ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-23049/09 от 01.02.2010 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г.Волгоград Дело №А12-23049/2009

Резолютивная часть объявлена 01 февраля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2010 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Антоновой Л.А.

При ведении протокола судебного заседания судьей Антоновой Л.А.

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к 1. Управлению охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области, 2. ФИО1

о признании договора недействительным в части

при участии представителей:

от истца - представитель ФИО2 доверенность от 31.03.2008 г. сроком на 3 года.,

от ответчика 1. – представитель ФИО3 доверенность №3 от 14.01.2010 г. сроком на 1 год.,

от ответчика 2. - представитель не явился, извещен;

Установил:

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратураобратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Управлению охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области, Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании договора о закреплении долей квот (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промыслового рыболовства на 2009 г. № 102-ВВ-09-0 от 17.02.2009 г. недействительным в части п.п. «в», «д» п.2.1 и п.п. «г», следующий после п.п. «д» п.2.2 договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на 2009 год № 105-ВВ-09-О от 17.02.2009 г.

Представитель ИП ФИО1 извещен надлежащим образом.

На основании части 3, ст. 156 АПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом не явившихся истца и ответчика по имеющимся в деле документам.

По утверждению истца осуществление контроля за соблюдением правил рыболовства, иных норм законодательства РФ, а также осуществление контроля за рациональным использованием выделенных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю промышленных квот не входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта, в данном случае Управления.

Представитель ответчика - Управление охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области исковые требования не признал, просит в иске отказать, свои возражения изложил в письменном отзыве.

Ответчик в том числе ссылается на норму ст. 46 закона «О животном мире, в соответствии с которым вопросы владения, пользования распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и что государственный контроль за исполнением законодательства в отношении использования водных биологических ресурсов на законодательном уровне не передан ни органам государственной власти РФ, ни органом государственной власти субъектов РФ».

Кроме того, ответчик ссылается на истечение срока действия договора от 31.12.2009 г. и прекращения обязательств по нему.

Как видно из материалов дела, 17 февраля 2009 года заключен договор между Управлением охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор № 102–ВВ-09-О, о закрепления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства. Срок действия договора установлен до 31 декабря 2009 года.

В соответствии с данным договором Управление предоставляет, а индивидуальный предприниматель приобретает право на добычу (вылов) водных биоресурсов - судака с долей 1,771 т, в целях осуществления промышленного рыболовства на Волгоградском водохранилище в пределах Волгоградской области.

Положениями, изложенными в статье 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено в том числе:

- предоставление в пользование водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна;

- определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в соответствии со ст. 7 указанного закона являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 6 Федерального закона «О животном мире», субъекту Российской Федерации переданы полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, а именно:

- организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; организация и регулирование прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков;

- охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

В силу ст.6 ФЗ «О животном мире», п.2.2 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 05.07.2006 г. № 811 «Об утверждении Положения об Управлении охотничьего и рыбного хозяйства», к полномочиям субъекта РФ отнесена охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, а также распределение промышленных квот в пресноводных объектах Волгоградской области.

Органом исполнительной власти на территории Волгоградской области является Управление охотничьего и рыбного хазяйства Администрации Волгоградской области, осуществляющее государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также охраны и воспроизводства среды их обитания.

Другие функции, в ом числе пердусмотренными положеннями договора № 102–ВВ-09-О от 17.02.2009 г., органу исполнительной власти субъекта РФ не передовались.

Согласно ч.1 ст.16 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», граждане и юридические лица могут осуществлять промышленное рыболовство.

В соответсвии со ст. 33.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов заключается в целях осуществления рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ.

В соответсвии с положеннями п.2 ст. 33.1 названного закона по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона – орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю,

порядок подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, форма примерного договора устанавливаются Правительством рФ.

Во исполнение данных положений Постановлением Правительства РФ № 612 15.08.2008 г. утверждены Правила подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

Вместе с тем, отдельные положения договора № 102-ВВ-09-О от 17.02.2009 г., о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства, противоречат указанным требованиям.

Согласно пп. «в», «д» п.2.1 оспариваемого договора предусмотрено осуществление Управлением контроля за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем правил рыболовства, иных норм законодательства РФ, осуществление контроля за рациональным использованием выделенных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю промышленных квот, в то время как эти функции не входять в полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 г. № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» осуществление полномочий по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских водах РФ, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, возложено на Федеральное агентство по рыболовству.

Согласно п.1 данного Постановления Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рабопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ.

С учетом указанных правовых норм является незаконным также п.п. «г» изложенный в договоре после п.п. «д» п.2.2 договора, которым закреплено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет допуск должностных лиц Управления на рыбопромысловые суда, а также в здания и сооружения, предназначенные для хранения и переработки водных биологических ресурсов, содержания рыбопромысловых судов, орудий лова.

В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности причин её частей, если модно предположить, что сделка была бы совершена без включения недействительной её части.

На основании изложенного арбитражный суд находит заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать недействительным договор от 17.02.2009 г. № 102-ВВ-09-О о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на 2009 год в части п.п. «в», «д» п.2.1 и п.п. «г», следующий после п.п. «д» п.2.2 договора заключенный между Управлением охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области (далее Управление) и индивидуальным предпринимателем ФИО1.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области.

Судья Л.А. Антонова