ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-20419/18 от 01.08.2018 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-20419/2018

06 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 06 августа 2018 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Масловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филиной Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бродвей брювери» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 15.06.2017,

от МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу – не явился, извещен,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Бродвей брювери» (далее – ООО «Бродвей брювери», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, Управление, административный орган) от 25.05.2018 по делу об административном правонарушении № 11-11-18/97 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

От МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу поступил отзыв на заявление, согласно которого возражает против удовлетворения требований заявителя.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, в результате анализа сведений, отраженных в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, сведений ЕГАИС, Управлением установлено, что в нарушение статьи 8, пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), ООО «Бродвей брювери» в 3, 4 квартале 2017 года осуществляло деятельность по производству пива без использования оборудования, оснащенного автоматическими средствами измерения и учета (далее - АСИиУ) объема готовой продукции в порядке, отвечающем требованиям статьи 8 Закона № 171-ФЗ и без решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование) о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков без оснащения АСИиУ объема готовой продукции.

Должностным лицом Управления 05.04.2018 в отношении Общества составлен протокол № 11-11-18/97 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 25.05.2018 № 11-11-18/97 Общество признано виновным в совершении правонарушения согласно названной квалификации, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Как установлено статьей 2 Закона № 171-ФЗ, пивом является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

В соответствии со статьей 2 названного Закона мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (производственная мощность) (далее - мощность) - максимально возможный годовой объем производства соответствующей продукции на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах.

Пунктом 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ установлено, что основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Эти требования не распространяются на основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в порядке, установленном пунктом 6 статьи 14 Закона № 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и имеющие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти расчет производственной мощности в отношении основного технологического оборудования. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти до принятия решения о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции проводит обследование данного оборудования в целях установления достоверности расчета производственной мощности, представленного указанными организациями. Использование основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции допускается по истечении 35 дней после представления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти расчета производственной мощности в порядке, установленном настоящим пунктом, при условии отсутствия решения, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, или до истечения 35 дней при условии, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти принято решение о допустимости использования данного оборудования без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Годовая производственная мощность организации по производству пива определяется в соответствии с «Порядком расчета мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи», утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 22.10.2014 № 328 при предоставлении технических документов, содержащих следующие данные: вместимость бродильных аппаратов, количество бродильных аппаратов, коэффициент заполнения бродильного аппарата, количество технологических циклов, коэффициент пересчета полуфабриката в готовую продукцию.

Как установлено пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона № 171-ФЗ.

Порядок оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 ноября 2012 № 351 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 14 названного Порядка организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, разливаемых в потребительскую тару, средства измерения, обеспечивающие измерение объема готовой продукции, устанавливают после расходной (напорной) емкости (форфаса) перед фасовочной машиной (автоматом) (машиной (автоматом) розлива, комплектной установкой, дозатором и т.д.).

В соответствии с пунктом 19 Порядка - после оснащения средствами измерения основного технологического оборудования средства измерения пломбируются (опечатываются) должностным лицом территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения основного технологического оборудования организации или ее обособленного подразделения в присутствии уполномоченного представителя организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается: производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ, в соответствии с которым основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

В силу пункта 18 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по пломбированию автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, пломбированию технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пломбированию оборудования для учета объема перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.08.2013 № 192 (далее - Административный регламент) пломбирование (снятие пломб) средств измерения, технических средств и оборудования для учета объема перевозок осуществляется на основании заявления о пломбировании (снятии пломб), оформленного согласно Приложению № 2 и документов, указанных в пункте 21 Административного регламента, поданных в территориальный орган Росалкогольрегулирования по месту осуществления деятельности.

В соответствии с пунктом 19 Административного регламента заявление о пломбировании (снятии пломб) и документы, указанные в пункте 21 Административного регламента, представляются посредством почтовых отправлений, через представителя заявителя либо в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал).

Как следует из материалов дела, ООО «Бродвей брювери» 09.06.2017 представило в Росалкогольрегулирование расчет производственной мощности основного технологического оборудования для производства пива.

В связи с этим, Росалкогольрегулирование инициировало проведение внеплановой выездной проверки. 06.07.2017 заместителем руководителя Росалкогольрегулирования вынесено решение № 10/403 о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в связи с выявлением несоответствия представленного расчета Порядку и Форме расчета производственной мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 22.10.2014 № 328, а именно: не заполнены подразделы 3.1 и 3.2 раздела 3 Форм расчета; в подразделе 3.3. раздела 3 Формы расчета отсутствует информация о технических документах (паспорта, эксплуатационные документы на основное технологическое оборудование).

