ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-2433/13 от 02.04.2013 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: 24-04-60

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград « 02 » апреля 2013г.

Дело № А12-2433/2013

Арбитражный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Е.Б.Смагоринской

рассмотрел в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Волжский отдел АНТ к индивидуальному предпринимателю Антиповой Светлане Александровне (ОГРН 311343504700119 ИНН 343518331674) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда. Отводов суду не заявлено.

Управление государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Волжский отдел АНТ (далее Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Антиповой Светланы Александровны (далее-предприниматель) за совершение административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП.

Заявление мотивировано тем, что в ходе проверки деятельности предпринимателя по соблюдению законодательства в области осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом выявлено несоблюдение лицензионных требований и условий.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что предприниматель на основании лицензии АСС-34 - 037385 от 07.07.2011г. осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на коммерческой основе по территории РФ, выданной на основании приказа УГАДН по Волгоградской области от 07.07.2011г. № 17612/лиц, сроком действия с 11.07.2011г. по 10.07.2016г.

На основании данной лицензии при использовании автотранспортного средства марки ГАЗ-322132 с привлечением труда двух наемных работников (водителей) предпринимателем организованы коммерческие перевозки пассажиров по маршруту «27 микрорайон-ООО «АТ» г.Волжского.

В ходе плановой проверки деятельности предпринимателя, проведенной Управлением на основании распоряжения от 28.12.2012 № 2302 в период с 16 января по 01 февраля 2013 года, установлено, что предпринимателем не организованно проведение в полном объеме после рейсовых медицинских осмотр водителей, не проводятся в полном объеме инструктажи с водителями по безопасности дорожного движения, отсутствуют условия сохранности и недопущении несанкционированного доступа к транспортному средству, не проведены мероприятия по повышению квалификации водителей, нарушаются правила перевозки пассажиров и багажа в части экипировки автобусов, о чем составлен соответствующий акт №20 от 01.02.2013г. и приложение к акту проверки №20 от 16.01-01.02.2013г

В связи с чем, 01.02.2013г. составлен протокол № 012650 о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и выдано предписание N 12.

Согласно ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей.

Под должностными лицами согласно ст. 2.4. КоАП РФ следует понимать также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Условия, на которых предпринимателю разрешено заниматься указанным видом деятельности, содержатся в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280.

В соответствии с п. 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Так ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) предписывает, что юридические лица и предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно ст. 4 Закона законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Статьей 23 Закона установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.

Необходимость обеспечения прохождения водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, установленные Минздравом РФ, ведение учета и анализа данных медосмотров, организации проведения предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медосмотров предусмотрена п.2.3.2., 5.7. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (приказ Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2).

Данный вопрос урегулирован также Методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003г. №2510/9468-03-32), Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что предпринимателем не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров, что подтверждается путевыми листами №1 от 01.12.2012г., № 12 от 12.12.2012г., № 13 от 13.12.2012г., №15 от 15.12.2012г., №7 от 07.01.2013г., №9 от 09.01.2013г., кроме того на момент проведения проверки были представлены справки о медицинском освидетельствовании водителей с истекшим сроком действия.

В нарушение требований п.2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (приказ Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2), п. 2.3.4. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте (Приказ Минтранса от 30.03.1994г. № 15) предпринимателем не организовано обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей – инструктажи не проводились в декабре 2012г.

В нарушение требований 2.3.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2) предпринимателем в 2012-13г.г. не организованы и не проведены занятия с водителями с целью повышения профессионального мастерства и обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичное положение предусмотрено и п. 2.3.5. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте.

Проверка проводилась в присутствии предпринимателя, о чем свидетельствует ее подпись в протоколе об административном правонарушении и в акте проверки, однако с указанными нарушениями предприниматель не согласна, так как сдает лицензию, однако данное утверждение материалами дела не подтверждено. Кроме того, в период проведения проверки предприниматель действовала на основании лицензии, срок действия которой не истек.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.

Под должностными лицами согласно статье 2.4 Кодекса следует понимать также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в непринятии всех возможным мер по соблюдению обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности организации обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Доказательств невозможности соблюдения предпринимателем вышеуказанных норм и положений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Факт нарушения предпринимателем требований, установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, подтвержден представленными в дело доказательствами: актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами административного дела.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности предпринимателя.

При таких обстоятельствах факт наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, заявителем документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со статьей 65, частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Порядок привлечения к административной ответственности заявителем соблюден, контролирующим органом обеспечены гарантии, предоставленные заинтересованному лицу ст. 28.2 Кодекса. Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса, не истекли.

Поскольку в силу статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отнесено к подведомственности арбитражных судов, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Как оговорено в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Назначая административное наказание, суд первой инстанции исходит из того, что средства автомобильного транспорта относятся к источникам повышенной опасности (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть обладают вредоносными свойствами, проявление которых в процессе использования указанных средств полностью человеком не контролируется. Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом может повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.

При определении меры наказания суд учитывает количество нарушений, а также, что ранее предприниматель к административной ответственности не привлекался, совершил правонарушение впервые. В связи с чем, суд назначается наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренное санкцией ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь индивидуального предпринимателя Антипову Светлану Александровну

24 декабря 1967 года рождения, место рождения г.Волжский, проживает по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул.Александрова, д. 9, кв. 193, ОГРН 311343504700119, дата регистрации 16.02.2011г., ИНН 343518331674), к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Административный штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:

УФК по Волгоградской области (УГАДН по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)

ИНН 3445005859 КПП 344501001 ОГРН 1043400495500

Номер счета получателя платежа: 40101810300000010003

ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград

БИК: 041806001 Код ОКАТО 18410000000

Код бюджетной классификации: 106 116 900 400 460 00 140

Наименование платежа: административный штраф УГАДН по Волгоградской области.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Волгоградской области.

Судья Е.Б. Смагоринская