ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-20573/2023 от 12.12.2023 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград

«12» декабря 2023 года                                                                        Дело № А12-20573/2023

Резолютивная часть решения вынесена «05» декабря 2023 года

Полный текст решения изготовлен «12» декабря 2023 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Онищук К.Т., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шатохиной В.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» (400005, Волгоградская область, Волгоград город, им. В. И. Ленина проспект, дом 78, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2002, ИНН: <***>) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (400066, Волгоградская область, Волгоград город, Коммунистическая улица, 28А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2002, ИНН: <***>) об оспаривании ненормативных актов,

с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Федерального казначейства

в судебном заседании участвуют представители:

от  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» до и после перерыва – ФИО1, представитель по доверенности от 20.03.2023, диплом, ФИО2, представитель по доверенности от 26.09.2023, диплом,

от Управления Федерального казначейства по Волгоградской области до перерыва– ФИО5, представитель по доверенности №29-18-70/24 от 29.12.2021, диплом, ФИО3, специалист по доверенности от 30.10.2023, ФИО4, представитель по доверенности №29-18-70/33 от 29.12.2021, диплом, после перерыва- не явился, извещен,

от Федерального казначейства до перерыва – ФИО5, представитель по доверенности №29-18-70/12 от 29.12.2021, диплом,после перерыва- не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» (далее- Учреждение, ФГБОУ «ВГАФК») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о назначении административного наказания №16-34/90/2023 от 11.08.2023, об оспаривании представления УФК по Волгоградской области от 29.06.2023 № 29-21-09/14 в части пункта 1 резолютивной части и пунктов 6 и 9 описательной части.

Определением суда от 17.10.2023 дела № А12-20573/2023 и № А12-23627/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу статистический номер №А12-20573/2023.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает.

Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее-УФК по Волгоградской области, административный орган) требования не признало. В удовлетворении требований просит отказать.

Выслушав доводы представителей,  исследовав материалы дела, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

На основании приказа Управления от 28 апреля 2023 г. № 432-ОД «О назначении плановой выездной проверки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» в отношении ФГБОУ «ВГАФК» проведена выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федераций «Развитие физической культуры и спорта» за период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 года.

По результатам проверки был составлен Акт от 24.05.2023.

В ходе проверки выявлены нарушения, которые отражены в представлении казначейства от 29.06.2023 №29-21-09/14 (10 пунктов).

Не согласившись с результатами проверки и вынесенными по ее результатам представления, учреждение обжаловало его в вышестоящий орган- Федеральное казначейство Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы вынесен приказ Федерального казначейства от 31.08.2023 №308 «О частичном удовлетворении жалобы ФГБОУ «ВГАФК» от 18.07.2023 №30.1.09/530».

Согласно части 1 приказа Федерального казначейства от 31.08.2023 №308 жалоба ФГБОУ ВО «ВГАФК» удовлетворена частично: отменены пункты 4,5,7 Представления; в пункте 6 Представления после слов «государственного задания,» добавить слово «неправомерно», слова «20 073 687,54» заменить словами «9 608 350,63»; в пункте 1 требовательной части Представления слова «выявленные нарушения, указанные в пунктах 6,7,9» заменены словами «выявленное нарушение, указанное в пункте 9», слова «74 933 223,63 рублей» заменены словами «1 065 861,00 рубль»; в удовлетворении остальной части жалобы отказано.

Согласно пункту 6 представления  от 29.06.2023 №29-21-09/14 Учреждению вменено, что в нарушение абзацев 2, 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 3.16 пункта 3 Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минспорта России от 27 октября 2020 г, № 798 (далее - Порядок от 27.10.2020 № 798), пунктов 2.1, 4.3.2 Соглашения от 15.01.2021 № 777-02-2021-084 Учреждением в 2021 году из средств субсидии в целях осуществления расходов по содержанию объектов спорта, зданий, сооружений, не используемых при выполнении государственного задания, произведены расходы в сумме 20 073 687,54 рублей на оплату труда работников Учреждения по трудовым договорам, начислений на выплаты по оплате труда, то есть на цели, не относящиеся к расходам на содержание имущества, и не предусмотренные условиями Соглашения от 15.01.2021 № 777-02-2021-084.

Согласно пункту 9 представления  от 29.06.2023 №29-21-09/14 Учреждению вменено, что в нарушение абзацев 2, 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 3.31 пункта 3, абзацев 57- 58 пункта 13 Порядка от 27.10.2020 № 798, пунктов 1.1, 2.1, 4.3.2 Соглашения от 08.11.2022 № 777-02-2022-127 Учреждением в 2022 году из средств субсидии на приобретение основных средств, включая оборудование, мебель, спортивный и хозяйственный инвентарь для оснащения зданий и помещений, произведены расходы в сумме 1 065 861,00 рублей на приобретение материальных запасов, то есть на цели, не предусмотренные условиями Соглашения от 08.11.2022 № 777-02-2022-127.

Постановлением УФК по Волгоградской области от 11.08.2023 №16-34/90/2023 ФГБОУ «ВГАФК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, назначено наказание  в виде административного штрафа в размере 4 544 056,28 руб. (10% от суммы средств, полученных из бюджета Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).

Не согласившись с выданным Представлением в части требований, указанных в пунктах 6 и 9, а также с постановлением  Учреждение, обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий: не соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение на заявителя обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

УФК по Волгоградской области установлено,  между Министерством спорта Российской Федерации и Учреждением заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 15.01.2021 г. № 777-02-2021-084 (далее-Соглашение).

Пунктом 1.1 Соглашения предусмотрено, что предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2021 году Субсидии на цели согласно приложению №1 к Соглашению.

Субсидия предоставляется для достижения целей, указанных в пункте 1.1. Соглашения.

Размер Субсидии по Соглашению определен (первоначально) в сумме 101 854 500 рублей.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.           Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или Уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Приказом Министерства спорта Российской Федераций (далее - Минспорт России) от 27.10.2020 № 798 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральный государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации (далее - Порядок от 27.10.2020 № 798)».

Учреждением в адрес Минспорта России на основании положений Порядка от 27.10.2020 №798 была направлена заявка на получение целевой субсидии на 2021 год от 19.11.20.20 № 02.1-09/962, в том числе на предоставление в 2021 году субсидии из федерального бюджета (код субсидии 02-99) на сумму 72 840 тыс. рублей в целях содержания следующих спортивных объектов:

-  спортивных объектов, включенных во Всероссийский реестр объектов спорта, в общей сумме 65 461,2 тыс. рублей, а именно:

учебно-спортивный комплекс открытых плоскостных сооружений (легкоатлетический стадион, 2 комплексные игровые площадки) в сумме 3 316,10 тыс. рублей;

крытый плавательный бассейн «Спартак» (здание крытого плавательного бассейна, здание котельной, 2 спортивных зала, 2 открытые спортивные площадки) в сумме 23 539,70 тыс. рублей;

тренировочная площадка с натуральным травяным покрытием (футбольное поле с натуральным газоном, здание вспомогательных помещений (раздевалки, тренерские комнаты, конференц-зал и другие помещения), сети инженер коммуникаций (водопровод, электросети и т.д.), туалет для зрителей, 4 мачты освещения футбольного поля) в сумме 20 373,90 тыс. рублей;

универсальный учебно-тренировочный комплекс в сумме 18 231,50 тыс. рублей.,   

спортивных объектов, используемых для осуществления образовательно деятельности: комплексный плавательный бассейн (крытый и открытый бассейны), в сумме 7 378,8 тыс. рублей.       

Учреждением в состав расходов на содержание имущества в 2021 году заявлены следующие наименования затрат:

-  заработная плата - 21 873,10 тыс. рублей;

-  страховые взносы на оплату труда - 6 605,00 тыс. рублей;

-  коммунальные услуги -16 690,60 тыс. рублей;

-  услуги по содержанию объекта - 21 059, 90 тыс. рублей;

-  прочие услуги (медосмотр и обучение сотрудников) - 6 611,40 тыс. рублей.

В соответствии с заявкой на получение средств Субсидии, направленной письмом от 18.08.2022 № 02.1-09/550, Учреждением запрошены к выделению средства субсидии из федерального бюджета в 2022 году в размере 11 579,3 тыс. рублей в целях содержания следующего имущества:

1.            комплексный плавательный бассейн (открытый бассейн, крытый малый бассейн, 3 спортивных зала) в сумме 2 912,00 тыс. рублей;

2.            крытый плавательный бассейн «Спартак» (здание крытого плавательного бассейна, здание котельной, здание летней раздевалки, строение водоразборной скважины, здание хозяйственного блока, строение гаража) - 3 866,40 тыс. рублей;

3.            тренировочная площадка с натуральным травяным покрытием (футбольной поле с натуральным газоном, здание вспомогательных помещений (раздевалку тренерские комнаты, конференц-зал и другие помещения), сети инженер коммуникаций (водопровод, электросети и т.д.), туалет для зрителей, 4 мачты освещения футбольного поля) - 2 486,40 тыс. рублей;

4.            универсальный тренировочный комплекс -2 314,50 тыс. рублей.

Учреждением в состав расходов на содержание имущества в 2022 году заявлены следующие наименования затрат:

-  коммунальные услуги - 5 873,50 тыс. рублей;

-  услуги по содержанию объекта - 3 128,6 тыс. рублей;

-  прочие услуги - 2 577,20 тыс. рублей.

В соответствии с подпунктом 3.16 пункта 3 Порядка от 27.10.2020 № 798 целевые субсидии предоставляются, в том числе, в целях осуществления расходов по содержанию объектов спорта, зданий, сооружений, не используемых при выполнении государственного задания.

В соответствии с пунктом 13 Порядка от 27.10.2020 № 798 размер целевой субсидии, указанный в подпункте 3.16 пункта 3 Порядка от 27.10.2020 № 798, определяется исходя из количества объектов, сведений о затратах на содержаний объекта, не используемого в выполнении государственного задания, включающих балансовую стоимость объекта, площадь помещений, не используемых выполнения государственного задания, информации об объемах поступлений в виде арендной платы и возмещения эксплуатационных расходов за содержание сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование имущества, поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, в разрезе направлений расходов бюджетной классификации.

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на Финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержаний государственного (муниципального) имущества (далее - субсидия на выполнение государственного задания).

Предоставление предусмотренных пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодексу Российской Федерации субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.   

Абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что объем финансового обеспечения выполнений государственного (муниципального) задания  рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Учреждению на 2021, 2022 годы Минспортом России утверждены государственные задания на оказание услуг (в сфере, регулятором которой является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - (далее Минобрнауки России)), финансовое обеспечение которых осуществлено в установленном порядке, в том числе: на 2021 год - государственное задание № 777- 00025-21-00, утвержденное Минспортом России 25.12.2020, на 2022 год - государственное задание № 777-00018-22-00, утвержденное Минспортом России 29.12.2021.

Размер указанной субсидии рассчитан в соответствии с показателями государственного задания на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с применением базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат и нормативных затрат на выполнение работ, определенных в соответствии с Положением формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 (далее - Положение о формировании государственного задания от 26.06.2015 №640).

Положение о формировании государственного задания от 26.06.2015 № 640 общие требования к расчету нормативных затрат на оказание государственный услуг. применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденные приказом Минспорта России от 08.02.2019 № 83, выделяют затраты на оплату труда и затраты на содержание имущества в отдельные статьи затрат, которые не связаны друг с другом.

Согласно пункту 11 Положения о формировании государственного задания от 26.06.2015 № 640 объем финансового обеспечения  выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат; связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственном учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплатит налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущества учреждения.

