АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: (8442) 23-90-59 |
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Волгоград 08 сентября 2014 года | Дело №А12-23300/2012 |
Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2014
Полный текст решения изготовлен 08.09.2014
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Селезнева И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бояринцевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин (ИНН 3436103218, ОГРН 1023404968619) (заявитель, комитет по управлению имуществом) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области (ИНН 3436014977 ОГРН 1043400645012) (ответчик, инспекция) и решения УФНС России по Волгоградской области (ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований следующих лиц:
Администрация городского округа - город Камышин Волгоградской области;
Индивидуальные предприниматели:
Воронов Виктор Викторович (ИНН343600377329, ОГРИП 304345321600267), Дегтярева Оксана Александровна (ИНН 344200895374, ОГРИП 304345922500166), Люлин Сергей Иванович (ИНН 343603583023, ОГРИП309345321100032), Карапетян Виктор Арменович (ИНН 343608764880, ОГРИП 309345310300044), Чернышова Светлана Владимировна (ИНН 343657015940, ОГРИП308345304500060), Стрельцова Алла Николаевна (ИНН 343600227757, ОГРИП 306345301300015), Воробьев Владимир Александрович (ИНН 340800004801, ОГРИП 304345516000036), Чурсин Николай Азизович (ИНН 343600471843, ОГРИП 304345330000325), Дерендяев Антон Александрович (ИНН 343656226561, ОГРИП 311345323600059), Поярков Владимир Николаевич (ИНН 343600226168, ОГРИП 304345326000106), Кручинин Михаил Сергеевич (ИНН 343607600103, ОГРИП 307345324300040), Ермолов Виталий Николаевич (ИНН 343602854922, ОГРИП 309345308900022).
При участии в судебном заседании:
от заявителя – (Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин), Карпенко Алена Андреевна, представитель по доверенности от 22.04.2014 № 12
от ответчика – (Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области) не явился извещен надлежащим образом, (УФНС России по Волгоградской области)-Арьева Ирина Николаевна, представитель по доверенности от 14.01.2014 №05-17/12
от третьих лиц:
ИП Воробьев Владимир Александрович - Тюпин Сергей Иванович, представитель по доверенности от 14.11.2012,
Представители индивидуальных предпринимателей Воронова Виктора Викторовича, Дегтяревой Оксаны Александровны, Люлина Сергея Ивановича, Карапетян Виктора Арменовича, Чернышовой Светланы Владимировны, Стрельцовой Аллы Николаевны, Чурсина Николая Азизовича, Дерендяева Антона Александровича, Пояркова Владимира Николаевича, Кручинина Михаила Сергеевича, Ермолова Виталия Николаевича в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин просит Арбитражный суд Волгоградской области признать недействительными: решение Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 об отказе а привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (НДС) в размере 23524834 руб. и в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а так же решение УФНС России по Волгоградской области от 20.08.2012 №669, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя.
Заявленные требования основаны на отсутствии у Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин обязанности по исчислению и уплате в бюджет суммы НДС по сделкам купли-продажи муниципального недвижимого имущества с физическими лицами, являвшимися покупателями данного имущества.
Кроме того, заявитель обращает внимание суда на то обстоятельство, что часть покупателей при приобретении недвижимого имущества являлись индивидуальными предпринимателями, на которых законом возложена обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС при выплате дохода продавцу муниципального имущества.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2013 заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 07.08.2013 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Постановлением Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 17383/13 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2013 по делу N А12-23300/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области с целью уточнения размера доначисленного НДС.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил правомерность выводов о несоответствии закону оспариваемых решений в части в части доначисления НДС с операций по реализации имущества казны города Камышина индивидуальным предпринимателям, указав при этом, что суды обоснованно исходили из положения пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому обязанность по исчислению, удержанию из выплачиваемых муниципальному образованию доходов и уплате в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на покупателей (индивидуальных предпринимателей) как на налоговых агентов.
Вместе с тем, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своём постановлении отметил, что указывая на неправомерность доначисления НДС с операций по реализации упомянутого имущества физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, суды не учли, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации упомянутого имущества подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Следовательно, как указано в постановлении надзорной инстанции, комитет по управлению имуществом должен был расчётным методом исчислить и уплатить в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации имущества казны города Камышина физическим лицам.
Ответчики заявленные требований не признают, свои возражения основывают на наличии у Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС по сделкам купли-продажи муниципального недвижимого имущества, в части его реализации физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, по мнению ответчиков, отсутствие у покупателей обязанности налоговых агентов свидетельствует о наличии у продавца муниципального имущества обязанности по уплате НДС по совершенным сделкам.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин является структурным подразделением администрации городского округа – город Камышин и осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
В рамках осуществления своих полномочий при выполнении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в 2009-2011 годах комитетом по управлению имуществом осуществлялась реализация имущества казны города Камышина индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, на основании договоров купли-продажи, заключённых по результатам аукционов.
Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области была проведена выездная налоговая проверка Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин, по результатам которой Инспекция признала Комитет плательщиком НДС, осуществившим операции, признаваемые подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения. При этом Инспекция руководствовалась пунктом 1 статьи 143 НК РФ и Положением о Комитете по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин, утвержденным Постановлением главы городского округа - город Камышин от 12.05.2006 №807-п, согласно которому комитет по управлению имуществом является юридическим лицом с самостоятельным балансом и счетами в банковских учреждениях.
В результате налоговой проверки было установлено не удержание и не перечисление комитетом по управлению имуществом в бюджет суммы НДС по совершенным сделкам в общей сумме 25524834 руб., в том числе: за 2009 год в размере 12853209 руб., за 2010 год в размере 9990262 руб. и за январь – март 2011 года в размере 681363 руб.
При этом по договорам купли-продажи, в которых отсутствовало указание на отсутствие в стоимости имущества НДС, налог исчислялся по ставке 18/118 от суммы, поступившей от покупателей имущества, а по договорам, в которых стоимость определена «без НДС» к сумме оплаты была применена ставка по НДС в размере 18 процентов.
Выявленные нарушения зафиксированы Инспекцией в акте выездной налоговой проверки от 06.06.2012 №12-37/41, по результатам рассмотрения которого исполняющим обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области было принято решение №12-41/41 от 29.06.2012 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в размере 23524834 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 20.08.2012 №669 решение Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 оставлено без изменения.
Посчитав, что решения Инспекции и Управления являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закреплённого за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закреплённого за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учётом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить расчётным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (в редакции, действующей в проверяемом периоде).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на момент заключения договоров купли-продажи объектов недвижимости и (или) перечисления денежных средств в оплату по договору покупатели Воронов Виктор Викторович, Дегтярева Оксана Александровна, Карапетян Виктор Арменович, Чернышова Светлана Владимировна, Стрельцова Алла Николаевна, Воробьев Владимир Александрович, Чурсин Николай Азизович, Поярков Владимир Николаевич, Кручинин Михаил Сергеевич и Ермолов Виталий Николаевич были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
Общая сумма НДС, доначисленная налоговым органом к уплате заявителю по сделкам с данными лицами, составила 18397351 руб.
Предъявляя к уплате комитету по управлению имуществом вышеуказанную сумму НДС, инспекция не учла положение абзаца 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели покупатели муниципального имущества являются налоговыми агентами, которые самостоятельно обязаны исчислить расчётным методом, удержать из выплачиваемых продавцу доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
При этом довод ответчиков о том, что статус индивидуального предпринимателя в целях применения пункта 3статьи 161 НК РФ должен быть указан в договоре купли-продажи, не соответствует закону. Статус физического лица и наличие у него обязанности налогового агента подтверждается не записью в договоре купли-продажи, а фактом его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на момент совершения действий, с которыми закон связывает возникновение такой обязанности.
При таких обстоятельствах доначисление комитету по управлению имуществом суммы НДС в размере 18397351 руб. в части сделок, заключённых с физическими лицами, являвшимися на тот момент индивидуальными предпринимателями, является незаконным.
Относительно доначисления комитету по управлению имуществом суммы НДС в размере 5127482 руб. по сделкам с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения названным налогом, содержится соответственно в пункте 2 статьи 146 и статье 149 НК РФ и является исчерпывающим. Операции по реализации муниципального имущества, не закреплённого за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, в указанных нормах не поименованы.
Таким образом, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации упомянутого имущества подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 161 НК РФ предусмотрено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закреплённого за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база налога на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) имущества с учётом данного налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В таком случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) упомянутого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Названные лица обязаны исчислить расчётным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
В силу всеобщности, обязательности налогообложения и равенства участников налоговых правоотношений, а также учитывая, что на основании статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 12 НК РФ налог на добавленную стоимость признается федеральным налогом, обязательным к уплате в федеральный бюджет, недопустима неуплата НДС с операций по реализации упомянутого имущества в зависимости от того, каким именно лицом оно приобретается.
Анализируя указанные нормы при рассмотрении дела со схожими с настоящим делом фактическими обстоятельствами, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.04.2014 №17383 сделал вывод о том, что комитет по управлению имуществом при реализации не закреплённого за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, должен был расчётным методом исчислить и уплатить в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации имущества казны города Камышина физическим лицам.
