ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-20894/10 от 14.12.2010 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон:(8442) 23-00-78 Факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград Дело № А12-20894/2010

«14» декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козленковой В.А.,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Эскорт» - Криворотов К.В., представитель по доверенности от 20.05.2010 года № 20;

от Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – Ситникова А.М., специалист 1 разряда, доверенность от 06.10.2010 года № 34; Юсупова Н.И., заместитель начальника отдела, доверенность от 12.11.2010 года № 38; Литвиненко Т.В., старший государственный инспектор, доверенность от 12.11.2010 года № 39; Ирбулатова С.А., главный специалист-эксперт, доверенность от 07.10.2010 года № 35; Литвиненко И.В., главный государственный инспектор, доверенность от 12.01.2010 года № 3;

от Главного управления внутренних дел по Волгоградской области – Федичева Е.А., майор милиции, доверенность от 20.10.2010 года № 28;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эскорт» о признании незаконным распоряжения Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о проведении внеплановой выездной проверки, при участии в деле заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления внутренних дел по Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эскорт» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 04.10.2010 года № 721 о проведении внеплановой выездной проверки.

К участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление внутренних дел по Волгоградской области.

Заявленные требования мотивированы тем, что указание в пункте 6 обжалуемого распоряжения на продолжительность проверки - 20 рабочих дней/50 часов нарушает требования пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», абзаца 17 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, пункта 7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование; распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки не было согласовано с органами прокуратуры, чем нарушены требования пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», абзаца 17 пункта 15.3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек; в пункте 7 обжалуемого распоряжения среди перечня нормативно-правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых явилось предметом проверки, указаны акты, проверка соблюдения которых не относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и не входит в перечень документов, в соответствии с которыми происходит исполнение государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, перечисленных в пункте 2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Управление государственного автодорожного надзора по Волгоградской области в отзыве на заявление не согласилось с доводами заявителя, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Главное управление внутренних дел по Волгоградской области поддерживает позицию Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области, представило письменный отзыв на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы, изложенные в заявлении и отзывах на заявление, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, общество с ограниченной ответственностью «Эскорт» на основании лицензии от 29.10.2009 N АСС-34-034995 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На основании полученной информации о произошедшем с участием работника общества дорожно-транспортном происшествии, повлекшем за собой причинение телесных повреждений и (или) гибель людей, исполняющим обязанности начальника управление вынесено распоряжение от 04.10.2010 года № 721 о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения обществом в процессе осуществления деятельности лицензионных требований и условий и проведению мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровья граждан.

Полагая распоряжение от 04.10.2010 года № 721 о проведении внеплановой выездной проверки незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 65, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности оспариваемых действий и обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, их совершивший (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми действиями законных прав лежит на лице, оспаривающем эти действия (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из содержания пункта 62 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Часть 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ  определяет полномочия лицензирующих органов, одним из которых является - контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В соответствии с пунктом 2Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В силу подпункта «б» пункта 4 вышеупомянутого Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является, в частности соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

На основании пункта 3 Порядка осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, а также в международном сообщении, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.1997 № 82, лицензионный орган проводит контроль за выполнением установленных в лицензии условий осуществления разрешенного в ней вида деятельности владельцами только тех лицензий, которые выданы либо зарегистрированы этим органом.

Согласно пункту 15.3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 № 153, внеплановые мероприятия по контролю проводятся управлением, в том числе в случае поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти,   органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Судом установлено и следует из материалов дела, основанием для вынесения управлением распоряжения от 04.10.2010 года № 721 явилась информация, поступившая из Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения, о дорожно-транспортном происшествии сучастием водителя общества с ограниченной ответственностью «Эскорт» Резника А.В. при управлении микроавтобусом ГАЗ 322, в результате которого погиб один человек.

Пунктом 15.2 Административного регламента определен порядок оформления распоряжения на проведение проверки.

В соответствии с пунктом 15.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 № 153, проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводится управлением в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Должностные лица управления при проведении проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий осуществляют необходимые исследования, оформляют результаты проверки. Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя управления в установленной форме.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверка соблюдения лицензиатом указанных требований и условий проводятся лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» утратил силу в связи с вступлением в силу с 01.05.2009 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вместе с тем частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении определенных видов контроля, в том числе лицензионного контроля и государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.

