ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-24649/13 от 27.11.2012 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-24649/2013

«27» ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 25.11.2013г., полный текст решения изготовлен 27.11.2012г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик Инны Васильевны, при ведении протокола помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению исполняющего обязанности прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области к Негосударственному образовательному учреждению «Среднеахтубинский учебный спортивно-технический клуб РО ДОСААФ России Волгоградской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от прокуратуры – ФИО1, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в Арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области, служебное удостоверение

от НОУ – ФИО2, представитель по доверенности от 09.04.2013г.;

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области (далее - прокуратура, заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении Негосударственного образовательного учреждения «Среднеахтубинский учебный спортивно-технический клуб РО ДОСААФ России Волгоградской области» (далее - учреждение) к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Учреждение не признает свою вину в совершении вменяемого правонарушения, считает, что в удовлетворении заявления следует отказать, поскольку проверка проведена неуполномоченным органом прокуратуры, так как надзор за деятельностью учреждения в системе ДОСААФ, в силу приказа Генерального прокурора от 07.05.2008г. № 84, осуществляется военными прокурорами.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, основанием для проведения проверки послужило задание прокуратуры Волгоградской области от 06.08.2013г. № 7/1-33-2013, согласно которому в организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств необходимо проверить исполнение законов в сфере организации подготовки водителей и получения права на управление транспортными средствами, наличие в названных организациях лицензий на осуществление образовательной деятельности, соответствие используемых ими программ и учебных планов примерным программам подготовки водителей транспортных средств различной категории и другие вопросы.

В рамках выполнения данного задания 25.08.2013г. № 7-21/2013 территориальной прокуратурой (заявителем) направлено обращение Военному прокурору Волгоградского гарнизона о даче им поручения прокуратуре Среднеахтубинского района Волгоградской области на проведение проверки НОУ «Среднеахтубинский УСТК ДОСААФ России».

На указанное обращение в адрес территориальной прокуратуры поступило разрешение ВрИО Военного прокурора Волгоградского гарнизона от 02.09.2013г. № 8161 запросить в НОУ организационные документы и осуществить выход по месту нахождения учреждения, а позднее, 05.09.2013г. № 8532 поступило поручение Военного прокурора Волгоградского гарнизона об организации силами прокуратуры Среднеахтубинского района проверки соблюдения требований законодательства в деятельности НОУ «Среднеахтубинский УСТК ДОСААФ России» с сообщением о результатах ее проведения в военную прокуратуру.

Таким образом, проверка НОУ «Среднеахтубинский УСТК ДОСААФ России» была проведена уполномоченным органом прокуратуры в рамках организованной проверки прокуратурой Волгоградской области и при наличии поручения (разрешения) Военного прокурора, что свидетельствует об отсутствии нарушений требований приказа Генерального прокурора от 07.05.2008г. № 84. Следовательно, доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению.

По существу вменяемого учреждению правонарушения судом установлено следующее.

Прокуратурой Среднеахтубинского района в период времени с 02.09.2013 по 06.09.2013 проведена проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности НОУ «Среднеахтубинский УСТК ДОСААФ России», находящегося по адресу: <...>, в здании, принадлежащем образовательному учреждению на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 02.03.2012 № 34-АА №601625).

НОУ «Среднеахтубинский УСТК ДОСААФ России» осуществляет образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств категории «А», «В», «С», «D» на основании лицензии серия 34 ОД № 000973, регистрационный номер 586 от 25.05.2012.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 90, ч. 1 ст. 91 Федерального закона от I 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование образовательной деятельности.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно пп. «а», «б», «в», «д» п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (ред. от 27.12.2012) "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"- лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

- наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

- наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

- наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

- соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

Пунктом 11 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Приказом Минобрнауки РФ от 18.06.2010 N 636 "Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств   различных категорий" (вместе с "Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "А", Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "В", "Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "С".

"Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "D", "Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "Е") утвержден Перечень учебных материалов для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету «Первая помощь», которым определен список учебных материалов (оборудования, расходных материалов, учебных пособий и т.д.)

Вместе с тем, в ходе проверки прокуратуры Среднеахтубинского района Волгоградской области в НОУ «Среднеахтубинский УСТК ДОСААФ России» по адресу: <...>, установлено, что на информационном щите при входе в автошколу отсутствует обязательная информация: книга жалоб и предложений, законодательство о защите прав потребителей, график учебного вождения.

