ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-20194/08 от 22.12.2008 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград «22» декабря 2008 года

Дело № А12-20194/08

Арбитражный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Калашниковой О.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой О.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Мясопродукт-А»

к комитету государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 17.12.2008 г.

от административного органа – ФИО2, доверенность от 04.07.2008 г. № 2976

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Мясопродукт-А» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления комитета государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области от 25.11.2008 г. № 4/1699-11-08-10-08 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании представитель общества просит отменить оспариваемое постановление в связи с малозначительностью административного правонарушения, поскольку в настоящее время заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение находится на рассмотрении в Ростехнадзоре. Факт отсутствия установленных лимитов и учета отходов на дату вынесения оспариваемого постановления заявителем не оспаривается.

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что постановлением от 25.11.2008 г. № 4/1701-11-08-10-08 ООО «Мясопродукт-А» привлечено к административной ответственности за следующие нарушения:

- при наличии образующихся отходов производства и потребления (в течение года у предпри­ятия образуется 2,6629т/год (9,003куб.м./год), в том числе отходы 4-го и 5-го класса опасности: му­сор от бытовых помещений организаций несортированный, тара металлическая из под лакокрасоч­ных материалов, текстиль загрязненный, отходы упаковочного картона, отходы теста, отходы поли­этилена, отходы рубероида и т.д., предприятие с 4-го квартала 2007 года и на момент проверки (ноябрь 2008 г.), осуществляет размещение отходов без лимитов, установленных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;

- при наличии образующихся отходов, осуществлении деятельности в области обращении с отходами, предприятие не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Указанные действия (бездействия), по мнению административного органа, нарушают требования статьи 24 Федерального зако­на от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 статьи 18, статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Суд соглашается с выводом административного органа о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Как следует из постановления о привлечении к административной ответственности, ООО «Мясопродукт-А» осуществляет деятельность по изготовлению и оптовой торговле пельменными и котлетными полуфабрикатами, общественному питанию в промышленной зоне Дзержинского района г. Волгограда на территории ФГК «Мир» Фе­дерального Агентства по государственным резервам по Южному Федеральному округу, расположенного по адресу: 400075, <...>.

В процессе данной деятельности у юридического лица образуются отходы, указанные в оспариваемом постановлении, что подтверждается разработанным в 2006 году проектом нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, а также объяснениями директора общества, данными в ходе производства по административному делу.

Факт работы предприятия с 4-го квартала 2007 года и на момент проверки (ноябрь 2008 г.), заявителем не оспаривается.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

Согласно статье 1 данного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Статьей 18 названного Закона установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.

Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет применение административной ответственности на основании ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений требований КоАП РФ административным органом не допущено. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения судом не принимаются по следующим основаниям.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

В процессе осуществления деятельности ООО «Мясопродукт-А» образуются отходы производства и потребления в размере 2,6629т в год, в том числе отходы 4-го и 5-го класса опасности: му­сор от бытовых помещений организаций несортированный, тара металлическая из под лакокрасоч­ных материалов, текстиль загрязненный, отходы упаковочного картона, отходы теста, отходы поли­этилена, отходы рубероида. При таких обстоятельствах осуществление хозяйственной деятельности промышленным предприятием без утвержденных лимитов образования отходов и без надлежащего учета образующихся отходов является существенным нарушением природоохранного законодательства.

Таким образом, поскольку характер совершенного административного правонарушения не подпадает под признаки малозначительности, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 150, 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Мясопродукт-А» об отмене постановления комитета государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области от 25.11.2008 г. № 4/1699-11-08-10-08 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.И. Калашникова