АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-21936/2013
31 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 31 октября 2013 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Любимцевой Ю.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поляковой М.Н.,
рассмотрев заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (ИНН <***> ОГРН <***>) г. Урюпинск Волгоградской области
к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» Алексеевского муниципального района (ИНН <***> ОГРН <***>) ст-ца Алексеевская Алексеевского района Волгоградской области
о взыскании 689972 руб.
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 – доверенность от 09.01.2013 № 02-46/10
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» Алексеевского муниципального района задолженность по налогу на прибыль и пени в сумме 689972 руб.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
МБУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» (далее – учреждение) состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области в качестве юридического лица.
03.12.2012 учреждением в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за первое полугодие 2012 года. В Приложении № 3 «Расчет суммы расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений ст. 268, 275.1, 276, 323 и п. 21 ст. 346.38 НК РФ (за исключением отраженных в Листе 05)» к Листу 02 по строке 030 отражена выручка от реализации амортизируемого имущества в размере 3395000 руб., по строке 040 отражена остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией в размере 3238849 руб., прибыль от реализации имущества (без учета объектов, реализованных с убытком) составила 156151 руб.
Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой принято решение от 25.04.2013 № 109 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым учреждению доначислен налог на прибыль в сумме 642112 руб. и пени в сумме 48060 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что расходы, связанные с реализацией имущества завышены на 3238849 руб., в том числе на остаточную стоимость реализованного имущества в сумме 3209561,65 руб., на расходы по оценке имущества в сумме 1000 руб., на сумму НДС 28287 руб.
Так, в ходе проверки налоговым органом установлено, что в 2011 году на основании Муниципального контракта от 03.10.2011 № 50 МБУК МКДЦ у ООО «Арконт шина» был приобретен легковой автомобиль NISSAN PATROL стоимостью 3501340 руб.
Указанный автомобиль приобретен за счет средств, выделенных из бюджета Администрации Алексеевского муниципального района, что подтверждается бюджетной сметой учреждения на 2011 год, в которой расходы на увеличение стоимости основных средств составили 3633100 руб.
По Распоряжению Администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 24.10.2011 № 189-р автомобиль NISSAN PATROL внесен в реестр муниципальной собственности Алексеевского муниципального района Волгоградской области и передан в оперативное управление учреждения.
Согласно пункту 3 Приказа от 24.19.2011 № 87 автомобиль принят в оперативное управление и поставлен на баланс учреждения в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.
Решением Алексеевской районной Думы от 20.04.2012 № 5/37 Администрации Алексеевского муниципального района рекомендовано согласовать МБУК «МКДЦ» продажу автомобиля марки NISSAN PATROL.
Письмом от 03.05.2012 № 653 Администрация Алексеевского муниципального района согласовала продажу вышеуказанного автомобиля, при условии, что он будет реализован не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Автомобиль NISSAN PATROL был продан ГАУ Волгоградской области «Управление государственной экспертизы проектов» по договору купли-продажи транспортного средства от 29.05.2012 № 7 по цене 3395000 руб. (в том числе НДС 28287 руб.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налог на прибыль организаций признаются:
1) российские организации,
2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство и (ли) получают доходы от источников в Российской Федерации.
Таким образом, плательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения (статья 50 ГК РФ).
При реализации имущества, принадлежащего бюджетному учреждению на праве оперативного управления, возникает обязанность по уплате налога на прибыль (пункт 1 статьи 8 НК РФ). В соответствии со статьей 284 НК РФ доходы от реализации первоначально подлежат обложению налогом на прибыль с распределением суммы налога между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, затем в части, оставшейся после уплаты налога, в размере 100% включаются в состав доходов соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в налоговой декларации по налогу на прибыль МБУК МКДЦ» учтена в доходах сумма выручки от продажи автомобиля в размере 3395000 руб. и учтены расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации в размере 3238849 руб., из которых: 3209562 руб. – остаточная стоимость реализованного автомобиля, 1000 руб. – расходы по оценке имущества, 28287 руб. – сумма НДС.
Согласно пункту 3 статьи 154 главы 21 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализации имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
На основании пункта 4 статьи 164 НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное соотношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 данной статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Сумма НДС по данной сделке составляет 28287 руб. ((3395000 руб. – 3209561,65 руб.) х 18/118).
Следовательно, выручка от реализации автомобиля для целей налогообложения прибыль составит 3366713 руб. (3395000 – 28287).
В декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2012 года (строка 030 Приложения № 3 к Листу 02) налогоплательщиком отражена выручка от реализации имущества в сумме 3395000 руб. Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 248 НК РФ учреждением допущено завышение дохода от реализации автомобиля на сумму НДС 28287 руб.
Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав установлены в статье 268 НК РФ.
Согласно положениям данной статьи при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущество, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.
