ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-20955/19 от 28.10.2019 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-20955/2019

«28» октября 2019 года

Резолютивная часть объявлена 28 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 28 октября 2019 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Калашниковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есаян Ж.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Арнал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Волгоградской области,

с привлечением заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Центрального районного отдела судебных приставов города Волгограда Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственного имущества в Волгоградской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, публичного акционерного общества КБ «Центр-Инвест», ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ООО «Фонд недвижимости», ФИО9, ООО «Изобуд-Юг», ФИО10,

о признании недействительными решений и предписаний антимонопольного органа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился, извещен,

от УФАС по Волгоградской области – ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, представители по доверенностям,

от заинтересованных лиц:

от ООО «Фонд недвижимости» - ФИО15, представитель по доверенности,

ФИО10 – лично,

от остальных заинтересованных лиц – представители не явились, извещены,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Арнал» (далее – заявитель, ООО «Арнал») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган, Управление) от 05.06.2019 № 034/01/18.1-433/2019, от 05.06.2019 № 034/01/18.1-432/2019, от 04.06.2019 № 034/01/18.1-460/2019, от 04.06.2019 № 034/01/18.1-461/2019, от 03.07.2019 № 034/01/018.1-612/2019, от 22.07.2019 № 034/01/18.1-647/2019, от 22.07.2019 № 034/01/18.1-648/2019, от 18.07.2019 № 034/01/18.1-634/2019, от 23.07.2019 № 034/01/18.1-678/2019, от 30.07.2019 № 034/01/18.1-689/2019, от 30.07.2019 № 034/01/18.1-699/2019.

Заявления ООО «Арнал» приняты к производству Арбитражного суда Волгоградской области в рамках дел №№ А12-20955/2019, А12-20954/2019, А12-21968/2019, А12-21969/2019, А12-27234/2019, А12-28064/2019, А12-28065/2019, А12-28066/2019, А12-28740/2019, А12-30323/2019, № А12-30321/2019.

На основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), учитывая однородность споров, в которых участвуют одни и те же лица, суд объединил указанные дела в одно производство, присвоив делу окончательный № А12-20955/2019.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Центральный районный отдел судебных приставов города Волгограда Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственного имущества в Волгоградской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ПАО КБ «Центр-Инвест», ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ООО «Фонд недвижимости», ФИО9, ООО «Изобуд-Юг», ФИО10

В судебное заседание представитель заявителя не явился, ООО «Арнал» извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представители УФАС по Волгоградской области заявленные требования не признали, полагают, что оспариваемые решения являются законными, поскольку организатором торгов допущены нарушения законодательства и нарушены права участников.

Участвующие в судебном заседании представители заинтересованных лиц поддержали позицию антимонопольного органа, в удовлетворении заявленных требований просят отказать.

Выслушав доводы представителей, исследовав материалы дела, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

ООО «Арнал» на основании заключенных с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственного имущества в Волгоградской области контрактов является организатором публичных торгов по реализации движимого и недвижимого арестованного имущества в Волгоградской области.

В информационных сообщениях о проведении публичных торгов по извещениям № 230519/32682808/01 (лот № 43), № 130419/32682808/03 (лот № 7), № 050619/32682808/01 (лот № 18), № 110719/32682808/01 (лоты № 1 - № 29), № 160419/32682808/01 (лот № 13), № 230519/32682808/01 (лот № 43), 270519/32682808/01 (лоты № 3, № 17, № 21), 040719/32682808/01(лоты № 1 - № 37) ООО «Арнал» установлено, что публичные торги проводятся путем повышения начальной цены лота на шаг аукциона; шаг аукциона устанавливается аукционной комиссией в размере от 1% до 10% от начальной стоимости.

УФАС по Волгоградской области по результатам рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц на действия ООО «Арнал» были приняты решения от 05.06.2019 № 034/01/18.1-433/2019, от 05.06.2019 № 034/01/18.1-432/2019, от 04.06.2019 № 034/01/18.1-460/2019, от 04.06.2019 № 034/01/18.1-461/2019, от 03.07.2019 № 034/01/018.1-612/2019, от 22.07.2019 № 034/01/18.1-647/2019, от 22.07.2019 № 034/01/18.1-648/2019, от 18.07.2019 № 034/01/18.1-634/2019, от 23.07.2019 № 034/01/18.1-678/2019, от 30.07.2019 № 034/01/18.1-689/2019, от 30.07.2019 № 034/01/18.1-699/2019, которыми заявитель признан нарушившим пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункт 6.2 Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных Росимуществом 11.04.2014 (далее – Методические рекомендации).