Кроме того, учебный класс не оборудован учебными материалами по программе «Первая медицинская помощь», а именно, отсутствуют: тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно - легочной реанимации; тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для обработки приемов сердечно-легочной реанимации; тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей; расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких); аптечка скорой помощи (автомобильная); табельные средства для оказания первой помощи: устройства для проведения искусственной вентиляции легких (лицевые маски с клапаном различных моделей), средства для временной остановки кровотечения - жгуты, средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины), перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь); подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства; учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях для водителей; наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме.

При этом в образовательном учреждении отсутствуют договоры с учреждениями медицинского профиля на представление отсутствующих учебных материалов.

Кроме того, рабочие программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий утверждены начальником Среднеахтубинского УСТК РОСТО 17.01.2006 и не соответствуют требованиям Приказа Минобрнауки РФ от 18.06.2010 N 636 "Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий".

Тематические планы проведения занятий и расписания занятий не утверждены руководителем образовательного учреждения.

В ходе проверки в НОУ «Среднеахтубинский УСТК ДОСААФ России» 04 сентября 2013 года установлено также, что образовательное учреждение владеет земельным участком, расположенным по адресу: <...>, переданным данному образовательному учреждению в безвозмездное пользование; и представляет собой асфальтированную огороженную площадку, не оборудованную средствами для отработки навыков вождения.

06.09.2013 на момент возбуждения прокуратурой Среднеахтубинского района дела об административном правонарушении начальником НОУ «Среднеахтубинский УСТК ДОСААФ России» представлен договор аренды оборудованных площадок на территории автошколы для проведения практических занятий по обучению вождению от 01.11.2012 № 9 ДВ/12 с НОУ дополнительного профессионального образования «Волжская автомобильная школа РО ДОСААФ России Волгоградской области».

В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Грубым нарушением лицензионных требований и условий являются:

а) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами

"а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения;

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "в" и "д" пункта 5 настоящего Положения.

Пункт 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Учитывая, что Негосударственным образовательным учреждением «Среднеахтубинский учебный спортивно-технический клуб РО ДОСААФ России по Волгоградской области» допущено грубое нарушение условий лицензирования образовательной деятельности, им совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, 06.09.2013г. и.о. прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области, с участием законного представителя учреждения, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Негосударственным образовательным учреждением «Среднеахтубинский учебный спортивно-технический клуб РО ДОСААФ России по Волгоградской области» по признакам административного правонарушения, предусмотренного часть.4 статьи 14.1 КоАП РФ. Копия постановления вручена.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган направил заявление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и приложенные к нему документы в арбитражный суд для рассмотрения.

Судом установлено и материалами дела доказано совершение учреждением административного правонарушения, что подтверждается актом проверки от 04.09.2013г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.09.2013 года, иными документами проверки.

Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению законодательства в сфере образовательной деятельности со стороны Негосударственного образовательного учреждения «Среднеахтубинский учебный спортивно-технический клуб РО ДОСААФ России Волгоградской области».

Таким образом, в бездействии (действиях) учреждения содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств совершения юридическим лицом правонарушения, в материалах дела отсутствуют. Соответственно, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не усмотрено.

Действующее законодательство о лицензировании не предусматривает каких-либо привилегий для лицензиатов в рассматриваемой сфере деятельности в зависимости от организационно-правовой формы образования юридических лиц и порядка их финансирования.

Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в судебном заседании не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При таких обстоятельствах заявление прокурора о привлечении Негосударственного образовательного учреждения «Среднеахтубинский учебный спортивно-технический клуб РО ДОСААФ России Волгоградской области» к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что кодекс допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

При определении меры наказания суд учитывает следующие обстоятельства: выявленные нарушения в сфере образовательной деятельности носят неединичный характер; общество ранее к административной ответственности за совершение аналогичных (однородных) правонарушений не привлекалось, на момент рассмотрения дела в суде учреждением принимаются меры к устранению допущенных нарушений.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд в данном случае считает справедливым и правомерным видом ответственности за содеянное назначение наказания в виде штрафа 40 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Негосударственное образовательное учреждение «Среднеахтубинский учебный спортивно-технический клуб РО ДОСААФ России Волгоградской области» (место нахождения: 404140 <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации юридического лица – 06.01.1996г., дата внесения сведений в отношении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц – 25.11.2002г.) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

УФК по Волгоградской области (прокуратура Волгоградской области)

ИНН <***> КПП 344401001 ОКАТО 18401000000

Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области, г. Волгоград

Расчетный счет <***>

БИК 041806001 КБК 415 116 900 4004 0000 140

Назначение платежа: административный штраф.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья И.В. Кулик

Информацию о движении дела можно получить по телефону <***>, а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru