Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-24797/2021
«27» января 2022 года
Резолютивная часть объявлена 20 января 2022 года
Полный текст решения изготовлен 27 января 2022 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Двояновой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скрипкиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Птицефабрика Краснодонская» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) о признании ненормативного правового акта недействительным в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.12.2021
от административного органа – ФИО2, доверенность от 10.01.2022
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Птицефабрика Краснодонская» (далее –АО «Птицефабрика Краснодонская», заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее-административный орган, Управление Росприроднадзора) №428/2021 07.06.2021 в части содержания следующих пунктов:
в программе производственного экологического контроля, утвержденной 29.05.2019г., отсутствуют в разделе «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» сведения о численности сотрудников подразделений, а также сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений;
в представленной АО «Птицефабрика Краснодонская» форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (воздух) за 2020 год отсутствуют сведения о количестве выброшенных в атмосферный воздух твердых загрязняющих веществ;
АО «Птицефабрика Краснодонская» не разработан паспорт на образующийся в результате деятельности отход «помет куриный перепревший», отнесенный к IV классу опасности;
отсутствуют необходимые для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами – утилизации отхода (помета куриного) оборудование и (или) специализированные установки, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании. Отсутствует проектная документация на строительство объекта – «Пометохранилище», документы, подтверждающие строительство объекта «Пометохранилище» (акт ввода в эксплуатацию);
отходы помёта куриного, содержащего подстилку «помет птичий свежий», образующегося после очистки корпусов и перемещенного на пометохранилище, размещается на пометохранилище в границах координат 49.261499, 44,029815; 49,61190, 44.030119; 49.261147, 44.029777; 49.261437, 44.029396; 49.261529, 44.029651, а отходы помета перепревшего птичьего размещаются на пометохранилище в границах координат 49.262281, 44.027473; 49.262990, 44.030402; 49.260230, 44.029082; 49.261269, 44.030530, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов;
отчет по форме № 2-ТП (Рекультивация) за 2020 г. АО «Птицефабрика Краснодонская» не подавался;
искажение предоставленных АО «Птицефабрика Краснодонская» в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведений в годовой форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
нарушение АО «Птицефабрика Краснодонская» существенных условий лицензии ВЛГ 02080 ВЭ.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленного требования настаивала.
Представитель ответчика просила признать требования заявителя необоснованными, указывая на законность оспариваемого предписания и порядка проведения проверки.
Изучив представленные документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании приказов Управления от 22.03.2021 N 428, от 20.04.2021 N 671 и от 30.04.2021 N 811 сотрудниками Управления в период с 05.04.2021 по 07.06.2021 проведена плановая выездная проверка соблюдения АО «Птицефабрика Краснодонская» обязательных требований в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, законодательства о недрах, водного и земельного законодательства по месту осуществления основной деятельности по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что среди прочего Обществом допущены следующие нарушения:
в программе производственного экологического контроля, утвержденной 29.05.2019г., отсутствуют в разделе «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» сведения о численности сотрудников подразделений, а также сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений, что является нарушением ст.34, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, утвержденная в 2018 г., проведена не в полном объеме - в цехах фермы откорма бройлеров 1 и 2-ой очереди, имеются неучтенные источники: четыре санпропускника в каждом из которых имеется по два водогрейных котла работающих на природном газе; четыре газорегуляторных узла (ГРУ), оснащенных сбросным свечами, что является нарушением, ч. 1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.22, ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.3 ч. 1 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (в данной части заявителем выявленное нарушение не оспаривается);
в представленной АО «Птицефабрика Краснодонская» форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (воздух) за 2020 год отсутствуют сведения о количестве выброшенных в атмосферный воздух твердых загрязняющих веществ, что является нарушением ст. 3, ст. 6, ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 15, ч.ч. 1,2 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1996 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 1,2,3,13 приказа Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха»;
не разработан паспорт на образующийся в результате деятельности отход «помет куриный перепревший», отнесенный к IV классу опасности, что является нарушением ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов 1 - IV классов опасности»;
отсутствуют необходимые для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами – утилизации отхода (помета куриного) оборудование и (или) специализированные установки, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании. Отсутствует проектная документация на строительство объекта – «Пометохранилище», документы, подтверждающие строительство объекта «Пометохранилище» (акт ввода в эксплуатацию), что является нарушением п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пп. «г» п. 3 Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290;
отходы помёта куриного, содержащего подстилку «помет птичий свежий», образующегося после очистки корпусов и перемещенного на пометохранилище, размещается на пометохранилище в границах координат 49.261499, 44,029815; 49,61190, 44.030119; 49.261147, 44.029777; 49.261437, 44.029396; 49.261529, 44.029651, а отходы помета перепревшего птичьего размещаются на пометохранилище в границах координат 49.262281, 44.027473; 49.262990, 44.030402; 49.260230, 44.029082; 49.261269, 44.030530, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, что является нарушением ч. 2 ст. 11, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
отчет по форме № 2-ТП (Рекультивация) за 2020 г. АО «Птицефабрика Краснодонская» не подавался, чем нарушены положения ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; Приказ Росстата от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы»;
искажение предоставленных АО «Птицефабрика Краснодонская» в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведений в годовой форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», что является нарушением пп.5, п. 2, ст. 39 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006; Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества;
нарушение АО «Птицефабрика Краснодонская» существенных условий лицензии ВЛГ 02080 ВЭ, чем нарушены положения 10 ч.2 ст. 22, ст. 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.
По результатам проверки составлен акт от 07.06.2021 №428/2021. Предписанием от 07.06.2021 №428/2021 на Общество возложена обязанность в срок до 04.04.2022 устранить выявленные нарушения.
Полагая, что указанное предписание является незаконным в части (за исключением выявленного нарушения касающегося проведения не в полном объеме инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, утвержденной в 2018 г.,) АО «Птицефабрика Краснодонская» обратилось с соответствующим заявлениям в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, который выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Оспариваемое предписание в части содержания нарушения касающегося отсутствия в разделе «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» сведения о численности сотрудников подразделений, а также сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений в программе производственного экологического контроля, утвержденной 29.05.2019г. суд признает законным и обоснованным.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - Приказ № 74).
В соответствии с и. 7 Приказа № 74, раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать: наименование подразделений, их полномочия; численность сотрудников подразделений; сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.
При этом, в утвержденной 29.05.2019 г. генеральным директором АО «Птицефабрика Краснодонская» ФИО3 программе производственного экологического контроля АО «Птицефабрика Краснодонская» отсутствуют в разделе «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» сведения о численности сотрудников подразделений, а также сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.
Сведения о внесении изменений в программу производственного экологического контроля АО «Птицефабрика Краснодонская», в части дополнения п. 5.2 «Сведения о правах и обязанностях должностных лиц, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» в ходе проверки АО «Птицефабрика Краснодонская» представлены не были.
Довод заявителя об отсутствии указанного нарушения в связи с тем, что оно было устранено еще по результатам проверки прокуратуры Иловлинского района в марте 2021 и эти сведения были представлены в административный орган в объяснении при рассмотрении административного дела по ст. 8.1 КоАП РФ опровергается материалами дела.
Обществом представлена в материалы дела Программа ПЭК АО «Птицефабрика Краснодонская», которая дополнена пунктом 5.2 «Сведения о правах и обязанностях должностных лиц, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля».
Вместе с тем, административным органом представлена Программа ПЭК АО «Птицефабрика Краснодонская» в которой, такие сведения отсутствуют.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные выводы, заявителем в материалы дела не представлено, о фальсификации доказательства не заявлено.
В ходе судебного заседания представителем Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям даны пояснения, что указанная программа ПЭК была представлена при проведении проверки непосредственно обществом в электронном виде.
Оспариваемое предписание в части содержания нарушения касающегося отсутствия сведений о количестве выброшенных в атмосферный воздух твердых загрязняющих веществ в представленной АО «Птицефабрика Краснодонская» форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (воздух) за 2020 год суд также признает законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе: осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
В силу п.п. 1, 2, 3, 13 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, установленных Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой но надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» (далее - форма) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Форма предоставляется не позднее 22-го января года, следующего за отчетным. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель заполняет форму и предоставляет ее в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха.
Отчет составляется на основании данных первичного учета. В качестве первичной учетной документации допускается также использование отраслевых форм и указаний, согласованных в установленном порядке.