На основании указанных решений УФАС по Волгоградской области выданы ООО «Арнал» предписания от 05.06.2019 № 034/01/18.1-433/2019, от 05.06.2019 № 034/01/18.1-432/2019, от 04.06.2019 № 034/01/18.1-460/2019, от 04.06.2019 № 034/01/18.1-461/2019, от 03.07.2019 № 034/01/018.1-612/2019, от 22.07.2019 м № 034/01/18.1-647/2019, от 22.07.2019 № 034/01/18.1-648/2019, от 18.07.2019 № 034/01/18.1-634/2019, от 23.07.2019 № 034/01/18.1-678/2019, от 30.07.2019 № 034/01/18.1-689/2019, от 30.07.2019 № 034/01/18.1-699/2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов по продаже арестованного имущества.

Как следует из содержания всех оспариваемых в рамках настоящего дела решений и предписаний антимонопольного органа, ООО «АРНАЛ» нарушило положения пункта 2 статьи 448 ГК РФ и пункта 6.2 Методических рекомендаций, в связи с тем, что не установило конкретный шаг аукциона, создав при публикации информационных сообщений о торгах юридическую неопределенность по указанному вопросу, поскольку был определен диапазон шага аукциона размере от 1% до 10% от начальной стоимости реализуемого имущества.

Кроме того, в решениях УФАС по Волгоградской области от 04.06.2019 №№ 034/01/18.1-460/2019, 034/01/18.1-461/2019 антимонопольным органом также установлены нарушения п. 3 и 4 ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке), касающиеся отсутствия в извещении о проведении публичных торгов, опубликованном в газете № 43(28421) «Волгоградская правда» 16.04.2019, сведения о назначении платежа, реквизитах счета для внесения задатка.

В решении от 03.07.2019 № 034/01/18.1-612/2019 в действиях ООО «АРНАЛ» также выявлены нарушения порядка проведения публичных торгов путем необоснованного требования в информационном сообщении о необходимости приложения к заявке заверенной копии документа, удостоверяющего личность, и заверенного согласия супруга на приобретение имущества, а также в связи с отказом в допуске к участию в торгах ФИО8 на основании необоснованного вывода о ненадлежащем качестве копии паспорта указанного лица, приложенной к заявке на участие в публичных торгах.

ООО «АРНАЛ», не согласившись с решениями и предписаниями антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий: не соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение на заявителя обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 90 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Пунктом 6.2 Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных Росимуществом 11.04.2014 (далее – Методические рекомендации) перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов, в том числе, в извещении обязательно указываются сведения о величине шага торгов.

Пункт 20 Регламента проведения торгов, размещенного на сайте www.torgi.gov.ru (далее – Регламент) в составе извещения № 270519/32682808/01, предусматривает, что торги проводятся путем повышения начальной (минимальной) цены предмета торгов (цены лота), указанной в извещении о проведении торгов на «шаг торгов».

Согласно абз. 2 п. 22 Регламента, торги начинаются с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены продажи арестованного имущества, а также величины шага торгов.

В соответствии с абз. 3 п. 22 Регламента проведения торгов участник торгов после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены предмета торгов (цены лота) и цены предмета торгов, увеличенной в соответствии с «шагом торгов» в порядке, установленном протоколом об определении размера задатка, шага торгов и назначении даты торгов, поднимает карточку в случае, если он согласен приобрести предмет торгов (лот) по объявленной цене.

Таким образом, исходя из смысла приведенных положений, шаг торгов устанавливается комиссией по проведению торгов в протоколе об определении размера задатка, шага торгов и назначении даты торгов. При этом шаг торгов должен иметь определенную конкретную величину, а не указываться в пределах от 1% до 10% от начальной стоимости.

При этом у аукционной комиссии в момент проведения торгов отсутствует право устанавливать шаг торгов, поскольку шаг торгов относится к сведениям, подлежащим публикации в составе извещения о проведении торгов.