27.07.2017 Общество представило в Росалкогольрегулирование расчет производственной мощности основного технологического оборудования для производства пива.

В связи с этим, Росалкогольрегулирование инициировало проведение внеплановой выездной проверки. По результатам проверки составлен акт № у3-а663/08 от 11.08.2017 и 25.08.2017 заместителем руководителя Росалкогольрегулирования вынесено решение № 10/539 о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в связи с выявлением несоответствия основного технологического оборудования требованиям абзаца 1 пункта 6 статьи 8 Закона № 171-ФЗ, несоответствия представленного расчета Порядку и Форме расчета производственной мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 22.10.2014 № 328, а именно: указанный в графе 4 раздела 1 расчета мощности адрес места осуществления производства не соответствует фактическому адресу.

По представленному Обществом в адрес Росалкогольрегулирования расчету мощности основного технологического оборудования по производству пива от 04.09.2017, согласно которого максимальная мощность оборудования составила 17 945,33 декалитров в год, Росалкогольрегулирование инициировало проведение с 11.09.2017 по 12.09.2017 внеплановой выездной проверки, по результатам которой составлен акт от 12.09.2017 № у3-а738/08. 02.10.2017 заместителем руководителя Росалкогольрегулирования вынесено решение № 10/638 о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в связи с выявлением несоответствия основного технологического оборудования требованиям абзаца 1 пункта 6 статьи 8 Закона № 171-ФЗ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2018, оставленным без изменения Девятым арбитражным апелляционным судом от 06.04.2018, по делу № А40-220946/17 решение Росалкогольрегулирования № 10/638 от 02.10.2017 о недопустимости использования ООО «Бродвей брювери» основного технологического оборудования для производства пива без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции признано недействительным.

При выявлении в представленном расчете производственной мощности недостоверной информации, свидетельствующей о превышении производственной мощности, указанной вабзаце четвертом пункта 2 статьи 8Закона № 171-ФЗ, выявлении несоответствия представленного расчета производственной мощности порядку составления расчета производственной мощности и его форме, выявлении несоответствия основного технологического оборудования требованиямпункта 1,абзаца восьмого пункта 2(в части обязанности учета оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи),абзаца первого пункта 6 статьи 8Закона № 171-ФЗ, отсутствии технических документов (технических условий, технологических инструкций, рецептур и других), в соответствии с которыми осуществляется производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, Росалкогольрегулирование принимает решение о недопустимости использования основного технологического оборудования без оснащения АСИиУ.

В то же время, следует отметить, что использование основного технологического оборудования без оснащения АСИиУ допускается по истечении 35 дней после представления в Росалкогольрегулирование расчета производственной мощности при условии отсутствия решения о недопустимости его использования или до истечения 35 дней при условии, что принято решение о допустимости использования данного оборудования без оснащения АСИиУ.

Таким образом, в случае приобретения оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, его использование, в том числе без оснащения АСИиУ, возможно только после направления расчета его мощности в Росалкогольрегулирование и отсутствия по истечении 35 дней решения о недопустимости его использования. Если же такое решение принято, можно использовать только ранее установленное оборудование, прошедшее вышеуказанную процедуру направления расчета мощности, в отношении которого также отсутствует решение о недопустимости его использования.

06.07.2017, 25.08.2017 заместителем руководителя Росалкогольрегулирования вынесены решения № 10/403, № 10/539, соответственно, о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Согласно данным, зафиксированным в ЕГАИС, ООО «Бродвей брювери» осуществило производство пива, что подтверждается отчетом о производстве № 2 от 12.07.2017.

Таким образом, ООО «Бродвей брювери» осуществляло деятельность по производству алкогольной продукции с нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции, а именно без оснащения основного технологического оборудования АСИиУ объема готовой продукции (без решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения АСИиУ объема готовой продукции).

Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность за данное административное правонарушение.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Общество в материалы дела не представило.

ООО «Бродвей брювери» имело возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Событие вменяемого Обществу административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела вышеперечисленными доказательствами.

Сроки и порядок привлечения заявителя к административной ответственности Управлением соблюдены.

При таких обстоятельствах заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Бродвей брювери» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 11-11-18/97 от 25.05.2018 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья И.И. Маслова