Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград Дело № А12-20352/2017
«11» августа 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2017
Полный текст решения изготовлен 11.08.2017
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пятерниной Е.С., при ведении протокола помощником судьи Поповой А.И. (с использованием средств аудиозаписи), рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования – городского поселения р. п. Даниловка Даниловского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации городского поселения р. п. Даниловка Даниловского муниципального района Волгоградской области к Администрации городского поселения р.п. Даниловка Даниловского муниципального района Волгоградской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), муниципальному унитарному предприятию городского поселения р.п. Даниловка «Забота» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании сделки недействительной в части
в судебном заседании участвуют:
от Прокуратуры - прокурор отдела ФИО1, сл. удостоверение,
(в отсутствие остальных участников дела, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания)
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Волгоградской области (далее – Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области в интересах публично-правового образования – городского поселения р. п. Даниловка Даниловского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации городского поселения р. п. Даниловка Даниловского муниципального района Волгоградской области к администрации городского поселения р. п. Даниловка Даниловского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация, ответчик 1), муниципальному унитарному предприятию городского поселения р.п. Даниловка «Забота» (далее – Предприятие, ответчик 2) о признаниинедействительными (ничтожными) абзаца 3 пункта 3.3 «изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по прямому назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению», пунктов 4.1, 4.2 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием городского поселения р.п. Даниловка «Забота» от 17.10.2016 № 31-хв, заключенного между сторонами.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» прокурор, предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования, в связи с чем, суд извещает соответствующее публично-правовое образование, в интересах которого предъявлен иск, в лице уполномоченного органа, о принятии искового заявления прокурора к производству и возбуждении производства по делу.
В судебном заседании представитель Прокуратуры настаивал на удовлетворении требований.
Администрация и Предприятие явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения, в соответствии с частями 1, 6 статьи 121 АПК РФ, информации о времени и месте судебного заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Арбитражного суда Волгоградской области в разделе «Картотека Судебных дел». Поскольку присутствие в судебном заседании лица, участвующего в деле, или его представителей относится к правам сторон, а не к обязанностям, а также с учетом надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения представителя Прокуратуры, оценив доводы, арбитражный суд находит основания для удовлетворения заявленных требований в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 17.10.2016 между Администрацией и Предприятием заключен договор № 31-хв о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (далее - Договор).
Согласно пункта 1.1 Договора Администрация на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Главы городского поселения р.п. Даниловка от 12.10.2016 № 223 «О приеме и передаче муниципального имущества городского поселения р.п. Даниловка» закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество:
- треугольный дорожный знак оцинк. металл пл. тип А в количестве 32 шт., общей балансовой стоимостью 26 464,00 руб.;
- круглый дорожный знак оцинк. металл пл. тип А в количестве 16 шт., общей балансовой стоимостью 15 296,00 руб.;
- квадратный дорожный знак оцинк. металл пл. тип А в количестве 8 шт., общей балансовой стоимостью 7 136,00 руб.;
- дорожный знак STOP оцинк. металл пл. тип А, балансовой стоимостью 911,00 руб.
Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что предприятие владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения в соответствии с назначением имущества и целями деятельности предприятия, а также в соответствии с действующим законодательством, уставом Предприятия.
В соответствии с пунктом 3.3 Договора Администрация имеет право:
- осуществлять контроль за использованием по прямому назначению и сохранностью переданного имущества;
- изымать излишнее, не используемое, либо используемое не по прямому назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.
Согласно пункту 4.1. Договора имущество, закрепленное за предприятием в соответствии с настоящим договором, может быть изъято у Предприятия полностью или частично по решению Администрации в следующих случаях:
- при ликвидации или реорганизации Предприятия без установления правопреемства;
- в иных случаях согласно законодательству РФ.
В силу пункта 4.2 Договора имущество, изымаемое у Предприятия в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Договора, передается в Администрацию или по решению Администрации другому лицу.
В соответствии с требованиями статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
В силу части 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Статьей 294 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
На основании статьи 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определен перечень полномочий собственника имущества унитарного предприятия, среди которых отсутствует право на распоряжение, в том числе на изъятие имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятию.
Согласно пункту 5 совместного постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник не вправе изымать у созданного им унитарного предприятия имущество, переданное ему на праве хозяйственного ведения, поскольку ни положения Гражданского кодекса РФ, ни нормы Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, право изымать у него это имущество.
Пунктом 40 совместного постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК и иными законами.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Статьей 180 Гражданского кодекса РФ установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорные пункты Договора, предусматривающие право Администрации изымать у Предприятия имущество, закрепленное за последним на праве хозяйственного ведения, противоречат требованиям действующего законодательства и являются ничтожными (недействительными).
Согласно Уставу, Предприятиесоздано для обеспечения на территории городского поселения р.п. Даниловка решения вопросов по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, бытовых услуг, ведения личного подсобного хозяйства и благоустройства территории, иных целей установленных законодательством Российской Федерации перед органами местного самоуправления поселений.
Включение в Договор оспариваемых пунктов препятствует надлежащей реализации муниципальным образованием указанных выше полномочий на территории городского поселения р.п. Даниловка, чем нарушаются права муниципального образования - городского поселения р.п. Даниловка Даниловского муниципального района Волгоградской области.
Доводы ответчиков о заключении дополнительного соглашения к спорному договору о внесении изменений в спорные пункты договора не могут повлиять на выводы суда, поскольку правовая оценка условий договора должна быть дана на дату его заключения.
Внесение изменений в спорные пункты договора уже после подачи иска не исключает возможности рассмотрения заявленных исковых требований по существу.
Судебные расходы по общему правилу распределяются в соответствии со статьями 106-110 АПК РФ. Суд в соответствии с частью 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Предприятия в доход федерального бюджета, до 100 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительными (ничтожными) абзац 3 пункта 3.3 «изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по прямому назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению», пункты 4.1, 4.2 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием городского поселения р.п. Даниловка «Забота» от 17.10.2016 № 31-хв, заключенного между Администрацией городского поселения р.п. Даниловка Даниловского муниципального района Волгоградской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) и муниципальным унитарным предприятием городского поселения р.п. Даниловка «Забота» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>).
Взыскать с муниципального унитарного предприятия городского поселения р.п. Даниловка «Забота» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
СУДЬЯ Е.С. Пятернина