Как установлено административным органом, в соответствии с Отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников АО «Птицефабрика Краснодонская», суммарные выбросы твердых загрязняющих в атмосферный воздух (в целом по предприятию) составляют:
-Железа оксид (в пересчете на железо) - 0,003410 т/год;
-Марганец и его соединения (в пересчете на марганца (IV) оксид) - 0,000089 т/год;
-Сажа - 0,124510 т/год;
-Бенз/а/пирен - 0,000022 т/год;
-Пыль комбикормовая (в пересчете па белок) - 0,011422 т/год;
-Пыль мясокостной муки (в пересчете белок) - 0,120004 т/год;
-Пыль меховая (шерстяная, пуховая) - 5,851777 т/год;
-Пыль абразивная - 0,000792 т/год;
-Пыль древесная - 0,000548 т/год.
Валовый выброс твердых загрязняющих веществ предприятия составляет 6,112574 т/год (2,0 % от суммарного валового выброса).
В соответствии с п.п. 15, 16, 18, 19 Указаний но заполнению формы федерального статистического наблюдения, установленных Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» в отчете по охране атмосферного воздуха отражаются данные по действующим стационарным источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ, а также ряд других показателей.
Учету подлежат все загрязняющие вещества, содержащиеся в отходящих газах от стационарных источников загрязнения, имеющихся у респондента, и аспирационном воздухе (кроме перечисленных в п. 15 настоящих Указаний, также не учитываются данные о выбросах диоксида углерода (СО2), озона (Оз) и радиоактивных веществ). Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указываю на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. Сюда же включаются загрязняющие вещества, поступившие в атмосферу в результате аварий на трубопроводах.
Таким образом вещества, не содержащиеся в Перечне, также необходимо включать в форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух).
В форме приводятся выбросы как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся горящие (пылящие) терриконы и отвалы, резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов, и другие неорганизованные источники.
В графе 2 раздела 1 указывается количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от всех фактически использовавшихся в отчетный период организованных и неорганизованных источников, минуя очистные сооружения, а также тех неуловленных загрязняющих веществ, которые прошли через не предназначенные для ихулавливания (обезвреживания) газоочистные и пылеулавливающие установки.
В графе 7 указывается общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу (всего, твердых, газообразных и жидких, в том числе по отдельным ингредиентам) суммарно как после очистки, так и выброшенных без очистки.
Данные по графам 2-7 показываются в тоннах в год с тремя знаками после запятой.
Также, в разделе 2 отдельно показываются выбросы в атмосферу ряда специфических загрязняющих веществ. По свободным отражаются название и код соответствующего загрязняющего вещества, выброшенного в атмосферу предприятием, а также конкретная величина соответствующей примеси.
В разделе отражаются вещества, приведенные в приложении к указаниям по заполнению формы «Перечень специфических загрязняющих веществ, данные о выбросах которых подлежат первоочередному отражению в разделе 2» (далее - Перечень веществ).
Если на предприятии выбрасывается в атмосферу большее число вредных примесей из состава перечисленных в Перечне веществ, чем количество строк в разделе 2, то к отчету по форме прилагается дополнение к этому разделу.
В обязательном порядке показываются коды загрязняющих веществ; для веществ, не перечисленных в Перечне веществ, указывается код «8888» - другие вещества, а выброс по ним приводится суммарно.
Данные раздела показываются в тоннах в год с тремя знаками после запятой.
Вместе с тем, Форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) за 2020 год АО «Птицефабрика Краснодонская» в разделах 1, 2 не отражены сведения по твердым загрязняющим веществам, поступившим в атмосферу в 2020 году.
Оснований для признания предписания №428/2021 от 07.06.2021 недействительным в части содержания нарушения касающегося отсутствия у АО «Птицефабрика Краснодонская» отчета по форме № 2-ТП (Рекультивация) за 2020 г. судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъекта. Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.
В соответствии с пунктом 1 Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения утвержденная Приказ Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" (далее - Приказ N 676)
Юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму (2-ТП (рекультивация) и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Согласно п. 6 Приказа N 676 в строках 01 и 02 отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года, а в строках 03 и 04 - площади нарушенных и отработанных земель за отчетный год.
К нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.
К отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Согласно статьи 1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
АО «Птицефабрика Краснодонская» имеет лицензию на пользование недрами серии ВЛГ № 02080 ВЭ сроком действия до 01.12.2037 года с целевым назначением и видами работ по добыче подземных вод для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд на участке «Краснодонский-1» и технических нужд на участке «Краснодонский-2» Иловлинского МПВ. Участок недр имеет статус горного отвода
Согласно п. 4.1.8 условий пользования недрами владелец лицензии обязан соблюдать установленный порядок консервации и ликвидации скважин, не подлежащих использованию и рекультивации земель.
Вместе с тем, в ходе проверки административным органом установлено, что АО «Птицефабрика Краснодонская» допущено нарушение законодательства в сфере недропользования и предоставления федеральной статистической отчетности, в связи с тем, что отчет по форме № 2-ТП (Рекультивация) за 2020 г. не подавался.
Суд приходит к выводу, что предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 07.06.2021 №428/2021 в части пунктов касающихся устранения нарушений: по не разработке паспорта на образующийся в результате деятельности отход «помет куриный перепревший», отнесенный к IV классу опасности; отсутствия необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами – утилизации отхода (помета куриного) оборудования и (или) специализированных установок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании. Отсутствия проектной документации на строительство объекта –«Пометохранилище», документов подтверждающих строительство объекта «Пометохранилище» (акт ввода в эксплуатацию); отходы помёта куриного, содержащего подстилку «помет птичий свежий», образующегося после очистки корпусов и перемещенного на пометохранилище, размещается на пометохранилище в границах координат 49.261499, 44.029815; 49.61190, 44.030119; 49.261147, 44.029777; 49.261437, 44.029396; 49.261529, 44.029651, а отходы помета перепревшего птичьего размещаются на пометохранилище в границах координат 49.262281, 44.027473; 49.262990, 44.030402; 49.260230, 44.029082; 49.261269, 44.030530, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов; искажения предоставленных АО «Птицефабрика Краснодонская» в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведений в годовой форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»; нарушения АО «Птицефабрика Краснодонская» существенных условий лицензии ВЛГ 02080 ВЭ подлежит признанию недействительным ввиду следующего.
Основным видом деятельности АО "Птицефабрика Краснодонская" является разведение сельскохозяйственной птицы.
Общество имеет лицензию от 04.07.2017 серии 34 N 3887-ТУ, выданную Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе по утилизации отхода III класса опасности - помета куриного свежего (код отхода по ФККО 1 12 711 01 33 3)
По результатам проверки административный орган пришел к заключению, что АО «Птицефабрика Краснодонская» не осуществляется утилизация отхода (куриного помета), фактически обществом используется принадлежащий ему на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для размещения данного отхода, что влечет возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде. Фактически у общества отсутствует объект для утилизации отхода (куриного помета). Также у общества отсутствует специализированное оборудование (установки), принадлежащее на праве собственности или ином законном основании, необходимое для выполнения работ по утилизации отхода (куриного помета), а также положительное заключение государственной экологической экспертизы. АО «Птицефабрика Краснодонская» не разработан паспорт на образующийся в результате деятельности отход «помет куриный перепревший», отнесенный к IV классу опасности.
Указанные обстоятельства, по мнению административного органа являются нарушением мнению Управления, свидетельствуют о нарушении АО «Птицефабрика Краснодонская» пункта 1 части 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290, а также ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности».
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» утвержден порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, на отходы I - IV классов опасности, образующихся процессе деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, составляется паспорт отходов I - IV классов опасности на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).
При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
На отход III класса опасности «Помет куриный свежий» Обществом разработан и утвержден паспорт от 02.02.2015.
С 01 января 2021 года Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами) определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290).
В соответствии с выданной лицензией от 04.07.2017 серии 34 №3887-ТУ АО «Птицефабрика Краснодонская» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. К видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности входит утилизация отхода III класса опасности - помета куриного свежего (код отхода по ФККО 1 12 711 01 33 3).
Согласно абзацу 3 подпункта "г" пункта 3 Положения N 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности являются, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.
Позиция административного органа заключается в том, что АО «Птицефабрика Краснодонская» фактически осуществляется не утилизация отхода (куриного помета), а размещение данного отхода на земельном участке, а не в специальном сооружении. Такое сооружение у общества отсутствует. Кроме того обществом не разработан паспорт на образующийся в результате деятельности отход «помет куриный перепревший», отнесенный к IV классу опасности.
Как следует из статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ):
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с пунктом 23 части 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу № А12-18712/2021 по заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям о привлечении АО «Птицефабрика Краснодонская» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КАП РФ установлено, что АО «Птицефабрика Краснодонская» на праве собственности принадлежит пометохранилище общей площадью застройки 150975 кв. м, инвентарный номер 214:000978:0211, Литер XI, месторасположение: Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2014 серии 34-АБ № 469254.
Указанное пометохранилище по состоянию на 01.07.2020 внесено в региональный реестр объектов обработки, утилизации и обезвреживания отходов.
В соответствии с техническим паспортом пометохранилища 2012 года, данный объект является бетонным сооружением площадью застройки 150 975 кв. м, расположенным на земельном участке площадью 919 988 кв. м, не имеющим фундамента, стен, перегородок, перекрытий, крыши и проемов.
Учитывая изложенное, спорная бетонированная площадка "пометохранилище" представляет собой линейный надземный объект без несущих и ограждающих конструкций, следовательно, отвечает признакам сооружения.
Из предоставленного в материалы дела акта обследования федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" от 06.04.2017 следует, что покрытие площадки пометохранилища площадью 150 975 кв. м выполнено из бетона, имеются проезды для автотранспотра и площадки для разворота машин. Перед въездом на территорию пометохранилища имеется дезбарьер для обработки колес автотранспорта. Помет куриный свежий образуется в корпусах для содержания птиц. В качестве подстилки используют стружки и опилки деревьев хвойных пород. Удаление помета из корпусов откорма осуществляется погрузчиком MUSTANG 2066 в тракторный прицеп 2ПТС, который трактором Т-40 направляется на пометохранилище, где осуществляется процесс утилизации свежего куриного помета с последующим производством удобрения. Полученное на основе куриного помета удобрение используют на земледельческих полях. Органическое удобрение на основе помета птичьего производится согласно Техническим условиям 9849-002-05366875-2013, действующим с 01.04.2013, посредством компостирования без применения наполнителей и добавок длительностью около года. Процесс утилизации и производства удобрений осуществляется на открытой специализированной площадке для накопления куриного помета - пометохранилище (Технический паспорт от 12.04.2012).
В качестве оборудования для утилизации отхода "помет куриный свежий" обществом применяется специализированная техника, принадлежащая АО "Птицефабрика Краснодонская" на праве собственности:
1) погрузчик сельскохозяйственный JCB 531-70 AG (гос.N ВН5349 34), инв. N 000001336 (свидетельство о регистрации машины от 27.02.2018 СЕ 179831 и паспорт самоходной машины от 20.12.2017 RU ТК 157372), предназначенный для чистки помета в корпусах;
2) погрузчик BOBCAT S590 (гос.N 9353ВЕ 34), инв. N 000001394 ((свидетельство о регистрации машины от 20.04.2020 СК 060054 и паспорт самоходной машины от 19.03.2020 RU ТК 313820), предназначенный для чистки помета в корпусах;
3) автомобиль КАМАЗ-65115 (самосвал, 14,5 т, фаркоп 68901R), (гос.N Р088АН), инв. N 000000729 (свидетельство о регистрации ТС от 13.04.2013 сер <...> и паспорт транспортного средства от 08.06.2010 сер 16 MX N 986909), предназначенный для транспортировки помета;
4) погрузчик телескопический с кондиционером Agri Star 37.7, 101 л.с. (DIECI), N 6176, инв. N 000000385 (свидетельство о регистрации машины от 21.12.2015 СК 495052 и паспорт самоходной машины от 08.02.2013 ТС 384709), предназначенный для погрузки помета;
5) трактор с бульдозерным оборудованием, 180 л.с, "Б-10М.0801Е" (ВК 7125) (свидетельство о регистрации машины от 25.11.2016 СВ 972561 и паспорт самоходной машины от 10.10.2013 СА 134319), предназначенный для буртовки помета на пометохранилище.