При этом частью 5 статьи 27 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения не применяются до 1 января 2011 года.

Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения от 04.10.2010 года № 721 соответствующие положения Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о порядке организации и проведения проверок соблюдения лицензиатом указанных требований и условий не действовали, а значит, необходимость согласования проверок при осуществлении лицензионного контроля с органами прокуратуры возникает с 01.01.2011 года.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждена типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (Приложение 1).

Распоряжение, издаваемое в соответствии с указанной типовой формой, предполагает необходимость заполнения свободных граф, либо выделения, подчеркивания заложенной в типовой форме информации применительно к конкретной проверке.

Оспариваемое распоряжение от 04.10.2010 года № 721 издано в соответствии с указанной типовой формой, содержащей в части указания цели проверки (пункт 4) сведения о проведении проверки соблюдения обществом лицензионных требований и условий по информации УГИБДД ГУВД по Волгоградской области от 01.10.2010 года № 13/7258 о дорожно-транспортном происшествии, совершенном водителем общества с ограниченной ответственностью «Эскорт» Резником А.В. на пересечении улиц Тарифная и Загорская, дом 21 Краснооктябрьского района города Волгограда 22.09.2010 года.

Допущенная в пункте 7 распоряжения опечатка с указанием на выполнение предписания от 20.08.2010 года № 10 устранена в соответствии с приказом о внесении изменений в пункт 7 распоряжения от 04.10.2010 года № 721 и никак не привела к нарушению прав и законных интересов общества, поскольку упомянутые в пунктах 4 и 5 распоряжения цель и предмет внеплановой проверки имеют указание на соблюдение обществом в процессе осуществления деятельности   лицензионных требований и условий и проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровья граждан на основании сообщения о произошедшем дорожно-транспортном происшествии.

Определение срока проведение проверки - 20 дней не приводит к ущемленнию прав и законных интересов общества.

Оспариваемый ненормативный правовой акт управления соответствует требованиям действующего законодательства, устанавливающего типовые формы распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, не содержит властных предписаний в отношении общества, и соответственно, не влечет нарушения его прав в сфере предпринимательской деятельности.

Указание в перечне нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется исполнение государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, установленном пунктом 2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 № 153, нормативных актов, проверка соблюдения которых не относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и не входит в вышеназванный перечень документов, не может привести к незаконности оспариваемого распоряжения.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при вынесении оспариваемого распоряжения от 04.10.2010 года № 721 управление действовало в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий, основания для вынесения названного ненормативного правового акта у управления имелись, что, в свою очередь, свидетельствует о соответствия распоряжения от 04.10.2010 года № 721 требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Указанные обществом обстоятельства отом,  что водитель Резник А.В. не находился при исполнении трудовых обязанностей, могли быть установлены в ходе проведения контрольных мероприятий.

Кроме того, ни Административный регламент, ни Положение о лицензировании не возлагают на контролирующий орган обязанность по установлению достоверности сведений, явившихся поводом для проведения проверки.

На стадии издания распоряжения о проведении проверки не устанавливается факт нарушений лицензионных требований и условий, не выносится обязательное для исполнения предписание.

Наличие либо отсутствие нарушений лицензионных требований и условий устанавливается непосредственно в ходе проверки, а решение о привлечении или о непривлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом.

В данном случае оспариваемое распоряжение не устанавливает факта нарушения обществом лицензионных требований и условий и не предопределяет административной ответственности, а оформляет в предусмотренном законом порядке начало проведения проверки.

Таким образом, распоряжение Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 04.10.2010 года № 721 о проведении внеплановой выездной проверки не нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания незаконным оспариваемого распоряжения от 04.10.2010 года № 721.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Эскорт» о признании незаконным распоряжения Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 04.10.2010 года № 721 о проведении внеплановой выездной проверки следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 67-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Эскорт» о признании незаконным распоряжения Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 04.10.2010 года № 721 о проведении внеплановой выездной проверки отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

СУДЬЯ Е.В. Пономарева