Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Волгоград Дело № А12-23923/2017
« 30 » октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГАЗНЕФТЕСЕРВИС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о признании недействительным Уведомления
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.01.2017 №15;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 23.05.2017 №23/138-17
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ГАЗНЕФТЕСЕРВИС» (далее – заявитель, Общество, ООО «ГАЗНЕФТЕСЕРВИС») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит:
1.Признать частично недействительным и отменить Уведомление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление Ростехнадзора) в части отказа во внесении изменений в Реестр ОПО № 01-19/11600 от 27.04.2017 г. в отношении объектов:
• Фонд скважин Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения
• Площадка Добринской установки комплексной подготовки газа и конденсата
• Фонд скважин Добринского газоконденсатного месторождения
• Площадка для обслуживания нефтепромыслового оборудования
• Система межпромысловых трубопроводов Восточно-Макаровского месторождения
2. Обязать Нижне-Волжского управления Ростехнадзора зарегистрировать внесение изменений в сведения в Реестр опасных производственных объектов в отношении:
• Фонд скважин Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения
• Площадка Добринской установки комплексной подготовки газа и конденсата
• Фонд скважин Добринского газоконденсатного месторождения
• Площадка для обслуживания нефтепромыслового оборудования
• Система межпромысловых трубопроводов Восточно-Макаровского месторождения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования.
Управление Ростехнадзора возражает против удовлетворения требований, представлен отзыв.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный судприходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.03.2017г. обществом в Управление Ростехнадзора направлены сведения по внесению в Реестр ОПО изменения в связи с изменением состава ОПО.
Уведомлением от 27.04.17 г. № 01-19/11600 Управление Ростехнадзора отказало Обществу во внесении изменений в Реестр ОПО.
Считая такой отказ Управления Ростехнадзора, несоответствующими законодательству и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Понятие, а также требования, предъявляемые к опасным производственным объектам, изложены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон N 116-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
Регистрации опасных производственных объектов (ОПО) в государственном реестре предшествует идентификация ОПО, которая должна полностью отражать риски и опасности производственных процессов (при наличии признаков опасности, определенных законодательством). Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты, а ответственность за правильность идентификации лежит на руководителе организации (часть 5 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Процесс идентификации состоит из нескольких этапов:
1. Анализ документации:
- проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
-обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
-декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
-технологических регламентов;
-генерального плана расположения зданий и сооружений;
-сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документации на технические устройства, используемые на объекте;
- данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
2.Выявление опасных производственных объектов в составе организации;
3.Присвоение каждому ОПО типа объекта;
4.Присвоение техническим устройствам признака опасности;
5.Определение класса опасности каждого ОПО;
6. Оформление документа «Сведения, характеризующие опасный
производственный объект».
Данные полученные при Идентификации ОПО используются при:
1. регистрации объектов в Государственном реестре ОПО (в зависимости от присвоения ОПО классам опасности устанавливается уровень потенциальной опасности эксплуатируемых ОПО:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности.
Опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, прошедшие идентификацию, подлежат плановым проверкам на основании части 5 статьи 16 Закона N 116-ФЗ.
2. заключении договора обязательного страхования ответственности на ОПО в соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
В соответствии с п. 1.3 Положения Центробанка РФ от 28.12.2016 г. № 574-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» сведения, характеризующие ОПО, являются документом, необходимым для заключения договора страхования и именно этот документ является основным для определения страховщиками при расчете страховой премии в результате аварии на ОПО. Так же на основании п. 1.10 данного Положения в период действия договора обязательного страхования страхователь обязан незамедлительно сообщить страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования (в том числе при увеличении вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших), если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска. Значительными во всяком случае являются изменения в сведениях, указанных страхователем при заключении договора обязательного страхования, влекущие изменение существенных условий договора обязательного страхования и размера страховой премии.
ООО «ГАЗНЕФТЕСЕРВИС» эксплуатирует 4 ОПО III класса опасности (фонды скважин, система промысловых трубопроводов) и 1 ОПО II класса опасности (площадка Добринской УКПГ).
При проведении Управлением плановой проверки в сентябре 2016 была зафиксирована эксплуатация технических устройств, сооружений, оборудования с признаками опасности (порядка 30 единиц) в составе ОПО II класса опасности (площадка Добринской УКПГ), не внесенных в сведения, характеризующие ОПО.