Исходя из доводов Общества, сооружение "пометохранилище", кадастровый номер 34:08:120107:322 завершено строительством в 1978 году, что отражено в общедоступной справочной информации по объектам недвижимости на официальном сайте Росреестра. В АО "Птицефабрика Краснодонская" отсутствуют проектная документация на строительство пометохранилища и документы, подтверждающие строительство (акт ввода в эксплуатацию и пр.) в связи с тем, что пометохранилище, как готовый объект, был передан 01 апреля 2013 года обществу от Казачьей холдинговой компании открытого акционерного общества "Краснодонское" по разделительному балансу, право собственности на него зарегистрировано на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 25.04.2014. В качестве оборудования для утилизации отхода "помет куриный свежий" применяется специализированная техника (фронтальный погрузчик, бульдозер, автомобиль КАМАЗ) принадлежащая обществу на праве собственности. Иного оборудования для утилизации помета куриного свежего не требуется.
В дальнейшем полученное органическое удобрение реализовывалось иным сельскохозяйственным организациям, что подтверждено предоставленными в материалы дела договорами купли-продажи и счетами-фактурами.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае имеет место именно утилизация отхода «помет куриный свежий», а именно: использование отходов для производства товаров (продукции) - органического удобрения путем извлечения полезных компонентов посредством компостирования.
Апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что у АО «Птицефабрика Краснодонская» имеется сооружение (бетонированная площадка «пометохранилище») и оборудование (специальная техника), принадлежащие ему на праве собственности, необходимое для утилизации отхода III класса опасности «помета куриного свежего» посредством его переработки путем компостирования в органическое удобрение. Необходимость наличия у общества дополнительного оборудования и (или) специализированных установок административным органом не доказана.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Также, вступившим в законную силу решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 09.09.2021 по делу №АП 12-30/2021 установлено, в том числе с выездом на место - на территорию пометохранилища АО «Птицефабрика Краснодонская», что данный объект с кадастровым номером 34:08:120107:322, представляет собой бетонную площадку площадью 150 975 кв.м., соответствующую Техническому паспорту сооружения «пометохранилище» от 12 апреля 2012 года и Санитарно-эпидемиологическому заключению на объект «пометохранилище» от 15 мая 2017 года №34.12.01.000.М.000597.05.17.
Объект «пометохранилище» площадью 150 975 кв.м, располагается на части земельного участка, принадлежащего АО «Птицефабрика Краснодонская» площадью 415 127 кв.м, с кадастровым номером 34:08:120107:342 (а не земельном участке с кадастровым номером 34:08:120107:213 площадью 150 975 кв.м..
Суд пришел к выводу, что пометохранилища относятся к инженерным сооружениям, необходимым для осуществления предприятием его специфической деятельности, в том числе, для утилизации отхода «помет куриный свежий», и не могут быть квалифицированы как объекты размещения отходов. Следовательно, нахождение на объекте «пометохранилище», принадлежащем АО «Птицефабрика Краснодонская» полученного после утилизации отхода III класса опасности «помет куриный свежий» нового продукта «органическое удобрение на основе помета птичьего», не может составлять объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, поскольку, как установлено судом, данный продукт не является отходом.
С учетом того, что в результате деятельности АО «Птицефабрика Краснодонская» не образуется отход «помет куриный перепревший», отнесенный к IV классу опасности, у общества отсутствует обязанность по разработке паспорта.
Суд приходит к выводу, что предписание от 07.06.2021 №428/2021 в части пунктов касающихся устранения нарушений искажения предоставленных АО «Птицефабрика Краснодонская» в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведений в годовой форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», и нарушение Обществом существенных условий лицензии ВЛГ 02080 ВЭ подлежит признанию недействительным.
В соответствии с пп. 5, п. 2, ст. 39 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006 вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Так, Приказом Росстата от 27.12.2009 N 815 была утверждена представленная Федеральным агентством водных ресурсов годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных Росводресурсами.
Согласно пункту 1.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения сведения об использовании воды (далее сведения) по форме N 2-ТП (водхоз) (далее - форма) предоставляют все юридические лица: осуществляющие сброс (отведение) сточных вод; осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов); получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции; имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5 000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.
