ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-23799/20 от 23.12.2020 АС Волгоградской области

 Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград                                                                                         29 декабря 2020 г.

                                                                                                           Дело № А12-23799/2020

Резолютивная  часть   решения объявлена 23 декабря 2020 г.

Полный текст  решения изготовлен  29 декабря 2020 г.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Машлыкин А.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подшибякиной О.Ю., рассмотрев  в открытом судебном заседании арбитражное делопо заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ Городищенское" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации Городищенского городского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действия (бездействия), изложенных в письмах от 05.06.2020 № 1798 и от 31.07.2020 № 2668, выразившиеся в отказе утверждения ежемесячной платы за содержание жилого помещения для собственников многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников в р.п. Городище, выбравших способ управления многоквартирным домом, но не принявших решение об установлении размера платы за содержание жилья, об обязании установить размер платы за содержание жилого помещения для собственников многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников в р.п. Городище, выбравших способ управления многоквартирным домом, но не принявших решение об установлении размера платы за содержание жилья,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2020г. №01,

от заинтересованного лица – представитель не явился,  о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:       

           Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ Городищенское" (далее – заявитель, ООО "ЖКХ Городищенское") обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с  заявлением к администрации Городищенского городского поселения (далее – администрация), в котором просит признать действия (бездействия), изложенные в письмах от 05.06.2020 № 1798 и от 31.07.2020 № 2668, выразившиеся в отказе утверждения ежемесячной платы за содержание жилого помещения для собственников многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников в р.п. Городище, выбравших способ управления многоквартирным домом, но не принявших решение об установлении размера платы за содержание жилья и обязать установить размер платы за содержание жилого помещения для собственников многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников  в р.п. Городище, выбравших способ управления многоквартирным домом, но не принявших решение об установлении размера платы за содержание жилья.

          Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.

          Представитель   администрации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

            Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования  не  подлежат удовлетворению.          

           Как видно из материалов дела, ООО "ЖКХ Городищенское" является управляющей организацией для многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников, р.п. Городище, Городищенского района Волгоградской области на основании договора управления от 07.09.2015 г.

           Заявитель указывает, что  собственники многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников р.п. Городище Волгоградской области на общем собрании от 27.02.2020 г. не утвердили плату за содержания жилья, поэтому ООО "ЖКХ Городищенское" вынуждено было обратиться в администрацию с письмами об установлении размера платы за содержание жилого помещения в вышеуказанном многоквартирном доме от 13.03.2020 г. исх. № 76  и от 03.07.2020 г. исх. № 222.

            Администрация в письмах от 05.06.2020 г. № 1798 и от 31.07.2020 г.  № 2668 ответила отказом, указав, что  тариф за содержание жилья  орган местного самоуправления должен устанавливать только в тех многоквартирных домах, где не выбран способ управления.

            Представитель заявителя пояснил, что ООО "ЖКХ Городищенское" обслуживает дом по утвержденному в 2015 г. общим собранием собственников помещений тарифу в размере 10 руб. 50 коп., который не менялся 5 лет. Возникает необходимость в увеличении тарифа, поскольку стоимость работ и услуг повышается из-за инфляции, изменений законодательства в связи с увеличение минимального размера оплаты труда, увеличение периодичности выполнения некоторых видов работ и услуг, поэтому имеется реальная потребность в повышении размера платы за содержание жилья.

В соответствии с подпунктом а) пункта 28 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

          Согласно пункту 29 Правил расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

        Содержание общего имущества обеспечивается в соответствии с пунктом 30 Правил.

     ООО "ЖКХ Городищенское" считает незаконным бездействие органов местного самоуправления незаконным.

          В силу части 4 статьи 158  Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

            Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

           Конституционный Суд Российской Федерации в определении № 357-О-О от 22.03.2016 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации" высказал правовую позицию, согласно которой наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Оспариваемое законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.

           Заявитель считает, что доказательством непринятия собственниками многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников  в р.п. Городище Волгоградской области  решения на общем собрании собственников помещений об установлении платы за содержание жилья является представленный протокол общего собрания от 27.02.2020 г.

       Заявитель указывает, что бездействие администрации, выразившееся в отказе в утверждении размера ежемесячной платы за содержание жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников  в р.п. Городище Волгоградской области, выбравших способ управления многоквартирным домом, но не принявших решение об установлении размера платы, противоречит требованиям жилищного законодательства, в  том числе части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы ООО "ЖКХ Городищенское".

          Заявитель полагает, что администрация неверно толкует нормативно-правовые акты, ссылаясь на то, что орган местного самоуправления устанавливает размер платы только для домов, не выбравших способ управления, либо для домов в непосредственном управлении.

             В отсутствие утвержденного на общем собрании собственников помещений перечня работ и услуг, орган местного самоуправления должен использовать для расчета размера платы минимальный перечень из Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290 (в редакции от 29.06.2020 г.).

Администрация не согласилась с доводами заявителя,  изложенными в заявлении, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

По смыслу  части  2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию п ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в таком доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенные условия - это предмет договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если хотя бы одно из существенных условий сторонами не определено, договор управления не может быть заключен.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 162  Жилищного кодекса Российской Федерации существенные условия договора управления это порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Часть 1 статьи 162  Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В  соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, именно собственники помещений имеют право утвердить размер платы за содержание жилых помещений, путем принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений.

Представитель администрации указывает, что специальная норма  Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок установления размера плазы за содержание в случае, если собственники не желают самостоятельно управлять своим домом, своим имуществом. Необходимо особо обратить внимание, что такой порядок установлен только для случая, когда собственники не проводили общего собрания, не создавали ТСЖ, не выбирали  управляющую организацию и не устанавливали размер платы за содержание. В 2015 г. общим собранием собственников помещений дома № 7а по ул. Нефтяников в р.п. Городище Волгоградской области был утвержден размер платы за содержание общего имущества.

Часть 3 статьи 156  Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

При этом пункт 34 Правил определяет порядок установления размера платы за содержание в данном случае, а именно в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимый собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200  названного Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

         Представитель администрации пояснил, что если собственники на общем собрании выбрали управляющую организацию, но не установили размер платы за содержание (например, не смогли договориться о таком размере), то решение о выборе способа управления считается нереализованным. Утверждение условий договора без одного из существенных условий (размер платы за содержание) невозможно, а если условия договора управления не утвержден, то такой договор не может быть заключен. В случае если собственники выбрали управляющую организацию, но не заключили с ней договор управления, решение о выборе способа управления не реализовано.

В ситуации, когда собственники помещений занимают пассивную позицию и не решают вопросы управления своим имуществом, управляющая компания отбирается по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления. При этом размер платы за содержание устанавливается конкурсной документацией.

Таким образом, жилищное законодательство наделяет правом по установлению размера платы за содержание жилого помещения именно собственников помещений многоквартирного дома. Только в случае отказа собственников от реализации своих прав, размер платы за содержание устанавливается органами местного самоуправления по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации.

На основании части 1 статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

             В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

 Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

           Из представленных доказательств видно, что  действия (бездействия), выразившиеся в отказе утвердить ежемесячную платы за содержание жилого помещения для собственников многоквартирного дома № 7а по ул. Нефтяников в р.п. Городище, изложенные в письмах от 05.06.2020 № 1798 и от 31.07.2020 № 2668, не противоречат действующему законодательству,  поэтому заявленные требования не подлежат удовлетворению.

         Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.              

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Волгоградской области 

решил:                      

         В удовлетворении заявленных требований отказать.

          Решение  может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.    

      Судья                                                                                               А.П. Машлыкин