Руководствуясь указанием Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации суд уточнил размер доначисленного налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате комитетом по управлению имуществом в федеральный бюджет, исходя из стоимости реализованного имущества, указанной в каждом договоре, и ставки 18/118.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом расчётным методом правомерно была определена общая сумма НДС в размере 1972393 руб., подлежащая уплате комитетом по управлению имуществом по следующим сделкам:
- с Рупп А.И. в размере 46585 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Коммунальная, д.9 произведена покупателем в размере 305388,32 руб.);
- с Миолшниковой Л.Г. в размере 1898115 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д.34 произведена покупателем в размере 12443200 руб.);
- с Полетаевой Е.Н. в размере 28693 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Базарова, д.144, помещение 162 произведена покупателем в размере 188100 руб.).
В то же время инспекция, доначисляя налог по ставке 18/118, в ряде случаев определяла налоговую базу не от суммы, полученной комитетом от покупателей, а на основании стоимости реализуемого имущества, увеличенной на сумму НДС, исчисленного по ставке 18 процентов, что применительно к пункту 4 статьи 164 НК РФ неправомерно.
Общая сумма неправомерно доначисленного НДС по таким основаниям составила 481132 руб., в том числе по следующим сделкам:
-с Рупп А.И. в размере 25571 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Базарова 144, помещение №159 произведена покупателем в размере 931282 руб., НДС расчётным методом составляет 142060 руб. (931282 руб.*18/118);
-с Мирошниковой Л.Г. в размере 191278 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д.14, помещение №51 произведена покупателем в размере 6966300 руб., НДС расчётным методом составляет 1062656 руб. (6966300 руб.*18/118);
-с Жерносек О.А. в размере 10033 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д.9, литер А произведена покупателем в размере 365400 руб., НДС расчётным методом составляет 55739 руб. (365400 руб.*18/118);
-с Жерносек О.А. в размере 55268 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Комсомольская, д.34, литер А произведена покупателем в размере 2012850 руб., НДС расчётным методом составляет 307045 руб. (2012850 руб.*18/118);
-с Люлиным С.И. в размере 87097 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Мира, д.10, помещение №6 произведена покупателем в размере 3172050 руб., НДС расчётным методом составляет 483872 руб. (3172050 руб.*18/118);
-с Теймуровой Е.В. в размере 8125 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, переулок Зеленый, д.1 произведена покупателем в размере 295900 руб., НДС расчётным методом составляет 45137 руб. (295900 руб.*18/118);
-с Ткачевой Е.И. в размере 49050 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Базарова, д.160, помещение №221 произведена покупателем в размере 1786400 руб., НДС расчётным методом составляет 272502 руб. (1786400 руб.*18/118);
-с Дерендяевым А.А. в размере 35433 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, 6 мкр, д.1А, помещение№70а произведена покупателем в размере 1290450 руб., НДС расчётным методом составляет 196848 руб. (1290450 руб.*18/118);
-с Лежниным Ю.П. в размере 5354 руб. (оплата за складское помещение (пристройка к магазину) по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, 5 мкр, южнее дома №4 произведена покупателем в размере 194985 руб., НДС расчётным методом составляет 29743 руб. (194985 руб.*18/118);
-с Чернавиным Г.В. в размере 13924 руб. (оплата за нежилое помещение по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Титова, д.3, помещение№26 произведена покупателем в размере 507100 руб., НДС расчётным методом составляет 77354 руб. (507100 руб.*18/118).
При таких обстоятельствах решение межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 в части доначисления к уплате комитету по управлению имуществом суммы НДС в размере 18878483 руб. (18397351 руб.+481132 руб.) не соответствует закону и подлежит признанию недействительным.
Так же признанию недействительным подлежит решение УФНС России по Волгоградской области от 20.08.2012 №669 в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 18878483 руб.
Сумма НДС, определяемая расчётным методом по сделкам с физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, подлежащая уплате комитетом по управлению имуществом составляет 4646350 руб. В данной части решение межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 соответствует закону и признанию недействительным не подлежит.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что требования Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин о признании недействительным решения налогового органа удовлетворены частично, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, и руководствуясь главой 20, статьями 71 и 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 18985582 руб. и в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Признать недействительным решение УФНС России по Волгоградской области от 20.08.2012 №669 в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 18985582 руб.
Отказать в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 4539252 руб.
Обязать Межрайонную ИФНС России №3 по Волгоградской области и УФНС России по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Саратов) в течение месяца после его принятия подачей апелляционной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области.
Судья И.В. Селезнев