Юридические лица при составлении отчета указывают общие объемы забранной и полученной воды, объемы использованной воды респондентом, объемы переданной воды для обеспечения холодной и горячей водой населения и потребителей.
Общество относятся к категории юридических лиц обязанных предоставлять Сведения об использовании воды по форме N 2-ТП (водхоз).
Обществом и административным органом к материалам дела приобщены форма федерального статистического наблюдения сведения об использовании воды (далее - сведения) по форме N 2-ТП (водхоз) из содержания которой следует, что АО «Птицефабрика Краснодонская» забрано за 2020 год питьевой воды 717, 96 тыс. м3/год, технической воды 47,45 тыс. м3/год.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а равно за представление таки. сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к настоящему Порядку.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1-1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод (пункт 7 Приказа N 205).
АО «Птицефабрика Краснодонская» по действующей лицензии от 24.12.2013 серия ВЛГ №02080 вид ВЭ разрешен забор воды питьевого качества из четырех скважин №06473, №06467, №10221, №10222 и технической воды из двух скважин №ВГ-138-91, №ВГ-16-92.
В соответствии с указанной лицензией допустимый объем добычи питьевой воды 2000 м3/сут (730,00 тыс м3/год); технической воды - 230 м/сут (83,95 тыс м3/год).
Количество забранных подземных вод в 2020 году (питьевой -717, 96 тыс. м3/год, технической воды -47,45 тыс. м3/год) подтверждается данными статистической отчетности за 2020 год по форме №2-ТП (водхоз) .
На основании показаний водоизмерительных приборов АО «Птицефабрика Краснодонская» ведется учет водопотребления, с занесением данных в журналы учета водопотребления средствами измерений (титульный лист форма 1.1 и таблица форма 1.2) утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 №205.
В соответствии Журналом учета водопотребления средствами измерений (форма 1.1), Журнал учета водопотребления средствами измерений (таблица) (форма 1.2) количество забранных подземных вод (питьевой -717, 96 тыс. м3/год, технической воды -47,45 тыс. м3/год), что соответствует данным статистической отчетности за 2020 год по форме №2-ТП (водхоз).
Таким образом, искажения предоставленных АО «Птицефабрика Краснодонская» в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведений в годовой форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (водхоз) и нарушения существенных условий лицензии ВЛГ 02080 ВЭ судом не установлены.
Данные журналов учета водопотребления по форме №ПОД-11 на бумажном носителе не свидетельствуют о недостоверности данных, отраженных в Журналах учета водопотребления средствами измерений (титульный лист форма 1.1 и таблица форма 1.2), в связи с тем, что ведение названных журналов не предусмотрено действующим законодательством, форма журнала не актуальна, журналы не относятся к скважинам потребления технической воды №ВГ-138-91, №ВГ-16-92 ни по наименованию, ни по месту нахождения, ни по номеру.
Доводы заявителя о наличии существенных нарушений при проведении проверки, судом отклоняются.
Согласно приказу Межрегионального управления Росприроднадзора от 22 марта 2021 года №428 о проведении плановой выездной проверки в отношении АО «Птицефабрика Краснодонская» срок проведения проверки установлен с 5 апреля 2021 года по 30 апреля 2021 года.
Согласно ч.1 и ч.3 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора от 30 апреля 2021 года №811 срок проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица продлен с 11 мая 2021 года по 7 июня 2021 года.
Протоколы биотестирования проб отхода №1412бо от 4 мая 2021 года, №1413бо от 4 мая 2021 года содержат указания даты:
1) отбора проб отходов – 27 апреля 2021 года;
2) проведения измерений – 30 апреля 2021 года.
Таким образом, отбор проб отхода специалистами филиала ЦЛАТИ по ЮФО – ЦЛАТИ по Волгоградской области был осуществлен в рамках сроков проведения плановой выездной проверки.
При этом нормы действующего законодательства не устанавливают запрет на проведение экспертизы за рамками срока проверки.
В соответствии с ч.4 ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Акт проверки от 7 июня 2021 года №428/2021 подписан и вручен 7 июня 2021 года уполномоченному представителю АО «Птицефабрика Краснодонская» по доверенности ФИО4, которым поставлена отметка об ознакомлении с актом проверки.
Факт получения заявителем второго экземпляра акта проверки с установленным законом перечнем приложений зафиксирован в акте проверки личной подписью представителя АО «Птицефабрика Краснодонская» по доверенности.
Таким образом, требования по представлению акта проверки не нарушены.
Приказом Межрегонального управления Росприроднадзора от 20 апреля 2021 года №671 внесены изменения в п.3 приказа о проведении плановой выездной проверки от 22 марта 2021 года №428 в отношении АО «Птицефабрика Краснодонская».
Так, 22 апреля 2021 года и 27 апреля 2021 года специалистами филиала «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области в рамках проводимой проверки произведены отборы проб отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия, о чем свидетельствуют протоколы проб отходов от 22 апреля 2021 года №33 и от 27 апреля 2021 года №35.
Требуемые временные затраты с целью проведения лабораторных исследований филиала «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области, а именно, отнесение отхода к конкретному классу опасности экспериментальным методом (биотестирование), получение заключения эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, создали необходимость в продлении срока проведения плановой проверки в отношении АО «Птицефабрика Краснодонская», о чем подготовлено мотивированное предложение должностных лиц, проводивших проверку.
На основании данного мотивированного предложения, и с учётом Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года №242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года», срок проведения плановой проверки продлен приказом Межрегионального управления Росприроднадзора от 30 апреля 2021 года №811 на период с 11 мая 2021 года по 7 июня 2021 года.
На основании изложенного, предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 07.06.2021 №428/2021 в части пунктов: АО «Птицефабрика Краснодонская» не разработан паспорт на образующийся в результате деятельности отход «помет куриный перепревший», отнесенный к IV классу опасности; отсутствуют необходимые для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами – утилизации отхода (помета куриного) оборудование и (или) специализированные установки, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании. Отсутствует проектная документация на строительство объекта–«Пометохранилище», документы. подтверждающие строительство объекта «Пометохранилище» (акт ввода в эксплуатацию); отходы помёта куриного, содержащего подстилку «помет птичий свежий», образующегося после очистки корпусов и перемещенного на пометохранилище, размещается на пометохранилище в границах координат 49.261499, 44.029815; 49.61190, 44.030119; 49.261147, 44.029777; 49.261437, 44.029396; 49.261529, 44.029651, а отходы помета перепревшего птичьего размещаются на пометохранилище в границах координат 49.262281, 44.027473; 49.262990, 44.030402; 49.260230, 44.029082; 49.261269, 44.030530, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов; искажение предоставленных АО «Птицефабрика Краснодонская» в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведений в годовой форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»; нарушение АО «Птицефабрика Краснодонская» существенных условий лицензии ВЛГ 02080 ВЭ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Оснований для удовлетворения требований в остальной части суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
заявление удовлетворить в части.
Признать предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 07.06.2021 №428/2021 в части пунктов: АО «Птицефабрика Краснодонская» не разработан паспорт на образующийся в результате деятельности отход «помет куриный перепревший», отнесенный к IV классу опасности; отсутствуют необходимые для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами – утилизации отхода (помета куриного) оборудование и (или) специализированные установки, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании. Отсутствует проектная документация на строительство объекта –«Пометохранилище», документы. подтверждающие строительство объекта «Пометохранилище» (акт ввода в эксплуатацию); отходы помёта куриного, содержащего подстилку «помет птичий свежий», образующегося после очистки корпусов и перемещенного на пометохранилище, размещается на пометохранилище в границах координат 49.261499, 44.029815; 49.61190, 44.030119; 49.261147, 44.029777; 49.261437, 44.029396; 49.261529, 44.029651, а отходы помета перепревшего птичьего размещаются на пометохранилище в границах координат 49.262281, 44.027473; 49.262990, 44.030402; 49.260230, 44.029082; 49.261269, 44.030530, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов; искажение предоставленных АО «Птицефабрика Краснодонская» в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведений в годовой форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»; нарушение АО «Птицефабрика Краснодонская» существенных условий лицензии ВЛГ 02080 ВЭ недействительным.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в пользу акционерного общества «Птицефабрика Краснодонская» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Т.В. Двоянова