Управление отметило, что ранее, в августе 2016 г. была проведена внеплановая документарная проверка по жалобе гражданина ОПО III класса опасности «Фонд скважин Восточно-Макаровского месторождения» и «Добринского месторождения», в ходе которой был выявлен факт эксплуатации скважин №3 и №4 Восточно-Макаровского месторождения и скв. № 23 Добринского месторождения так же не внесенных в сведения, характеризующие ОПО. В течение 2016г и 8 месяцев 2017г. было проведено 6 проверок устранения ранее выявленных нарушений с выдачей предписаний. Общество вступило в переписку и судебные тяжбы с Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора, а объекты продолжают эксплуатироваться с нарушением требований законодательства РФ:
-скважина № 3 - с июля 2016г.
-скважина № 4 - с декабря 2015г.
-скважина № 23 - с октября 2011г.
Данные сооружения не подлежат контролю со стороны Управления, являются сооружениями повышенной опасности и создают угрозу возникновения аварийной ситуации, что может повлечь за собой нанесение ущерба как работающим там людям, так и окружающей среде. Так, в октябре 2016 года был выявлен факт эксплуатации скважины № 3 с межколонным давлением. Причем при возникновении аварийной ситуации на этих сооружениях пострадавшие не получат определенные законом страховые суммы, так как данные объекты не внесены в сведения, характеризующие ОПО и на них не распространяется действие договора «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Факт принятия документов общества на рассмотрение не может являться фактом регистрации, поскольку на основании «Административного регламента по представлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» представленные сведения проходят соответствующую проверку (в том числе и в курирующем отделе) и не всегда положительную.
«Фонд скважин Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения»:
- не верно заполнена графа «Наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав ОПО:
Обществом в данной графе не указан «Сборный пункт с системой сбора Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения» в состав которого входит порядка 15 запроектированных технических устройств, имеющих признаки опасности и эксплуатируемых Обществом в составе ОПО «Фонд скважин Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения» без внесения в сведения, характеризующие ОПО, например:
-факел горизонтальный АГГ (давление газа до 6,3 мпа)
-комплекс для налива сжиженных углеводородов (рабочее давление 1,6Мпа),
-насосно-счетная установка для перелива и учета сжиженных углеводородных газов, емкости для хранения реагентов, газопоршневая электростанция и др.
-указаны не все технические устройства, входящие в состав данного объекта в соответствии стр. 95-101 технологического регламента№ 2/2016 от 31.10.2016г.:
Согласно п. 16, 1247, 1248 «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 на каждый технологический процесс на объектах добычи, сбора и подготовки нефти, газа и газового конденсата проектной (или эксплуатирующей) организацией должен составляться технологический регламент, который является основным технологическим документом и определяет технологию ведения процесса или отдельных его стадий (операций), режимы и рецептуру производства продукции, показатели качества продукции, безопасные условия работы в соответствии с действующими нормативными техническими документами.
Пунктом 16 запрещена эксплуатация ОПО без технологических регламентов технологических процессов, по неутвержденным технологическим регламентам либо по технологическим регламентам, срок действия которых истек.
В свою очередь приложением 10 к вышеупомянутым ФНиП «Содержание разделов технологического регламента» указано, что (п.3) описание технологического процесса и технологической схемы производственного объекта включает:
-описание технологического процесса в строгом соответствии со схемой технологического процесса, являющейся графическим приложением к TP;
-описание технологической схемы приводится по стадиям технологического процесса начиная с поступления сырья, с указанием основных технологических параметров процесса (температуры, давления, расхода основного оборудования, участвующего в процессе и включенного в состав технологической схемы). По ходу описания схемы указываются основные схемы автоматизации и блокировки. Таблицей 1 «Нормы технологического режима» Наименование стадий процесса, аппараты, показатели режима указываются на различных стадиях процесса в аппаратах (отстойниках, электродегидраторах, колоннах, печах, реакторах, теплообменной и другой аппаратуре) регламентируемые показатели режима: температура, давление, расход, время операций, количество загружаемых или подаваемых компонентов и другие показатели, влияющие на безопасную эксплуатацию и качество продукции.
Таким образом, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 устанавливают статус технологического регламента как основного технологического документа в соответствии с которым должна осуществляться эксплуатация ОПО.
Технологический регламент Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения № 2/2016-ТР утвержденный первым заместителем генерального директора - главным инженером ООО «Газнефтесервис» 31.10.2016г., согласованный с генеральным директором ООО «ВолгаТЭКинжиниринг» 31.10.2016 и введенный в действие 31.10.2010г. (срок действия регламента 5 лет) разработан ООО «ВолгаТЭКинжиниринг на основе проекта «Сборный пункт с системой сбора Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения» в 2015г. (положительное заключение ГАУ во «Облэкспертизы» № 34-1-4-0035-15 в 2015 г.) и ссылка на него правомерна.
