ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-19316/19 от 30.09.2019 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград                                                                 Дело № А12-19316/2019

«02» октября   2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 30.09.2019 года

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Троицкая Н.А.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоконь Л.В.  ,  рассмотрев в судебном заседании дело по  исковому  заявлению Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (ИНН <***>; ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>,ИНН <***>),  Волгоградскому областному потребительскому обществу (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании совершить действия

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО2,   по доверенности

от ответчиков – ФИО3,  по доверенности

УСТАНОВИЛ:

              Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (истец ) обратился с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 ,  Волгоградскому областному потребительскому обществу , в котором просит обязать Волгоградское  областное потребительское общество  привести стену здания , расположенного по адресу: <...>, в первоначальное состояние , а именно устранить организованный  дверной проем вместо оконного проема  со стороны  двора  с учетом требований ,  предусмотренных ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах  культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской  Федерации», в том числе обязать разработать проектную документацию  на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза», 1950 года в  течении  трех месяцев со дня вступления  решения  в законную силу;      обеспечить проведение государственной историко-культурной  экспертизы  проектной  документации и согласовать проектную документацию в Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области  в течении  пяти месяцев со дня вступления   решения в законную силу;  обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия  «Здание Облпотребсоюза» 1950 года в течении  семи месяцев  со дня вступления  решения  в законную силу; обязать индивидуального предпринимателя ФИО1  с учетом требований  , предусмотренных ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об  объектах  культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов  российской Федерации» привести входную группу здания, расположенного по  адресу: <...>, со стороны ул. Ленина г. Волгограда, в первоначальное состояние, в том числе, обязать разработать проектную  документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия  «Здание Облпотребсоюза» 1950 года, в течении трех месяцев со дня вступления  решения в законную силу; обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и согласовать проектную документацию  в Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в течении пяти месяцев со дня вступления в законную силу  решения суда; обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного  наследия «Здания Облпотребсоюза» 1950 года, в течении семи месяцев со дня вступления  решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования .

Ответчики исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Изучив представленные  в материалы дела документы, выслушав  объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении в отзывах на иск, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, «Здание Облпотребсоюза» 1950 года зарегистрировано в Едином  государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов  РФ ( регистрационный номер 341710762760005).

Предмет охраны объекта культурного  наследия «Здание Облпотребсоюза» 1950 года утвержден приказом  Комитета  культуры  Волгоградской области  № 01-20/253 от 01.08.2016.

Собственником  нежилых помещений площадью 658,7 кв.м.  по адресу <...> на 1 этаже является  Волгоградское областное потребительское общество  ( запись регистрации от 11.02.2015).

Собственником  нежилых помещений площадью105,8  кв.м.  по адресу <...> на цокольном этаже является  ФИО1   ( запись регистрации от 07.11.2017).

Решением  Центрального районного суда г.Волгограда по делу № 2-877/2018 удовлетворены исковые требования  ФИО4  к Волгоградскому  областному потребительскому обществу, ФИО1  о возложении обязанности по приведению здания по адресу: <...> ( «Здание Облпотребсоюза») в первоначальное состояние, исковые требования  Волгоградского регионального отделения Всероссийской  общественной организации   «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»  к ФИО1 о возложении обязанности по приведению здания  по адресу <...> в первоначальное  состояние.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам  Волгоградского областного суда от 29.08.2018   решение  Центрального районного суда г.Волгограда по делу № 2-877/2018  оставлено без изменения.

Комитет государственной охраны  объектов культурного наследия Волгоградской области участвовал в деле № 2-877/2018 в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.

До настоящего времени решения Центрального  районного суда г.Волгограда не исполнено.

В соответствии   с постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 № 697-п «Об утверждении  Положения  о Комитете  государственной охраны  объектов культурного наследия Волгоградской области» Комитет  осуществляет  государственные полномочия  в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.

На основании  изложенного, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд Волгоградской области.

Доводы ответчиков  о прекращении производства по делу  в связи с тем, что  до обращения в арбитражный суд Волгоградской области  с данным иском  Комитет обратился с теми же требованиями  в Центральный районный суд отклоняются судом как необоснованные  . В ходе рассмотрения дела № 2-2443/2019  судом установлено, что дело не подлежит рассмотрению в Центральном районном суде г. Волгограда в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции. Стороны и основания заявленных требований  по данному делу и делу № 2-877/2019  различны.  С учетом изложенного, оснований  для прекращения производства по настоящему делу по п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ не имеется.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (Определение Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 N 2755-0).

Правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежат регулированию положениями Федерального законаN 73-ФЗ.

Согласно преамбуле к Федеральному законуN 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (статья 45 Федерального закона N 73-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ собственник при содержании и использовании объекта культурного наследия обязан обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.

Доступ к культурным ценностям является конституционным правом каждого гражданина.

В силу статьи 47.4 Федерального закона N 73-ФЗ доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности.

На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии   с постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 № 697-п «Об утверждении  Положения  о Комитете  государственной охраны  объектов культурного наследия Волгоградской области» Комитет  осуществляет  государственные полномочия  в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.

Государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ (пункты 4, 4.1 статьи 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ).

В силу части 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

В силу статьи 12 ГК РФ защита нарушенных прав по данной категории дел осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Вместе с тем, статьей 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ установлены ограничения (обременения) имущественных прав собственника объекта культурного наследия, в том числе обязанность поддерживать объект культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения его физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта.

Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обстоятельства изменения облика объекта  культурного наследия  «Здание Облпотребсоюза» 1950 года  по адресу <...>,  установлены  решением Центрального районного суда г.Волгограда по делу № 2-877/2018,  имеют преюдициальное значение для данного дела в силу положений ч. 3 ст. 69 АПК РФ и не подлежат повторному доказыванию.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности   исковых требований.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд

Р Е Ш И Л :

             Обязать Волгоградское  областное потребительское общество  привести стену здания , расположенного по адресу: <...>, в первоначальное состояние , а именно устранить организованный  дверной проем вместо оконного проема  со стороны  двора  с учетом требований ,  предусмотренных ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах  культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской  Федерации», в том числе обязать разработать проектную документацию  на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание Облпотребсоюза», 1950 года в  течении  трех месяцев со дня вступления  решения  в законную силу;      обеспечить проведение государственной историко-культурной  экспертизы  проектной  документации и согласовать проектную документацию в Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области  в течении  пяти месяцев со дня вступления   решения в законную силу;  обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия  «Здание Облпотребсоюза» 1950 года в течении  семи месяцев  со дня вступления  решения  в законную силу.

         Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1  с учетом требований  , предусмотренных ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об  объектах  культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов  российской Федерации» привести входную группу здания, расположенного по  адресу: <...>, со стороны ул. Ленина г. Волгограда, в первоначальное состояние, в том числе, обязать разработать проектную  документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия  «Здание Облпотребсоюза» 1950 года, в течении трех месяцев со дня вступления  решения в законную силу; обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и согласовать проектную документацию  в Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в течении пяти месяцев со дня вступления в законную силу  решения суда; обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного  наследия «Здания Облпотребсоюза» 1950 года, в течении семи месяцев со дня вступления  решения в законную силу.

           Взыскать с  Волгоградского  областного потребительского общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.    

           Взыскать с индивидуального  предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.         

              Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

СУДЬЯ                                                                                                     Н.А. Троицкая