Учреждением в адрес Минспорта России в проверяемом периоде направлялась информация о затратах на уплату налогов в 2021-2022 году, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество Учреждения, письмами от 05.04.2021          № 02.1-09/300, от 03.12.2020 № 02.1-09/1007/1, от 03.09.2021 № 02.1- 09/746, от 25.11.2021 № 02.1-09/989 в соответствии с пунктом 33 Положения о формировании государственного задания от 26.06.2015 № 640, согласно которой в расчет суммы налога на имущество организаций включены в полном объеме данные по объектам спорта, зданиям, сооружениям, указанным в заявках на получение средств целевой субсидии в целях содержания имущества.

Согласно пункту 16 Положения о формировании государственного задания от 26.06.2015 № 640 базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива:

а)            затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

б)           затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Подпунктом «в» пункта 19 Положения о формировании государственного задания от 26.06.2015 № 640 предусмотрено, что в базовый норматив затрату непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, в той числе затраты на оплату коммунальных услуг, содержание объектов недвижимого имущества и (или) особо ценного движимого имущества (аренду указанного имущества) в части имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги.    

В соответствии с пунктом 20 Положения о формировании государственного задания от 26.06.2015 № 640 в базовый норматив затрат на общехозяйственных нужды на оказание государственной услуги включаются затраты за исключение затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги:

-  затраты на коммунальные услуги;

-  затраты на содержание объектов недвижимого имущества;

-  затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

-  затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальный активов), с учетом срока их полезного использования;

-  затраты на приобретение услуг связи;

-  затраты на приобретение транспортных услуг,

-  затраты на прочие общехозяйственные нужды.

Положением о формировании государственного задания от 26:06.2015 № 640 не предусмотрено уточнение и разделение объектов недвижимого имущества по видам использования (объекты спорта или иные объекты), затраты на содержаний которых включаются в базовый норматив затрат.          

В соответствии с абзацем 1 пункта 21 Положения о -формирований государственного задания от 26.06.2015 № 640 в затраты на коммунальные услуги и на содержание объектов недвижимого имущества, а также объектов особо ценного движимого имущества, включаются затраты на оказание государственной услуги в отношении имущества учреждения, используемого в том числе на оснований договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд.

Согласно данным бухгалтерского учета вышеуказанные объекты недвижимого имущества, указанные Учреждением в заявках на получение целевой субсидии, учитываются по коду финансового обеспечения (далее - КФО) «4» - деятельность по выполнению государственного (муниципального) задания.

Таким образом, затраты на оплату труда, включая страховые взносы, не являются затратами на содержание имущества и должны учитываться при расчете нормативных затрат на оказание услуг, включенных Учреждению в государственное задание, однако, Учреждением в 2021 году осуществлены расходы по оплате труда работников Учреждения, в том числе включающие в себя начисления на выплаты по оплате труда, которые не предусмотрены подпунктов 3.16 пункта 3, абзацами 32-34 пункта 13 Порядка от 27,10.2020 № 798 и не являются затратами на содержание имущества.

В 2021 году (в том числе за период до 24.07.2021 года) получено средств Субсидии в целях содержания имущества по Соглашению от 15.01.2021 № 777-02- 2021-084 в общей сумме 72 840 000,00 рублей, израсходовано - в общей сумме 62 293 412,43 рублей, из них в 2021 году - 61 933 933,88 рублей (в том числе по коду вида расходов 111 произведена оплата труда работников Учреждения по трудовым договорам на общую сумму 15 450 586,51 рублей, по коду вида расходов 119 оплата начислений на выплаты по оплате труда работников Учреждения на общую сумму - 4 623 101,03 рублей), в 2022 году - 359 478,55 рублей (в том числе оплата труда работников, начисления на выплаты по оплате труда - 0,00 рублей).