В случае если объект претерпел изменения в соответствии с реконструкцией, то Общество ведет эксплуатацию ОПО в нарушение п.16 ФНиП и ч.2 ст.8 Закона № 116-ФЗ, поскольку отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются.
Согласно технологическому регламенту Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения № 2/2016-ТР в сведения, характеризующие ОПО «Фонд скважин Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения» не включено порядка 15 технических устройств, участвующих в технологическом процессе и имеющих признаки опасности.
В графе 4 сведений не указана характеристика опасного вещества (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный) производительность в сутки.
Для регистрации ОПО и внесение изменений в сведения, характеризующие ОПО, организация предоставляет в регистрирующий орган заявление и измененные сведения, характеризующие ОПО, заполненные в соответствие с «Административным регламентом по представлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённым приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016г. № 494 (приложения №№ 3,4). Данный административный регламент является основным документом для исполнения Управлением Ростехнадзора государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Внесение изменений в сведения, характеризующие ОПО осуществляется по тем документам, которые представляет заявитель. В данном случае, сноской 4 приложения 4 определяется обязательность заявителя указывать количество опасного вещества, его характеристику (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный), производительность в сутки. Указание заявителем терминов «Газ», «метанол», «конденсат» не дает право Управлению Ростехнадзора самому давать характеристику данным веществам, даже если эти вещества общеизвестные. Управление Ростехнадзора не может самостоятельно проставить суточную производительность, которая обязательно должна быть прописана Заявителем в сведениях, характеризующих ОПО. Пояснения сноски 4 носят разъяснительный характер, но не рекомендательный и так же обязательны к заполнению, как и само приложение № 4.
Вышеупомянутый «Административный регламент» опубликован в феврале 2017г. на сайте Нижне - Волжского управления Ростехнадзора в разделе «Деятельность» и доступен для общего пользования. Общество имело возможность ознакомиться с данными документами и заполнить сведения, характеризующие ОПО в соответствии с законодательством.
«Площадка Добринской установки комплексной подготовки газа и конденсата»
- в п.4 сведений, характеризующих ОПО, не верно указана классификация ОПО.
Заявителем был отмечен только 1 пункт 4.1 - ОПО бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, указанные в п.3 приложения 2 к Закону № 116-ФЗ. Однако на территории данного ОПО эксплуатируются технические устройства, оборудование и сооружения с классификацией по п.п. 4,5 приложения 2 к Закону № 116-ФЗ (ОПО газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления, оборудование, работающее под избыточным давлением). Классификация по эти пунктам (4.2 и 4.3) не была отмечена заявителем.
- в п. 8 не указана конкретная характеристика опасности в соответствии с приложением 1 к Закону № 116-ФЗ.
Законом № 116-ФЗ (приложение № 1) не определена категория ОПО «Обращение опасного вещества». Сноской 2 к приложению 4 «Административного регламента по представлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016г. № 494 определено, что в данном столбце указывается конкретная характеристика опасности в соответствии с приложением 1 к Закону № 116-ФЗ.
- в графе 4 сведений не указана характеристика опасного вещества (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный) производительность в сутки.
«Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 г. N 495 (далее – Требования).
Согласно п. 3 настоящие Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
Согласно п. 7 Требований при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с п. 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра.
До регистрации измененных сведений, характеризующие ОПО, вновь введенные в эксплуатацию скважины и технические устройства не попадают под обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 225-ФЗ предоставление сведений, характеризующих ОПО, в страховую компанию для заключения договора страхования необходимо для определения размера страховой премии.
Оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд считает, Обществом не представлены доказательства незаконности оспариваемого уведомления, а также нарушения прав в сфере осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оснований для признания его недействительным судом не усмотрено.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ГАЗНЕФТЕСЕРВИС» о признании частично недействительным и отмене Уведомление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части отказа во внесении изменений в Реестр ОПО № 01-19/11600 от 27.04.2017 г. в отношении объектов: Фонд скважин Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения; Площадка Добринской установки комплексной подготовки газа и конденсата; Фонд скважин Добринского газоконденсатного месторождения; Площадка для обслуживания нефтепромыслового оборудования; Система межпромысловых трубопроводов Восточно-Макаровского месторождения; и об обязании Нижне-Волжского управления Ростехнадзора зарегистрировать внесение изменений в сведения в Реестр опасных производственных объектов в отношении: Фонд скважин Восточно-Макаровского газоконденсатного месторождения; Площадка Добринской установки комплексной подготовки газа и конденсата; Фонд скважин Добринского газоконденсатного месторождения; Площадка для обслуживания нефтепромыслового оборудования; Система межпромысловых трубопроводов Восточно-Макаровского месторождения.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).
Судья Стрельникова Н.В.