АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-19487/2019
«07» октября 2019 года
Резолютивная часть объявлена 07 октября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2019 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Калашниковой О.И., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Есаян Ж.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новострой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения налогового органа, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представитель по доверенности,
от ответчика –ФИО2, представитель по доверенности,
остальные лица извещены, не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «НовоСтрой» (далее – заявитель, ООО «Новострой», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области (далее – МИФНС № 4 по Волгоградской области, налоговый орган, Инспекция) от 12.11.2018 № 09-17/307 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В качестве заинтересованных лиц арбитражный суд привлек Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области.
В судебном заседании представитель заявителя заявленное требование поддержал, указывая на необоснованность принятия МИФНС № 4 по Волгоградской области решения о привлечении к ответственности за не предоставление истребованных документов.
Представитель налогового органа в удовлетворении заявления просила отказать, полагая, что оспариваемое решение соответствует закону.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы сторон, арбитражный суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области в адрес Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области в рамках проведения выездной проверки общества с ограниченной ответственностью «Волгоградский комплектационный склад» (далее - ООО «ВКС») (решение ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области о проведении выездной налоговой проверки от 20.04.2018 № 13-16/766, проверка приостановлена 28.04.2018, возобновлена 10.10.2018) направлено поручение № 13-16/47497 от 28.08.2018 об истребовании у ООО «Новострой» документов, касающихся деятельности ООО «Оператор», которое, в свою очередь, является контрагентом ООО «ВКС».
На основании указанного поручения требованием МИФНС № 4 по Волгоградской области от 03.09.2018 № 09-15/14284 о предоставлении документов (информации) у заявителя были запрошены следующие документы:
- книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за период с 01.01.2015 по 31.12.2017,
- агентское соглашение, заключенное с ООО «Оператор» (ИНН <***>),
- отчет агента по агентскому договору (контракту, соглашению) за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 г.г., с приложениями, в том числе, документы, подтверждающие приобретение товарно-материальных ценностей, а именно договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные по приобретенным товарно-материальным ценностям в рамках исполнения агентского соглашения, заключенного с ООО «Оператор»,
-акты о приемке выполненных работ за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, оформленные от ООО «Оператор»,
-товарные накладные за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 в виде реестра товарных накладных, выставленных в адрес покупателей, с указанием реквизитов товарной накладной (№, дата, сумма, наименование ИНН контрагента) в разбивке поквартально,
-информация, касающаяся деятельности ООО «Оператор», являющегося контрагентом ООО «ВКС» (ИНН <***>),
-информация, касающаяся деятельности ООО «ВКС», в связи с истребованием документов (информации) или информации по сделке контрагента проверяемого лица или у лица, располагающего информацией по проверяемому лицу или у налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки.
Одновременно с требованием о представлении документов налогоплательщику направлена копия поручения ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области от 28.08.2018 № 13-16/47497 об истребовании документов.
С ходатайством о продлении срока предоставления документов налогоплательщик не обращался.
В ответ на требование от 03.09.2018 № 09-15/14284 заявитель в письме от 12.09.2018 сообщил, что за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 у него не было взаимоотношений с ООО «ВКС».
Указанный ответ налоговый орган посчитал необоснованным, поскольку у ООО «Новострой» были истребованы документы не по взаимоотношениям с ООО «ВКС», а документы, касающиеся деятельности ООО «Новострой» и ООО «Оператор», которое, в свою очередь, является контрагентом ООО «ВКС».
Решением МИФНС № 4 по Волгоградской области № 09-17/307 от 12.11.2018 ООО «Новострой» привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п.2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
В связи с несогласием с указанным решением налогового органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, арбитражный суд руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме; установленным государственными органами и органами местного самоуправления служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В силу пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц; располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения позволяющие идентифицировать эту сделку.
Согласно пункту 4 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованыЛ документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
На основании п.6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Суд отмечает, что НК РФ не предусмотрено ограничений по истребованию налоговыми органами документов (информации) у участников сделки либо у иных лиц в зависимости от наличия у таких лиц статуса налогоплательщика или контрагента, что также подтверждается судебной практикой.
