ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-21595/12 от 15.11.2012 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

16 ноября 2012г.

г. Волгоград Дело № А12-21595/2012

Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2012 года.

Полный тест решения изготовлен 16.11.2012 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Сапронова В.В., с ведением протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Удахиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета лесного хозяйства Волгоградской области (400074, Волгоград Город, Козловская Улица, 33, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации городского поселения г. Краснослободск, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (404160, Волгоградская Область, Среднеахтубинский Район, Краснослободск Город, Октябрьская Улица, 22, ИНН <***>, ОГРН <***>) о понуждении к исполнению обязанности, третьи лица: Государственное казённое учреждение Волгоградской области «Среднеахтубинское лесничество» (404143, Волгоградская обл, Среднеахтубинский р-н, Средняя Ахтуба рп, ФИО1 ул, 57, ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>)

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО2 – по доверенности № 95 от 01.06.2012 г.;

от ответчика – ФИО3 – по доверенности б/н от 30.01.2012г,;

от третьего лица («Среднеахтубинское лесничество») – ФИО2 – по доверенности б/н от 01.06.2012 г,

от третьего лица (администрация района)- до перерыва -ФИО4, доверенность №3568 от 22.06.2012г., после перерыва представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие указанного третьего лица;

У С Т А Н О В И Л:

Комитет лесного хозяйства Волгоградской области (далее Комитет, истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации городского поселения г. Краснослободск, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее также Администрация, ответчик) с требованиями: «Обязать Администрацию городского поселения г. Краснослободска в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления расположенных на территории городского поселения г. Краснослободска в районе п. 2-я Пятилетка и о. Обливной, а именно: свалку находящуюся в квартале 69 выделе 14 Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества (в районе 2-я Пятилетка) площадью около 200 кв.м. и свалки, находящейся в квартале 21 выделе 5 Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества (о. Обливной) площадью всего около 100 кв.м.».

К участию по делу в качестве третьих лиц привлечены: Государственное казённое учреждение Волгоградской области «Среднеахтубинское лесничество» и Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Представитель истца в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.

Представитель ответчика в письменном отзыве на исковое заявление, а также в ходе судебных заседаний заявленные истцом требования не признаёт, считает, что у Администрации отсутствует обязанность убирать данные свалки, поскольку они расположены на лесном участке, не являющимся территорией поселения. Санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках земель лесного фонда обязаны проводить органы государственной власти субъекта РФ, просит в иске отказать в полном объёме по основаниям указанным в отзыве и письменных дополнениях к отзыву.

Представители третьих лиц в письменных отзывах и в ходе судебных заседаний поддерживают позицию истца, полагают требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы представителей участвующих по делу лиц, оценив фактические обстоятельства дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

При определении подведомственности возникшего спора арбитражному суду Волгоградской области, судом учитывается ниже следующее:

Частями 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными Федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим в т.ч. из гражданских, экологических правоотношений. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ. Пункт 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ гласит, что судья отказывает в принятии искового заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Обзора судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2011 года, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают, в частности, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно части третьей указанной статьи суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные в том числе частью первой этой статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Анализ норм процессуального законодательства и отсутствие по данному иску экономического спора, свидетельствует о подведомственности настоящего спора суду общей юрисдикции.

Истцом в материалы дела представлена копия определения Краснослободского районного суда Волгоградской области от 19.07.2012 года, которым истцу отказано в принятии искового заявления к ответчику по тем же требования, в связи с подведомственностью спора арбитражному суду Волгоградской области.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Возникшая ситуация, в случае не рассмотрения спора в арбитражном суде по существу, может создать для Комитета невозможность реализации права на суд, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как следует из искового заявления и это подтверждается материалами дела, в ходе проведенной проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что на землях лесного фонда Волгоградской области, Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества в квартале 69 выделе 14 (в районе 2-я Пятилетка) на площади около 200 кв.м., в квартале 21 выделе 5 (о. Обливной) на площади всего около 100 кв.м., были обнаружены несанкционированные скопления отходов производства и потребления.

Размещение свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

Территория размещения свалок входит в состав лесного фонда и не является территорией, арендуемой какими-либо третьими лицами, что не оспаривается ответчиком.

Факт существования несанкционированных свалок на указанных участках подтверждается представленными в материалы дела актом обследования с приложением фототаблиц и также не оспаривается ответчиком.

Статьей 11 ГК РФ предусмотрено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

Способ защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов избирается самим заявителем. Суд не вправе определять за истца предмет и/или основания иска и в силу статьи 168 АПК РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 49 АПК РФ, должен вынести решение по заявленным истцом требованиям и основаниям. При этом избранный способ должен служить целям восстановления нарушенного права лица, обратившего в суд с иском.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, бремя доказывания нарушения своих прав и законных интересов в силу указанных норм закона возложено на истца.

При этом в силу статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу, а в силу ст.68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе и земли лесного фонда.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям п. «е» части 39 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007г. № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Пункт 9 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения. Аналогичная статья содержится в п. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами.

Ненадлежащая организация органами местного самоуправления поселения сбора и вывоза бытовых отходов на территории в границах поселения влечет образование несанкционированных свалок бытовых отходов, в связи с чем органы местного самоуправления не могут быть освобождены от ответственности по их ликвидации.

Статьей 42 Конституции РФ гарантируется право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Возражения ответчиком относительно заявленных исковых требований не могут быть приняты судом, так как они основаны на ошибочном понимании норм права.

Понятие защиты в ст. 54 Лесного кодекса РФ не содержит санитарно-оздоровительных мероприятий, следовательно, защита не включает в себя очистку лесов от захламления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 101-110, 167-170,174 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию городского поселения г. Краснослободска в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления расположенных на территории городского поселения г. Краснослободска в районе п. 2-я Пятилетка и о. Обливной, а именно: свалку находящуюся в квартале 69 выделе 14 Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества (в районе 2-я Пятилетка) площадью около 200 кв.м. и свалки, находящейся в квартале 21 выделе 5 Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества (о. Обливной) площадью всего около 100 кв.м.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья В.В. Сапронов