградское областное потребительское общество привести стену здания , расположенного по адресу: <...>, в первоначальное состояние , а именно устранить организованный дверной проем вместо оконного проема со стороны двора с учетом требований , предусмотренных ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в том числе обязать разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза», 1950 года в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу; обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и согласовать проектную документацию в Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в течении пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу; обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза» 1950 года в течении семи месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 с учетом требований , предусмотренных ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» привести входную группу здания, расположенного по адресу: <...>, со стороны ул. Ленина г. Волгограда, в первоначальное состояние, в том числе, обязать разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза» 1950 года, в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу; обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и согласовать проектную документацию в Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в течении пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здания Облпотребсоюза» 1950 года, в течении семи месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Волгоградского областного потребительского общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
СУДЬЯ Н.А. Троицкая