Согласно выводам, указанным в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 306-КГ14-1989. в Письме ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@ «О направлении обзора судебных актов, вынесенных Верховным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года, положения статей 82. 93. 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).
Также законодательством о налогах и сборах не предусмотрено обязанности налогового органа при осуществлении мероприятий налогового контроля в рамках статьи 93.1 НК РФ разъяснять лицу, у которого истребуются документы (информация), относимость конкретных документов (информации) к деятельности проверяемого налогоплательщика.
В свою очередь, такое лицо не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами (информацией), касаются проверяемого налогоплательщика.
Отношение запрашиваемых документов к деятельности проверяемого налогоплательщика, круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов.
Необходимо отметить, что выставленное Инспекцией требование о представлении документов (информации) содержит необходимый перечень документов с указанием периода, к которым они относятся: наименование контрагента, по операциям с которым запрашиваются документы; имеет указание на мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в истребовании документов (информации), ссылку на поручение об истребовании документов (копия которого приложена к требованию, направленному в адрес налогоплательщика).
То есть, требование налогового органа содержит все необходимые данные, позволяющие исполнить его в установленный срок и идентифицировать признаки запрашиваемых документов (информации), следовательно соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 126 НК РФ предусмотрено, что непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу, а также иное уклонение от представления документов по запросу налогового органа влечет взыскание штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей.
В связи с неисполнением заявителем вышеназванного требования в установленный срок Инспекцией на основании положений статьи 101.4 НК РФ составлен акт от 28.09.2018 №09-17/3021 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122. 123). В акте указаны документально подтвержденные факты нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ. Кроме того, в акте отражена информация о праве налогоплательщика, в случае несогласия с установленными в рамках мероприятий налогового контроля фактами, а также с выводами и предложениями должностных лиц, в течении одного месяца со дня получения акта представить письменные возражения и документы, подтверждающие их обоснованность.
Общество 24.10.2018 представило возражения на акт, в соответствии с которыми настаивало на отсутствии у юридического лица запрошенных налоговым органом документов.
В результате рассмотрения акта и возражений общества, решением МИФНС № 4 по Волгоградской области № 09-17/307 от 12.11.2018 ООО «Новострой» привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п.2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 данной статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Поскольку Инспекцией у ООО «Новострой» истребовались документы (информация) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, то есть в рамках проведения выездной налоговой проверки ООО «ВКС». а не вне рамок проведения налоговых проверок относительно конкретной сделки, то в требовании от 03.09.2018 № 09-15/14284 правомерно был указан срок для представления документов (информации) в течении пяти дней.
Направление поручения об истребовании документов у ООО «Новострой» в период приостановления выездной налоговой проверки ООО «ВКС» не противоречит нормам НК РФ.
Так, согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.
Указанная позиция подтверждена письмом ФНС N СА-4-7/16692 от 22 августа 2014 г, п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Мнение заявителя о том, что при приостановлении выездной налоговой проверки ИФНС по г. Волжскому направлено поручение об истребовании документов вне рамок проверки по п. 2 статьи 93.1 НК РФ не соответствует законодательству.
Так, на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, то есть указанные действия проводятся в рамках проведения налоговой проверки.
Доводы заявителя о том, что фактически истребуемые у него документы не касаются предмета налоговой проверки в отношении ООО «ВКС», также как и ссылки на представленные в материалы настоящего дела документы, которые заявитель должен был представить по требованию налогового органа, суд отклоняет, поскольку указанное лицо не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами (информацией), касаются проверяемого налогоплательщика. Отношение запрашиваемых документов к деятельности проверяемого налогоплательщика, круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов.
При таких обстоятельствах, налоговым органом принято обоснованное решение о привлечении общества к налоговой ответственности, в связи с чем, заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Волгоградской области
решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «НовоСтрой» о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области от 12.11.2018 № 09-17/307 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья О.И. Калашникова