Для того, чтобы торги были признаны состоявшимися, участнику торгов необходимо сделать как минимум один шаг торгов. Неопределенность в шаге публичных торгов не позволяет претенденту на участие в торгах в достаточной мере оценить свои финансовые возможности при участии в публичных торгах, что в том числе может сократить количество претендентов на участие в торгах.

Суд считает, что действия организатора торгов, не указывающего конкретный шаг привели к отсутствии у участников торгов информации о размере, на который будет повышаться цена реализуемого имущества вплоть до непосредственного начала проведения публичных торгов, что в ряде случаев привело к признанию торгов несостоявшимися. в судебном заседании

Так, как следует из пояснений привлеченной к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица ФИО10 (участник торгов, которые признаны несостоявшимися), после объявления аукционной комиссией шага аукциона в размере 10 % и незамедлительного начала торгов, с учетом максимально возможной стоимости повышения цены продаваемого имущества, участники торгов не успели быстро определиться с возможностью совершения покупки, что привело к срыву аукциона.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителей антимонопольного органа, что исходя из толкования в совокупности п. 2 ст. 448 ГК РФ, п. 6.2 Методических рекомендаций, Регламента проведения торгов шаг торгов должен иметь определенную конкретную величину и быть известным в момент опубликования извещения, а не указываться в диапазонном значении.

Таким образом, Управление правомерно признало ООО «АРНАЛ» нарушившим пункт 2 статьи 448 ГК РФ, пункт 6.2 Методических рекомендаций, п. 20 Регламента проведения торгов по реализации арестованного имущества ООО «АРНАЛ».

Помимо указанных нарушений в части отсутствия публикации о шаге торгов, Управлением выявлены иные нарушения в действиях ООО «АРНАЛ» при проведении публичных торгов.

В решениях от 04.06.2019 по жалобам 034/01/18.1-460/2019, 034/01/18.1-461/2019 установлены нарушения организатором торгов п. 3 и 4 ст. 57 Закона об ипотеке, касающиеся отсутствия в извещении о проведении публичных торгов, опубликованном в газете № 43(28421) «Волгоградская правда» 16.04.2019, сведения о назначении платежа, реквизитах счета для внесения задатка.

В прилагаемых к извещению документах, размещенных на Официальном сайте организатора торгов имеется образец заполнения платежных реквизитов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области для перечисления задатка, в том числе с указанием того, что в поле назначение платежа необходимо указать: «задаток для участия в торгах, назначенных на __/__/2019г., лот № __, должник _____________», в том числе: Р/сч <***> и БИК Банка Получателя – 041806001.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 57 Закона об ипотеке организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети «Интернет» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена. Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.

В извещении о проведении публичных торгов, опубликованном в газете № 43(28421) «Волгоградская правда» от 16.04.2019, информация о назначении платежа, реквизиты счета для внесения задатка отсутствуют. В связи с чем, ООО «АРНАЛ» правомерно признано нарушившим пункты 3 и 4 статьи 57 Закона об ипотеке.

В решении по жалобе № 034/01/18.1-612/2019 антимонопольным органом в действиях ООО «АРНАЛ» выявлены иные нарушения порядка проведения публичных торгов, в связи с наличием в извещении о проведении торов необоснованного требования о предоставлении заверенной копии документа, удостоверяющего личность участника, а также в связи отказом в допуске к участию в торгах ФИО8 на основании необоснованного вывода о ненадлежащем качестве копии паспорта указанного лица, приложенной к заявке на участие в публичных торгах.

Согласно п. 4 ст. 449.1 ГК РФ извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 448 ГК РФ, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.

Извещение должно содержать наряду со сведениями, указанными в п. 2 ст. 448 ГК РФ, указание на собственника (правообладателя) имущества (абз. 2 п. 4 ст. 449.1 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно информационному сообщению № 230519/32682808/01 о проведении публичных торгов к участию в аукционе допускаются физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие в установленные извещением сроки заявку с приложением следующих документов: заявка по форме, утвержденной организатором торгов – 2 экз; опись представленных документов – 2 экз; платежный документ с отметкой банка, подтверждающий внесение задатка; документ, подтверждающий полномочия лица, подающего заявку; заверенную копию документа, удостоверяющего личность; реквизиты банковского счета для возврата задатка; иные заверенные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства (согласие супруга, свидетельство о присвоении ИНН, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования). Указанные документы в части их оформления и содержания должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Все копии документов должны быть заверены надлежащим образом. Заявка подается одновременно с прилагаемым к ней пакетом документов. Предоставление дополнительных документов, внесение исправлений в представленные документы, замена представленных документов не допускается. Заявки, поступившие вне установленного срока приема заявок, не принимаются. Предварительная запись на подачу заявки не ведется. Одно лицо имеет право подать только одну заявку.

