ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-19831/19 от 02.08.2019 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОЛГОГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                            Дело № А12-19831/2019

«16» августа 2019 года

Резолютивная часть решения в порядке упрощенного производства изготовлена 02 августа  2019 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Калашниковой О.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газнефтесервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газнефтесервис»(далее – заявитель, ООО «Газнефтесервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее – административный орган, Волгоградстат) от 28.05.2019  № ЕА/2019-50 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Ознакомившись с заявлением, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 № 282-ФЗ (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ) респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные (документированная информация по формам федерального статистического наблюдения), необходимые для формирования официальной статистической информации.

Обязанность юридических лиц представлять в Росстат и его территориальные органы статистическую информацию предусмотрена также Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее Положение - № 620).

Основными требованиями при предоставлении статистической информации, необходимой для проведения федеральных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность (ст.4 Федерального закона № 282-ФЗ).

Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (п.4 Положения№ 620).

ООО «Газнефтесервис» подлежит Федеральному статистическому обследованию по форме № 1-предприятие и было обязано в установленный срок предоставить в Волгоградстат достоверную статистическую отчетность.

На сайте Волгоградстата для ООО «ГАЗНЕФТЕСЕРВИС» формировался перечень форм для предоставления в органы статистики.

В адрес респондента Волгоградстатом также направлялось письмо от 13.03.2019 (исх. № ЕЯ-37-07/491-др) о необходимости предоставления в срок не позднее 1 апреля 2019 года отчетности по форме № 1- предприятие за 2018 год.

ООО «Газнефтесервис» 21.03.2019 предоставлены первичные статистические данные по форме № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации» (далее - отчет № 1 -предприятие) за 2018 год. Однако, как выяснилось впоследствии, в нем отсутствовали данные в разделе 8 «Виды экономической деятельности» по кодам ОКВЭД2 06.20.1 «Добыча природного газа», 19.20.9 «Производство прочих нефтепродуктов», 49.41.1 «Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами», 77.12 «Аренда и лизинг грузовых автотранспортных средств».

Согласно указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», утвержденным приказом Росстата от 30.01.2018 № 39 (далее - Указания), в разделе 8 «Виды экономической деятельности в отчетном году» приводятся основные показатели в разрезе видов экономической деятельности, которыми занималось предприятие в отчетном году и предыдущем году, включая все структурные подразделения независимо от их местоположения. При этом, по строке 801 отражаются в целом по юридическому лицу, т.е. суммарно по всем видам деятельности, а по строке 802 - по каждому виду деятельности в соответствии с перечнем, приведенным в приложении 1 «Перечень видов экономической деятельности для заполнения разделов 8 и 9 формы № 1-предприятие» к Указаниям.

Предоставленный 21.03.2019 отчет прошел автоматическую проверку в установленные приказом Росстата от 27.10.2010 № 370 сроки, и программными средствами несоответствий отчета № 1-предприятие за 2018 год установленному XML-шаблону не выявлено. Отчет был принят.

Позднее Волгоградстатом была проведена также сверка предоставленных сведений и установлено, что данные отчета № 1-предприятие не соответствуют ежемесячным отчетам ООО «Газнефтесервис» по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за 2018 год (ОКУД № 0610013). Данные в разделе 8 «Виды экономической деятельности» по форме № 1-предприятие должны соответствовать видам деятельности, указываемым организацией ежемесячно в форме № П-1.

В связи с этим Волгоградстатом 07.05.2019 направлено в адрес ООО «Газнефтесервис» письмо № ЕЯ-37-07/851-др о предоставлении соответствующих пояснений.

Уточненный отчет по форме № 1-предприятие за 2018 год с исправленными данными по разделу 8 поступил 08.05.2019.

Постановлением Волгоградстата от 28.05.2019 по делу об административном правонарушении № ЕА/22019-50 ООО «Газнефтесервис» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 тыс. руб. за предоставление недостоверных первичных статистических данных по форме № 1-предприятие за 2018 год

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае, в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что предприятие предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден, существенных нарушений процессуальных требований со стороны ответчика при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Представитель ООО «Газнефтесервис» участвовал при составлении протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении общества к административной ответственности. Права юридического лица на защиту были обеспечены административном органом в соответствии с положениями КоАП РФ,

При назначении административного наказания юридическому лицу в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность - совершение правонарушения впервые, юридическому лицу назначено минимально установленное санкцией статьи административное наказание.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ привлечение к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ возможно в течение 2 месяцев с момента истечения установленного срока сдачи статистической отчетности.

Таким образом, при определении срока давности привлечения к ответственности суд учитывает, что, во-первых, совершенное правонарушение выявлено административным органом 07.05.2019, во-вторых, срок представления отчетности по форме № 1- предприятие за 2018 год – 01.04.2019. С учетом изложенного, постановление о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, выразившееся в предоставлении недостоверных первичных статистических данных к установленному законом сроку (01.04.2019) вынесено в пределах двухмесячного срока давности (28.05.2019).

Указанная правовая позиция вытекает из п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, и соответствует п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым  срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам - со дня, следующего за днем обнаружения правонарушения; в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, не установлено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чём должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания

В рассматриваемом случае исключительные обстоятельства, дающие возможность считать совершённое административное правонарушение малозначительным, судом не установлены.

Оснований для замены административного штрафа на предупреждение суд не находит.

Административным органом при назначении административного наказания юридическому лицу в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельство, смягчающее административную ответственность - совершение правонарушения впервые, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом случае минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет  менее ста тысяч рублей, суд не вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.

В соответствии с положениями статьи 4.1.1. КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае основания для применения указанной нормы у суда отсутствуют.

Таким образом, назначенное административным органом наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей соответствует характеру совершенного административного правонарушения и цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не имеется.

Руководствуясь статьями  211, 226-229 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Газнефтесервис»  о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области от 28.05.2019  № ЕА/2019-50 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                           О.И. Калашникова