ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-22298/17 от 19.09.2017 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград

«22» сентября 2017 г.

Дело № А12-22298/17

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Причал» - ФИО1, доверенность от 09.06.2017;

от комитета промышленности и торговли Волгоградской области – ФИО2, доверенность от 28.02.2017 №3;

от администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области – ФИО3, доверенность от 13.03.2017 №170-Д;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Причал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к комитету промышленности и торговли Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании решения незаконным, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Причал» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 28.03.2017 №12499 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Причал» в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также об обязании комитета промышленности и торговли Волгоградской области устранить допущенное нарушение путем продления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции обществу с ограниченной ответственностью «Причал» на пять лет, указав в лицензии места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемый вид деятельности по адресам: 404120, <...>, <...>.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению.

Комитет промышленности и торговли Волгоградской области считает требование заявителя незаконным и необоснованным и просит в его удовлетворении отказать.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области поддержала позицию комитета промышленности и торговли Волгоградской области.

Оценив представленные доказательства и доводы, приводимые сторонами в обоснование заявления и возражений на заявление, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, 03.03.2017 общество с ограниченной ответственностью «Причал» обратилось в комитет промышленности и торговли Волгоградской области с заявлением, регистрационный № 6443, на продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в территориально обособленных подразделениях, расположенных по адресам: 40120, <...>, <...>.

При подаче заявления о продлении срока действия лицензии на пять лет обществом с ограниченной ответственностью «Причал» платежным поручением № 43 от 28.02.2017 оплачена государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, в размере 325 000 рублей.

На основании приказа от 13.03.2017 № 111-ла в отношении общества с ограниченной ответственностью «Причал» комитетом проведена внеплановая выездная проверка.

В результате проведенной проверки, оформленной акт проверки от 21.03.2017 № 128/2017, установлено нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно: территориально обособленное подразделение, заявленное обществом в качестве места осуществления розничной продажи алкогольной продукции, расположенное по адресу: 404120, <...>, располагается на территории, прилегающей к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 «Солнышко», адрес: <...>.

Решением от 28.03.2017 № 12499 комитетом отказано обществу в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Общество с ограниченной ответственностью «Причал», полагая, что решение комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 28.03.2017 № 12499 является незаконным, оспорило его в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств для признания решения недействительным: несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся в том числе: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

В соответствии с Положением о комитете промышленности и торговли Волгоградской области, утвержденным постановлением администрации Волгоградской обл. от 24.11.2014 № 31-п, комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Волгоградской области.

Названным постановлением к полномочиям комитета отнесены, в том числе: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления, продления лицензии регулируются статьей 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Лицензия является правом на осуществление определенного вида деятельности, которое государство предоставляет организации. Однако реализация этого права обусловлена соблюдением соответствующих особых требований.

В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.

Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии либо заявления о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии.

Из материалов дела следует и установлено судом, на основании приказа от 13.03.2017 № 111-ла в отношении общества с ограниченной ответственностью «Причал» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что территориальное обособленное подразделение, заявленное обществом в качестве места осуществления розничной продажи алкогольной продукции, расположенное по адресу: <...>, располагается на территории, прилегающей к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 «Солнышко», адрес: <...>.

В силу пункта 10 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений данного Федерального закона.

Учитывая специфику продукции, являющейся объектом правового регулирования по данному закону, законодатель установил определенные ограничения, оправдываемые, с одной стороны, целями защиты здоровья населения, его нравственных устоев, а с другой - экономическими (финансовыми) интересами государства и потребностями граждан.

В соответствии с абзацами 2-3 подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в редакции федерального закона, действовавшего до 31.03.2017) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании образовательных организаций; организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» органы местного самоуправления определяют границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Правительством Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 (далее - постановление № 1425), розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих, в том числе к детским, образовательным организациям.

В силу действия пункта 8 постановления № 1425 границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления.

Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.02.2014 № 978 «Об определении минимальных значений расстояний от организаций и объектов, дополнительной территории до границ территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» определены минимальные значения расстояний до границ территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также способ определения дополнительной территории организаций и объектов.

Согласно пункту 2 постановления от 13.02.2014 № 978 дополнительная территория организаций и (или) объектов определяется путем измерения расстояния до входа для посетителей в стационарный торговый объект в плоскости по радиусу окружности (окружностей), построенной (построенных):

-при наличии обособленной территории - от входа (входов) для посетителей на обособленную территорию организации и (или) объекта;

-при отсутствии обособленной территории - от входа (входов) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты.

Графически определенная таким образом дополнительная территория представляет собой внутреннюю часть круга (кругов), построенного (построенных) от входа (входов) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, либо от входа (входов) для посетителей на обособленную территорию.