В 2022 году получено средств Субсидии в целях содержания имущества по Соглашению от 07.09.2022 № 777-02-2022-105 в общей сумме 11 579 300,00 рублей, израсходовано - в общей сумме 11 573 950,20 рублей, из них в 2022 году - 11 573 950,20 рублей (в том числе оплата труда работников, начисления на выплаты по оплате труда - 0,00 рублей).

В соответствии с пунктом 1.1 соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 08.11.2022 № 777-02-2022-127 предметом указанного Соглашений является предоставление Учреждению из федерального бюджета в 2022 году Субсидии: Иные субсидии в целях приобретения нефинансовых активов.

Согласно пункту 2.1 Субсидия предоставляется Учреждению для достижений цели, указанной в пункте 1.1 Соглашения от 08.11.2022 № 777-02-2022/127.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Учреждение обязуется использовать Субсидий для достижения цели в пункте 1.1 Соглашения от 08.11.2022 № 777-02-2022/127, в соответствии с условиями предоставления Субсидии, установленными Правилам предоставления субсидии, и Соглашением от 08.11.2022 № 777-02-2022/127 на осуществление выплат, указанных в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями.

В соответствии с пунктом 14 Порядка от 27.10.2020 № 793 предоставлений целевой субсидии осуществляется в соответствии с соглашением, заключенный между Минспортом России и учреждением на основании типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетном или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказов Минфина России от 31 октября 2016 г. № 197н (далее - Типовая форма).

Согласно требованиям Типовой формы в пункте 1.1 Соглашения указывается цель предоставления Субсидии в соответствии с аналитическим кодом Субсидии, указанным в пункте 2.2.1 Типовой формы, в соответствии с Перечнем кодов целевых субсидий.

В пункте 2.2.1 Соглашения от 08.11.2022 № 777-02-2022/127 указан аналитический код Субсидии 03-99, соответствующий наименованию субсидии- Иные субсидии в целях приобретения нефинансовых активов.

Приложением № 1 к Соглашению от 08.11.2022 № 777-02-2022-127 определенонаправление расходования средств Субсидии - приобретение основных средств, включая оборудование, мебель, спортивный и хозяйственный инвентарь для оснащения зданий и помещений.

В Приложении № 3 к Соглашению от 08.11.2022 № 777-02-2022-127 установлен результат предоставления Субсидии - количество приобретенных основных средств, включая оборудование, мебель, спортивный и хозяйственный инвентарь для оснащения зданий и помещений, в том числе после капитального ремонта - 590 единиц.

Вместе с тем, Учреждением средства Субсидии, полученной по Соглашению от 08.11.2022 № 111-02-2022/127 на приобретение Основных средств, направлены в полном объеме на цели, не предусмотренный условиями Соглашения от 08 Л 1.2022 № 777-02-2022/127, а именно - на приобретение материальных запасов, что соответствует аналитическому коду субсидии 03-06 в соответствии с Перечнем кодов целевых субсидий (Субсидии в целях приобретения материальных запасов, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы)).

Расходы по приобретению указанных материальных запасов - реагентов для химической обработки воды в бассейне «Wellness Therm» (коагулянт средство для очистки и осветления воды, средство для понижения PH воды в бассейне (PH-) средство для уничтожения водорослей (Альгицид), средство чистящее для бассейна (11IX)) отнесены в бюджетном учете Учреждения на подстатью КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» на счет бюджетного учета 105.36 «Прочие материальные запасы». Оприходование материальных ценностей оформлено приходными ордерами на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) от 15.12.2022 № 00000138, № 00000139.

Указанный товар оплачен Учреждением- в полном объеме за счет средств полученной Субсидии с лицевого счета № 711X6121001 19.12.2022 года платежными поручениями № 62 на сумму 161 766,00 рублей; № 63 на сумму 904 095,00 рублей.

Суд соглашается с доводами УФК по Волгоградской области, что Учреждением в 2022 году из средств Субсидии на приобретение основных средств произведены расходы в сумме 1 065 861,00 рублей на приобретение материальных запасов, то есть на цели, не предусмотренные условиями Соглашения от 08.11.2022 № 777-02-2022/127.