Следовательно, для признания в составе расходов бюджетного учреждения сумм амортизации, начисленных по основному средству, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимо, чтобы имущество было приобретено з счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и использовалось для осуществления предпринимательской деятельности. В случае, когда имущество получено за счет бюджетных источников, амортизация для целей налогообложения не начисляется.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации амортизируемое имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений. При этом согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 251 НК РФ целевыми поступлениями признаются использованные по целевому назначению поступления от собственников созданными ими учреждениями.
Некоммерческие организации по амортизируемому имуществу, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет средств целевых поступлений и используемому для осуществления некоммерческой деятельности, амортизацию не начисляют (подпункт 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ). Следовательно, остаточная стоимость по такому имуществу для целей налогообложения прибыли не формируется.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в зависимости от подчиненности.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 НК РФ.
Из пункта 1 статьи 296 ГК РФ следует, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1.3 Распоряжения Администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 24.10.2011 № 189-р автомобиль NISSAN PATROL закреплен за МБУК “МКДЦ» на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником же указанного имущества в соответствии со статьей 296 ГК РФ остается муниципальное образование.
Таким образом, бюджетные организации вправе уменьшить доход от операций по реализации имущества на остаточную стоимость амортизируемого имущества только в случае реализации амортизируемого имущества, приобретенного за счет средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности. В данном случае МБУК «МКДЦ» таким правом воспользоваться не может, поскольку автомобиль приобретен за счет бюджетных средств.
Для некоммерческих организаций нормами главы 25 НК РФ установлен специальный порядок учета доходов и расходов по операциям, связанным с получением и использованием целевых поступлений на содержание и ведение ими уставной некоммерческой деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
В силу пункта 17 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Судом установлено, что спорное имущество приобретено за счет средств целевого финансирования, затрат по его приобретению учреждение не понесло, в налогово учете первоначальная и статочная стоимость данного имущества не сформирована. Доказательства обратного ответчиком не представлены.
Следовательно, доход от реализации такого имущества полностью включается в налоговую базу по налогу на прибыль без уменьшения на остаточную стоимость этого имущества.
Расходы на оплату услуг по оценке имущества в сумме 1000 руб. также не подлежат включению в расходы, уменьшающие доходы, поскольку данная услуга оплачена за счет бюджетных средств, что подтверждается Планом финансово-хозяйственной деятельности МБУК «МКДЦ» Алексеевского муниципального района на 2012 год, утвержденным заместителем главы Администрации Алексеевского муниципального района ФИО2 29.06.2012.
Кроме того, в соответствии с пунктом 19 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
При таких обстоятельствах, суд признает правомерным вывод налогового органа о том, что расходы, связанные с реализацией имущества МБУК «МКДЦ» завышены на 3238839 руб., в том числе: на остаточную стоимость имущества в сумме 3209561,65 руб., на расходы по оценке имущества в сумме 1000 руб., на сумму НДС 28287 руб., в связи с чем, доначисление налога на прибыль в сумме 642112 руб. и пени в сумме 48060 руб. является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ в адрес учреждения было направлено требование от 26.06.2013 № 30490 с предложением уплатить в срок до 18.07.2013 недоимку по налогу на прибыль в сумме 642112 и пени в сумме 48060 руб.
Неисполнение данного требования в установленный в нем срок послужило основанием для обращения с заявлением о взыскании с учреждения недоимки по налогу на прибыль и пени в сумме 689972 руб. в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика – организации на счетах в банках.
Пунктом 5 статьи 46 НК РФ установлено, что взыскание налога в бесспорном порядке может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.
Как установлено судом, ответчик является бюджетным учреждением, не имеет расчетного счета в банке. Кроме того, имущество ответчика находится на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Пунктом 1 статьи 298 ГК РФ установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
В случае недостаточности указанных денежных средств, взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете. Данная позиция изложена в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1999 № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения».
Следовательно, у налоговой инспекции отсутствует право на взыскание налога в бесспорном порядке.
Наличие недоимки по налогу подтверждается материалами дела. На момент судебного разбирательства требование налогового органа об уплате налога на прибыль в сумме 642112 руб. и пени в сумме 48060 руб. ответчиком не исполнено.
Суд считает, что требование инспекции о взыскании с ответчика задолженности по налогу на прибыль и пени в сумме 689972 руб. обосновано и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, учитывая, что налогоплательщик является бюджетной организацией, суд полагает возможным в порядке пункта 4 статьи 102 АПК РФ уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в федеральный бюджет, до 50 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» Алексеевского муниципального района в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области 689972 руб., в том числе:
- недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме руб. 64191 руб.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 4806 руб.,
- недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в субъект Российской Федерации в сумме 577721 руб.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в субъект Российской Федерации в сумме 43254 руб.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» Алексеевского муниципального района в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 50 руб.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» Алексеевского муниципального района, ИНН <***> ОГРН <***>, юридический адрес: 403241, <...>, поставлено на учет Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области 24.03.2006.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший судебный акт.
Судья Любимцева Ю.П.