ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-20014/10 от 23.11.2010 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-20014/2010

«23» ноября 2010 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Заплавненского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах, с участием заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от территориального отдела в г.Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах – ФИО1, представитель по доверенности № 3616 от 17.05.2010г.;

от Управления Роспотребнадзора – ФИО1, представитель по доверенности № 81 от

21.06.2010г.;

УСТАНОВИЛ:

  Администрации Заплавненского сельского поселения Ленинского муниципального

(далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах (далее – административный орган, ТО Роспотребнадзора по Волгоградской области) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 2329/384 от 16.09.2010г. о назначении административного наказания в отношении юридического лица – Администрации Заплавненского сельского поселения.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области.

Суд рассматривает дело в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного разбирательства, что не противоречит ч.3 ст.156 АПК РФ.

Заявленные требования мотивированы тем, что административным органом нарушены сроки уведомления о проведении внеплановой проверки, отсутствует вина администрации в совершении вменяемого административного правонарушения, не были выяснены все обстоятельства об организации водоснабжения на территории поселения и принимаемых Администрацией Заплавненского сельского поселения мерах по обеспечению жителей всего села водой хозяйственно-питьевого качества.

ТО Роспотребнадзора по Волгоградской области, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области заявленные требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что в период с 27.08.2010г. по 08.09.2010г. в отношении Администрации должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах проведена внеплановая проверка.

Основанием для проведения внеплановой проверки послужила жалоба гражданина ФИО2 по вопросу ненадлежащего водоснабжения питьевой водой жителей села Заплавное Ленинского района.

Проверка согласована с органами Прокуратуры, о чем имеется соответствующее решение о согласовании.

В ходе проверки установлено, что в жилом доме №1 по ул.60 лет октября в с. Заплавное Ленинского района Волгоградской области не предусмотрено хозяйственно-питьевое водоснабжение, снабжение дома осуществляется только водой технического качества.

При этом вода, предназначенная для технических нужд, подается по сетям питьевого водопровода здания. В связи с тем, что данные факты нарушают требования п.п.8.1.1. 8.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

08.09.2010г. в отношении Администрации в присутствии законного представителя Администрации - Главы ФИО3 составлен протокол №2329 об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

16 сентября 2010 года Администрация была привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

О времени и месте рассмотрения дела Администрация была извещена, о чем свидетельствует имеющаяся в протоколе расписка Главы - ФИО3

Однако представитель от Администрации на рассмотрение не явился, дело рассмотрено в отсутствии лица, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что не противоречит ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также за выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов обеспечения поселения водоснабжением отнесено к вопросам местного значения.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Согласно п.8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10, в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

В соответствии с п. 8.1.2.СанПиН 2.1.2.2645-10, соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду не питьевого качества, не допускается. Качество водопроводной воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Между тем, как уже было указано выше, в ходе проведения внеплановой проверки 08.09.2010 установлены нарушения требований санитарных правил, выразившихся в том, что в с. Заплавное Ленинского района Волгоградской области, в жилом доме №1 по ул.60 лет Октября, не обеспечено хозяйственно-питьевое водоснабжение, снабжение дома осуществляется только водой технического качества. Более того, вода, предназначенная для технических нужд, подается по сетям питьевого водопровода здания, что не отрицается администрацией.

Таким образом, в действиях администрации присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на нарушение при производстве по делу и вынесении постановления требований ст. 10 Федерального закона РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Суд не соглашается с вышеизложенными доводами, поскольку данная норма, как и в целом, Федеральный закон № 294-ФЗ, не регулирует вопросы привлечения лиц к административной ответственности, а значит, нарушение его требований нельзя отождествлять с фактами, свидетельствующими о незаконности и (или) необоснованности вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, потому как в силу ст.1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон №294-ФЗ не относится к законодательству об административных правонарушениях.

Из материалов дела видно, что распоряжение №286 от 20.08.2010 года было вручено законному представителю Администрации - Главе ФИО3 26.08.2010 года, о чем имеется соответствующая расписка в Распоряжении. Фактически же проверка началась, согласно акта проверки №286/275, 27.08.2010г. Таким образом, при проведении проверки законных прав юридического лица уполномоченным должностным лицом нарушено не было, равно, как не было нарушено и требований Федерального закона № 294-ФЗ. Проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Нарушений процессуальных требований при привлечении к административной ответственности общества, установленных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не выявлено.

Доводы заявителя о том, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома применительно к предмету рассматриваемого спора, суд считает не состоятельными. Проверкой было установлено, что дом №1, расположенный по ул.60 лет октября с. Заплавное Ленинского района Волгоградской области, достаточно оснащен коммуникациями, предназначенными для хозяйственно-питьевого водоснабжения, однако, вместо воды питьевого качества по данным сетям поставляется вода, предназначенная для технических нужд, что подтверждается административными материалами.

Принятие администрацией участия в областной целевой программе не исключает ответственности администрации за несоблюдение санитарных правил, поскольку помимо участия в данной программе, каких-либо реальных мер Администрацией не принималось.

Заключение Администрацией Заплавненского сельского поселения с индивидуальными предпринимателями соглашений о поставке бутилированной питьевой воды в розничные сети на территории поселения нельзя считать надлежащей мерой по обеспечению населения водой питьевого качества, так как данные действия не решают проблемы обеспечения питьевого водоснабжения. Исполнение обязательств индивидуальными предпринимателями по поставке бутилированной питьевой воды в розничные сети ничем, исходя из соглашения, не обеспечены, отсутствуют гарантии доступности по ценовой стоимости данной воды для потребителей при ее продаже.

Кроме того, Администрация поселения не использовала возможность по организации обеспечения населения привозной водой питьевого качества. Хотя такой метод обеспечения питьевой водой реализован во многих муниципальных образованиях на территории РФ, в которых отсутствует централизованное питьевое водоснабжение (Федеральная целевая программа «Обеспечение населения России питьевой водой» утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. №292, раздел «Развитие систем водоснабжения и водоотведения»).

Таким образом, позицию заявителя об отсутствии вины во вмененном административном правонарушении нельзя признать обоснованной.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что администрацией не были приняты все возможные меры, направленные на соблюдение требований санитарных правил и требований федерального закона в сфере обеспечения населения с. Заплавное хозяйственно-питьевым водоснабжением, также не принимались все зависящие меры к восстановлению нарушенных прав граждан жильцов многоквартирного жилого дома по ул. ул.60 лет Октября, д.1 в части организации обеспечения подачи в жилой дом воды питьевого качества.

Обоснованность привлечения к административной ответственности администрации по ст.6.3 КоАП РФ, подтверждается также реальным ущемлением прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме в с. Заплавное.

Таким образом, в действиях заявителя присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Администрации Заплавненского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах о признании незаконным и отмене постановления № 2329/384 от 16.09.2010г. по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Администрации Заплавненского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В.Кулик