С учетом определенных минимальных расстояний и установленных способов определения границ разработаны схемы границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для каждой организации и (или) объекта, находящихся на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, которые утверждены постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 08.07.2014 № 4665 «Об утверждении схем границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

С учетом определенных минимальных расстояний и установленных способов определения границ постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 08.07.2014 № 4665 утверждены схемы границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

Данное постановление с приложениями опубликовано на портале губернатора и администрации Волгоградской области в информационно­-телекоммуникационной

сетиинтернетпоадресу http:// promtorg.volgo grad. ru/current-activity/services/list/zakonodatelstvo/regionalnoe-zakonodatelstvo/.

Из материалов дела следует, что основании утвержденных органом местного самоуправления схем границ прилегающих территорий, комитетом установлено, что согласно схеме № 45 заявленный обществом на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции торговый объект расположен до границ прилегающей территории, на которой запрещен оборот алкогольной продукции.

Из схемы границ следует, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «Солнышко», расположенное по адресу: <...>, включено в перечень организаций, на прилегающих территориях которых не допускается продажа алкогольной продукции.

Согласно схеме границ № 45 торговый объект, принадлежащий «Причал», расположенный по адресу: <...>, заявленный в качестве места осуществления розничной продажи алкогольной продукции, находится в границах территории, прилегающей к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 «Солнышко», на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Поскольку на день принятия оспариваемого решения комитета (28.03.2017) статья 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ действовала в редакции от 03.07.2016 (пункт 11 статьи 16 вступил в силу 31.03.2017), комитет, принимая оспариваемое решение, правомерно руководствовался тем, что дальнейшее продление срока действия лицензии без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, сроком на 5 лет, не применялось.

Обществом с ограниченной ответственностью «Причал» не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ и постановлений администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, устанавливающих границы территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Данная правовая позиция изложена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2015 № 303-КГ15-2442 по делу № А51-3232/2014.

Является необоснованным довод заявителя об обязании лицензирующему органу выдать лицензию обществу на территориально обособленное подразделение, соответствующее лицензионным требованиям.

Согласно пункту 7 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» нарушения, связанные с деятельностью хотя бы одного из обособленного подразделения организации, влекут предусмотренные законом или КоАП РФ последствия для организации в целом.

Исходя из буквального толкования данного пункта, речь идет о деятельности обособленных подразделений организации, то есть наличие у организации уже существующей лицензии и осуществлении лицензируемого вида деятельности в рассматриваемом объекте.

Соответственно, в данном случае при продлении уже выданной лицу лицензии, подлежат применению положения пункта 7 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47.

Данная правовая позиция изложена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2015 № 310-КГ15-7085 по делу № А68-2199/2014.

Подлежит отклонению ссылка заявителя на Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденный приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

Росалкогольрегулирование не осуществляет государственную услугу по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, как указано в абзаце 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, порядок лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Административный регламент предоставления комитетом государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области утвержден приказом комитета от 13.08.2015 № 160-од.

Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции в Волгоградской области утвержден приказом министерства промышленности и торговли Волгоградской обл. от 14.03.2014 № 46-од.

Согласно пункту 13 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, пункту 2.3.3.1 указанного административного регламента уведомление о проведении внеплановой выездной проверки лицензиату направляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом: вручается лицензиату либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен юридическим лицом в лицензирующий орган; и (или) непосредственно предъявляется в момент начала ее проведения в форме соответствующего приказа руководителя лицензирующего органа, заместителя руководителя лицензирующего органа или его заместителя.

Согласно материалам дела должностным лицом комитета исполнена обязанность по уведомлению лица, в отношении которого проводится проверка, о ее проведении.

В день начала проведения внеплановой выездной проверки комитет уведомил законного представителя юридического лица о начале проведения проверки, что подтверждается подписью директора общества с ограниченной ответственностью «Причал» ФИО4, ознакомившейся с приказом от 13.03.2017 № 111-ла, в акте проверки от 21.03.2017 № 128/2017.

Таким образом, довод заявителя об отсутствии его уведомления о начале проведении внеплановой проверки является необоснованным.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Причал» о признании недействительным решения комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 28.03.2017 №12499 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Причал» в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также об обязании комитета промышленности и торговли Волгоградской области устранить допущенное нарушение путем продления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции обществу с ограниченной ответственностью «Причал» на пять лет, указав в лицензии места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемый вид деятельности по адресам: 404120, <...>, <...>.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции (через Арбитражный суд Волгоградской области).

СУДЬЯ Е.В. Пономарева