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Исходя из определенных статьей 269.2 БК РФ полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов, реализация которых предполагает проверку соблюдения получателями бюджетных средств указанного выше принципа бюджетной системы, и принимая во внимание установленную в статье 162 БК РФ обязанность объекта контроля обеспечить результативность использования бюджетных средств, не имеется оснований полагать, что при проведении контрольных мероприятий территориальные органы федерального казначейства ограничены в своем праве давать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о возможности достижения результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, в том числе фактам завышения стоимости сметного обоснования.

Из определенных статьей 269.2 БК РФ полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов, реализация которых предполагает проверку соблюдения получателями бюджетных средств указанного выше принципа бюджетной системы, и принимая во внимание установленную в статье 162 БК РФ обязанность объекта контроля обеспечить результативность использования бюджетных средств, не имеется оснований полагать, что при проведении контрольных мероприятий территориальные органы федерального казначейства ограничены в своем праве давать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о возможности достижения результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, в том числе фактам завышения стоимости сметного обоснования.

При осуществлении финансово-бюджетного контроля органами казначейства в установленном порядке могут проводиться проверки (ревизии), обследования и экспертные исследования, в том числе, с целью установления достоверности сведений, приведенных в утвержденных сметах, актах выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и др.

Учреждение, получив бюджетные средства, стало участником расходов бюджета и в силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ - объектом финансового контроля (составной частью бюджетных правоотношений), а значит, приняло статус субъекта бюджетных правоотношений.

Иные доводы заявителя не свидетельствуют о недействительности предствление в оспариваемой части.

При таких обстоятельствах, представление в оспариваемой части Управления является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Доводы ФГБОУ «ВГАФК» о том, что выводы, указанные в постановлении о назначении административного наказания от 11.08.2023 №16-34/90/2023 основаны на обстоятельствах, не нашедших своего документального подтверждения в ходе проверки, выводы необоснованные, противоречат фактически установленным обстоятельствам, опровергается материалами дела об административном правонарушении № 29-21-12/2023-11.

В соответствии с диспозицией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств является нецелевым использование бюджетных средств.

Действия учреждения административным органом квалифицированы верно, процедура привлечения к ответственности не нарушена, постановление вынесено с соблюдением положений ст. 4.5 КоАП РФ.

Рассмотрение материалов дела показало, что учреждением не были предприняты надлежащие меры, направленные на соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации являются общедоступной, а не закрытой информацией.

ФГБОУ «ВГАФК» не проявило должной степени ответственности и осмотрительности, что привело к совершению административного правонарушения.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, объективно подтверждается материалами дела:

При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволили училищу соблюсти требования бюджетного законодательства, не установлено.

Процедура привлечения училища к административной ответственности комитетом соблюдена, установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок не нарушен.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ административным органом правомерно не установлено.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставиться в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Из материалов дела следует, что в нарушение Соглашения привело к нецелевому использованию бюджетных средств.

При назначении административного наказания административным органом учтен характер совершенного административного правонарушения, оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ правомерно не установлено.

Иные доводы заявителя о незаконности оспариваемого постановления не свидетельствуют.

Поскольку приказом Федерального казначейства от 31.08.2023 №308 «О частичном удовлетворении жалобы ФГБОУ «ВГАФК» от 18.07.2023 №30.1.09/530» представление в части отменено, соответственно, в данной части дополнительная отмена постановления нецелесообразна.

Учитывая изложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

При выполнении решения в форме электронного документа данное решение в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования  оставить без удовлетворения.

Выдать Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» (400005, Волгоградская область, Волгоград город, им. В. И. Ленина проспект, дом 78, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2002, ИНН: <***>)  справку на возврат из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия, через Арбитражный суд Волгоградской области.

            Судья                                                                                                              К.Т. Онищук