ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-19437/16 от 23.06.2016 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru   телефон:(8442) 23-00-78    Факс: (8442)24-04-60  

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

город Волгоград                                                                                     Дело № А12-19437/2016

«30»  июня   2016 года                   

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня   2016 года.

Полный текст решения изготовлен 30 июня   2016 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,

при участии в судебном заседании:

от общества с  ограниченной ответственностью «Тандем» - Марин М.Ю.  доверенность от 05.11.2015;

от администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» - Волкова Е.А.,  доверенность от 02.02.2016 №05-ид/26;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с  ограниченной ответственностью «Тандем» (ОГРН 1123443005751,  ИНН 3443118737) к администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) о признании ненормативного правового акта недействительным, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Алексеенко Ольги Ивановны;

УСТАНОВИЛ:

общество с  ограниченной ответственностью «Тандем» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области  с заявлением о признании недействительным предписания  администрации  Волгограда  в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» от 25.02.2016 №369-р о прекращении нарушений обязательных требований, выданного  обществу с  ограниченной ответственностью «Тандем». 

В судебном заседании  представитель общества с ограниченной ответственностью «Тандем» на удовлетворении заявленных требований  настаивал по доводам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо  против удовлетворения  заявленных требований возражало по доводам, изложенным в представленном отзыве.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Как следует из документов, представленных в материалы дела,  управлением «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда на основании распоряжения  от 25.02.2016 № 369-р проведена внеплановая документарная проверка  в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тандем»  с целью  проверки  доводов, изложенных  в обращении гражданина,  проживающего по адресу: Волгоград, улица 4-х Связистов, дом 25А, квартира 9, относительно  правомерности начисления платы  за содержание и ремонт  жилого помещения.

В ходе проверки установлено, что гражданка Алексеенко О.И., по обращению которой прове­дена проверка, является нанимателем жилого помещения квартира № 9 вышеуказанного многоквартирного дома  № 25А по улица 4-х Связистов  в Волгограде  по до­говору социального найма.

Многоквартирным домом № 25А по улице 4-х Связистов  в Волгограде  находится в управлении  общества с ограниченной ответственностью «Тандем» на основании протокола общего собрания по выбору управляющей организацией от 23.06.2015 (лицензия № 034 - 000034 от 08.04.2015).

Согласно распоряжению департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 06.12.2013 № 537 «О переселении граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом № 25А по улице 4-х Связистов в Волгограде признан непригодным для проживания и подлежащий переселению граждан в 2020 году.

Постановлением администрации Волгограда от 24.12.2014 №1676 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда» установлена плата для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального аварийного жилищного фонда.

Согласно платежным документам,  приложенным к обращению гражданина, с августа 2015 года по январь 2016 года плата за содержание и ремонт жилого помещения № 9 многоквартирного дома № 25А по улице 4-х Связистов начислялась обществом с ограниченной ответственностью «Тандем» в размере 20,87 руб/кв.м., установленном решением общего собрания собственников помещений дома, как для собственника жилого помещения, что является нарушением части 3 статьи 156, части 4 статьи 155, статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

По результатам проверки  составлен акт от 25.02.2016 № 369-р, обществу с ограниченной ответственностью «Тандем» выдано  предписание от 25.02.2016 №369-р о прекращении нарушений обязательных требований.

Полагая, что предписание от 25.02.2016 № 369-р является незаконным и нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Тандем», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации  предусмотрено право должностных лиц органов муниципального жилищного контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Законом Волгоградской области от 10.01.2014 № 12-ОД органам местного самоуправле­ния городских округов Волгоградской области переданы государственные полномочия по госу­дарственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю.

На основании постановления администрации Волгограда от 30.12.2015 № 1865 «Об управлении «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда» на территории Волгограда данные полномочия осуществляет администрация Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

 Оспариваемым предписанием администрации  Волгограда  в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда»  от 25.02.2016 №369-р  обществу  предписано в срок до 20.05.2016 пре­кратить нарушение и произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества гражданам, проживающим по адресу: дом 25А по улице 4-х Связистов в  Волгограде, за период с августа 2015 года по январь 2016 года, исходя из размера 6,60 руб/м.кв.

Решением администрации  Волгограда  в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда»   от 03.06.2016  № 369-р  с учетом  обстоятельств,  установленных в ходе проверки, а также неисполнения   обществом с ограниченной ответственностью  «Тандем»  предписания  в предписание от 25.02.2016 №369-р    внесены изменения: слова «гражданам, проживающим по адресу:  Волгоград, дом № 25А по улице  4-х Связистов» заменены словами «гражданке, проживающей по адресу: Волгоград, дом № 25А, квартира  9 по улице  4-х Связистов».