В информационном сообщении указано, что комиссия по проведению торгов не допускает претендента к участию в торгах в случае, если: претендент не может быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации; представленные документы оформлены с нарушением требований законодательства Российской Федерации; не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет, указанный в договоре о задатке.

Аналогичное положение содержится в п. 8 Регламента проведения торгов.

Согласно протоколу окончания приема и регистрации заявок на участие в торгах и подведения итогов от 26.06.2019 № 1/43 основанием отказа в допуске к участию в Аукционе послужило предоставление копий страниц документа, удостоверяющего личность, нечитабельными.

Между тем, исследовав заявку ФИО8, комиссией Управления установлено, что копии страниц паспорта Российской Федерации, представленные им в составе заявки, являются читабельными. В связи с чем, действия ООО «АРНАЛ» по отказу ФИО8 в допуске к участию в публичных торгах являются неправомерными.

Кроме того, Федеральными законами Российской Федерации установлены случаи обязательного представления заверенной в установленном порядке копии документа, удостоверяющего личность. Представление заверенной копии документа, удостоверяющего личность, для участия в торгах, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

При запросе документов организатору торгов необходимо руководствоваться принципами разумности и справедливости, объективной необходимостью запроса конкретных документов, целями реализации арестованного имущества на торгах. Учитывая, что документы, удостоверяющие личность могут быть заверены только нотариусом и определенными государственными органами, установление требования о заверении копий документов влечет необоснованные расходы лица, имеющего желание принять участие в торгах, осложняет подачу заявки на участие.

Таким образом, требование ООО «АРНАЛ» о необходимости приложения к заявке заверенной копии документа, удостоверяющего личность, не предусмотрено действующим законодательством и необоснованно включено в информационное сообщение.

Суд также соглашается с выводами антимонопольного органа о необоснованности требования организатора торгов о представлении участниками торгов заверенного согласия супруга на приобретение имущества, выставленного на торги.

Установив данное требование, ООО «АРНАЛ» не учтено следующее.

Согласно п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

В рассмотренном случае, имуществом, реализуемым на публичных торгах, являлся автомобиль, а сделки по распоряжению движимым имуществом не подлежат обязательной государственной регистрации.

При таких обстоятельствах, оспариваемые ООО «Арнал» решения УФАС по Волгоградской области от 05.06.2019 № 034/01/18.1-433/2019, от 05.06.2019 № 034/01/18.1-432/2019, от 04.06.2019 № 034/01/18.1-460/2019, от 04.06.2019 № 034/01/18.1-461/2019, от 03.07.2019 № 034/01/018.1-612/2019, от 22.07.2019 № 034/01/18.1-647/2019, от 22.07.2019 № 034/01/18.1-648/2019, от 18.07.2019 № 034/01/18.1-634/2019, от 23.07.2019 № 034/01/18.1-678/2019, от 30.07.2019 № 034/01/18.1-689/2019, от 30.07.2019 № 034/01/18.1-699/2019, являются законными и обоснованными.

Вынесенные на основании законных решений антимонопольного органа предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов по продаже арестованного имущества, соответствует смыслу выявленных нарушений, содержат верное указание на подлежащее применению правовое регулирование и указывают на предусмотренные законом действия организатора торгов по устранению выявленных нарушений.

Предписания антимонопольного органа являются исполнимыми, о чем, в частности, свидетельствует исполнение ООО «АРНАЛ» предписаний № 034/01/18.1-460/2019 от 07.06.2019, № 034/01/18.1-461/2019 от 07.06.2019, № 034/01/18.1-678/2019 от 23.07.2019.

ООО «АРНАЛ», исполнив предписания об устранении нарушений порядка организации торгов в указанных случаях, при этом не привело суду обоснование, в чем выразилось нарушение прав и законных интересов общества указанными ненормативными правовыми актами Управления.

Таким образом, оспариваемые решения и предписания антимонопольного органа соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Арнал» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья О.И. Калашникова