ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-21146/08 от 11.01.2009 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 факс: 24-04-60

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград «11» января 2009 года

Дело № А12-21146/2008

Арбитражный суд Волгоградской области в составе

судьи Горбачевского Михаила Николаевича

при ведении протокола судебного заседания Горбачевским М.Н.

рассмотрев в судебном заседании заявление

ООО «КОМТЕХ-Волгоград»

к Комитету государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области

об оспаривании постановления № 3/1748-11-08 от 10.12.2008 года по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 25.12.2008 года,

от административного органа- ФИО2 представитель по доверенности от 11.01.2008 года,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «КОМТЕХ-Волгоград» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области № 3/1748-11-08 от 10.12.2008 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Заявитель считает, что субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ является собственник арендуемых им помещений и у него как у арендатора помещений отсутствуют обязанности природопользователя при образовании отходов.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просит удовлетворить заявление.

Представитель административного органа с заявлением не согласен, считает необоснованным доводы заявителя об отсутствии в его действия вины в совершенном административном правонарушении.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, считает оспариваемое постановление законным и не подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела установлено, что на основании распоряжения председателя Комитета Государственного контроля в сфере природопользования (Госэкоконтроля Волгоградской области) № 3949 от 02.10.2008 года 05.12.2008 года была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «КОМТЕХ-Волгоград» (юридический адрес: 400038 <...>), осуществляющего с 21.08.2002 года деятельность по оптовой торговле металлом. В результате проверки был выявлен факт нарушения, выразившийся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства потребления или иными опасными веществами.

Согласно устава ООО «КОМТЕХ-Волгоград» Общество осуществляет следующие виды деятельности: оптовая и розничная торговля металлопрокатом и металлопродукцией всех видов (сортовой и листовой прокат, трубы, метизная продукция, сталь всех видов и пр.), включая строительный металлопрокат (арматура, швеллера, уголки, профиля, балки, катанки, листы и пр.); торгово-закупочная, посредническая (включая комиссионную торговлю), снабженческо-сбытовая деятельность товарами народного потребления; оказание складских услуг, услуг по хранению товара; оказание услуг по доводке металлопродукции для нужд конкретного потребителя (размотка, резка, сварка, упаковка и пр.); транспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, экспедиционному обслуживанию, погрузочно-разгрузочным работам; производство и реализация продукции производственно-технического назначения; производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной и животноводческой продукции; строительная деятельность, включая выполнение функций заказчика и генподрядчика, выполнение ремонтно-строительных, монтажных, пуско-наладочных работ, проводка коммуникаций; ведение промышленного и гражданского строительства; проведение работ по созданию проектной, проектно-сметной, конструкторской и другой научно-технической документации; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы по созданию и реализации новых технологий и технических средств; торговля автомобилями, автоспецтехникой, автозапчастями и номерными агрегатами; ремонт автомобилей, автосервис; торговля нефтепродуктами и горюче-смазочными материалами, хранение; переработка сырьевых ресурсов, сбор, переработка и утилизация любых видов отходов; риэлтерская деятельность; рекламная деятельность, дизайн, полиграфические услуги; оказание маркетинговых и иных консалтинговых услуг; производство продажа и лицензирование программных продуктов, проведение патентных исследований, приобретение и продажа авторских прав, ноу-хау; внешнеэкономическая деятельность;

Основная деятельность ООО «КОМТЕХ-Волгоград» осуществляется по адресу: <...>, где для этих целей арендуются складские помещения, общей площадью 3420,1 м2.

Кроме того, для своей деятельности Общество арендует:

- под основной офис нежилое встроенное помещение общей площадью 345,7 м , находящееся по адресу: <...> у ИП ФИО3 на основании Договора аренды нежилого помещения от 14 апреля 2008 г.;

- под офис оформления продаж нежилое встроенное помещение общей площадью 10 м2, находящееся по адресу: 400038, г. Волгоград, <...> у ООО «Поволжская металлургическая компания» на основании договора аренды нежилого помещения от 01.07.2008 г.

По договору ответственного хранения и оказания складских услуг № 33 от 29.12.2006 г. складские помещения, находящееся по адресу: 400038, г. Волгоград, <...> у ООО «Поволжская металлургическая компания».

В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденных приказом МПР РФ от 02.12.2002 года № 786 в результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы производства и потребления 4-го и 5-го класса опасности (код по ФККО 9120040001004 – мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 9120120001005 – мусор от уборки помещений, территорий объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; 187 102 00 01 000 отходы упаковочных материалов из бумаги, картона незагрязненные и другие.)

При этом в период с 2006-2008 г.г. и на момент проверки ООО «КОМТЕХ-Волгоград», в установленном законом порядке не ведет достоверный учет образовавшихся и переданных для размещения отходов производства и потребления, не разработало проект нормативов образования и лимитов размещения отходов, осуществляет хозяйственную деятельность без утвержденных уполномоченными органами исполнительной власти в области размещения отходов производства и потребления лимитов на образование и размещение отходов производства и потребления.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки выполнения обязательных требований, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в сфере окружающей среды № 1076 от 05.12.2008 года.

05.12.2008 года в отношении ООО «КОМТЕХ-Волгоград» составлен протокол об административном правонарушении № 3/1748-11-08.

Постановлением № 3/1748-11-08 от 10.12.2008 года ООО «КОМТЕХ-Волгоград» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказании в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования лимитов на их размещение".

Статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено под основными понятиями, предусматривается обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Пунктами 1,2 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статьей 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрен порядок учета и отчетность в области обращения с отходами устанавливающая обязанность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; исполнять иные обязанности, возложенные на них названным Законом.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в действиях или бездействии по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами: нарушение экологических требований, сформулированных в Федеральном законе от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" и Федеральном законе от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", а также нарушение требований, сформулированных в Федеральном законе от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Факт совершения ООО «КОМТЕХ-Волгоград» правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ административным органом установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами: уставом Общества, протоколом об административном правонарушении № 3/1748-11-08 от 05.12.2008 года, актом проверки №1076 от 05.12.2008 года и другими материалами дела.

Кроме того, факт отсутствия необходимых документов не отрицается заявителем.

Довод ООО «КОМТЕХ-Волгоград» о том, что в его обязанность не входит соблюдение природоохранного законодательства, так как он является всего лишь арендатором помещений, суд признает несостоятельным.

Отходы производства образуются в результате хозяйственной деятельности именно ООО «КОМТЕХ-Волгоград», доказательств того, что собственником помещений ведется достоверный учет образовавшихся и переданных для размещения отходов производства и потребления, разработан проект нормативов образования и лимитов размещения отходов, осуществляет хозяйственную деятельность получены паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности заявителем не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято на законных основаниях, обоснованно, доводы, приведенные заявителем, не могут служить основанием для его отмены.

В силу ч.3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «КОМТЕХ-Волгоград» в удовлетворении заявления к Комитету государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области об оспаривании постановления № 3/1749-11-08 от 10.12.2008 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 10000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый апелляционный арбитражный суд в десятидневный срок.

Судья М.Н. Горбачевский