В силу статьи 39 Жилищного  кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 30 Жилищного  кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

В статье 61 Жилищного  кодекса Российской Федерации установлено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с названным Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Жилищного  кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 3 статьи 67 Жилищного  кодекса Российской Федерации на нанимателя возложена обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В части 1 статьи 154 Жилищного  кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения (часть 3 статьи 155 Жилищного  кодекса Российской Федерации).

В силу положений части 4 статьи 155 Жилищного  кодекса Российской Федерации и пункта 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Из материалов дела следует, Алексеенко О.И.  является  нанимателем жилого помещения  - квартира  № 9, дом 25А по улице 4-х Связистов в  Волгограде по до­говору социального найма.

Согласно частям 3, 4 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размер платы за пользование жилым помеще­нием (платы за наем), устанавливаются органами местного самоуправления. Размер платы уста­навливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположе­ния дома.

Постановлением администрации Волгограда от 24.12.2014 № 1676 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государ­ственного или муниципального жилищного фонда» установле­на плата для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального аварийного жилищного фонда.

Согласно распоряжению департамента по жилищной политике администрации Волго­града от 06.12.2013 № 537 «О переселении граждан, проживающих в жилых помещениях муни­ципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный  дом № 25А по улице 4-х Связистов  в Волгограде при­знан непригодным для проживания и подлежащим переселению граждан в 2020 году.

Данный дом  представляет собой девятиэтажное здание с кирпичными стенами, мягкой кров­лей, с централизованными отоплением, холодным и горячим водоснабжением, с лифтом и мусо­ропроводом.

Пункт 1.3. «Аварийный жилой фонд» раздела 1. «Муниципальный жилищный фонд» по­становления администрации Волгограда от 24.12.2014 № 1676 содержит два подпункта (1.3.1. и 1.3.2.), устанавливающих размер платы за содержание и ремонт для нанимателей в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома:

1.3.1.жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, без лифта, мусоропровода, централизованного горячего водоснабжения, горячего водоснабжения посредством газовых проточных водонагревателей, централизованного отопления (6,23руб/м.кв.);

1.3.2.жилые благоустроенные дома с централизованным отоплением, холодным водо­снабжением, горячим водоснабжением посредством газовых проточных водонагревателей, без лифта и мусоропровода (6,60 руб/м.кв.).

Поскольку полного совпадения по уровню благоустройства по характеристикам многоквартирного дома № 25А по улице 4-х Связистов  постанов­ление администрации Волгограда от 24.12.2014 № 1676 не содержит,  управлением  применен  размер платы, установленный  для наиболее схожего  многоквартирного дома в  видом благо­устройств,  а именно: содержащийся в подпункте 1.3.2. постановления администрации Волгограда от 24.12.2014 № 1676 (6,60 руб/м.кв.).

Таким образом,  в соответствии  с оспариваемым предписанием обществу при расчете размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателя по договору найма жилых помеще­ний муниципального жилищного фонда, признанного аварийным жилищным фондом, надле­жит применять размер платы, установленный для такого фонда постановлением администрации Волгограда от 24.12.2014 № 1676 - 6,60 руб/м.кв.

 Из материалов дела следует, что согласно представленным платежным документам с августа 2015 года по январь 2016 года пла­та за содержание и ремонт жилого помещения № 9 многоквартирного  дома № 25А по улице 4-х Связистов начисля­лась обществом в размере 20,87 руб/кв.м, установленном для собственников поме­щений решением общего собрания собственников помещений вышеуказанного дома.

Суд соглашается с выводом  управления,  что согласно действующему законодательству общество  обязано было начислять плату нанимателю, проживающему в квартире  № 9 дома № 25А по улице 4-х Связистов  в Волгограде, ежемесячно в размере, установленном органом местного самоуправле­ния (6,60руб/м.кв.), а оставшаяся часть в размере (14,27 руб/м.кв.)  подлежит   уплате  органом местного самоуправления,  осуществляющим полномочия собственника  от имени муниципального образования, в согласованном с таким органом порядке.

Предписание управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации  Волгограда от 25.02.2016 №369-р с учетом решения  от 03.06.2016 № 369-р  соответствует  указанным нормам  действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества  с ограниченной ответственностью «Тандем» в сфере предпринимательской деятельности.

В материалах дела отсутствуют доказательства  исполнения  обществом  оспариваемого предписания от 25.02.2016 №369-р в первоначальной редакции.

С учетом изложенного суд не усмотрел оснований для  удовлетворения требования о признании недействительным предписания управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации  Волгограда от 25.02.2016 №369-р.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении  требования общества с  ограниченной ответственностью «Тандем» о признании недействительным предписание  администрации  Волгограда Управление «Жилищная инспекция Волгограда» от 25.02.2016 №369-р о прекращении нарушений обязательных требований, выданного  обществу с  ограниченной ответственностью «Тандем». 

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции (через Арбитражный суд Волгоградской области).

СУДЬЯ                                                                                                                Е.В. Пономарева