АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. им. 7-ой Гвардейской, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.ruтелефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60 |
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-27382/2015
«15» сентября 2015 года
резолютивная часть решения суда объявлена 08 сентября 2015года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой М.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о признании недействительным представления
с участием заинтересованного лица Комитета социальной защиты населения Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя –ФИО1 доверенность от 19.08.2015 № 2811; ФИО2 доверенность № 2475 от 28.07.2015,
от ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области – ФИО3 доверенность б/н от 18.05.2015;Берко Л.Н. доверенность б/н от 04.09.2015,
от Комитета социальной защиты населения Волгоградской области - ФИО4 доверенность № 04-01/57 от 07.09.2015
У С Т А Н О В И Л :
Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда" (далее заявитель, Учреждение, Центр) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительными представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее-Управление) № 07-42153/07-14-07/1906 от 01.06.2015года.
Заявитель считает, что оспариваемое Представления не соответствуют требованиям Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закона Российской Федерации № 1244-1) бюджетного законодательства, нарушает права и законные интересы Учреждения, поскольку незаконно возлагают на него обязанность по устранению выявленных нарушений.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал и просил удовлетворить их по основаниям указанным в исковом заявлении.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее-Управление) с требованиями заявителя не согласно и просило в их удовлетворении отказать по основаниям указанным в отзыве на заявление и дополнении к нему.
Исследовав доказательства, выслушав доводы представителей сторон, суд считает, требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - ТУ Росфиннадзора) по результатам плановой выездной проверки использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861, за 2014 год, государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда" выдано представление от № 07-42153/07-14-07/1906.
Основанием для принятия указанного представления послужило выявленное в ходе проверки неправомерное расходование средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, на сумму 48165,84 рублей при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией льготных категорий граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закона Российской Федерации № 1244-1).
В акте выездной проверки ТУ Росфиннадзора отражено, что расчет мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг данной категории граждан должен осуществляться не с учетом площади жилого помещения исходя из федерального стандарта 18 кв. метров на 1 гражданина, а с учетом фактически занимаемой гражданином (льготником) площади жилья (т.е. на долю льготника в жилом помещении), в связи с чем, в 2014 году Центром не обеспечена результативность использования бюджетных ассигнований (оплата сверх стоимости фактически оказанных коммунальных услуг, приходящихся на льготника).
Согласно п. 2 представления № 07-42153/07-14-07/1906 от 01.06.2015г. Управления ГКУ "Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда" должен принять меры по предоставлению ежемесячных денежных выплат на оплату коммунальных услуг (в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации № 1244-1, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" и нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Заявитель оспаривает данное постановление в настоящем деле. Указывает,
В обосновании правовой позиции указывает, на недоказанность Управлением в действиях Центра нерезультативного использования бюджетных средств на выплаты льготной категории граждан. Указывает, что согласно акту проверки (стр.14 ) личные дела граждан, относящихся к федеральным льготника в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее именуется - Закон № 1244-1) проверены сплошным порядком по фактически произведенным выплатам в 2014 году за счет субвенций из федерального бюджета в количестве 147 дел, то есть по 147 гражданам (льготника).
В отношении всех 147 граждан Учреждением применялся один и тот же механизм расчета выплаты за коммунальные услуги, то есть с учетом площади жилого помещения исходя из федерального стандарта - 18 кв. метров на 1 гражданина, который, по мнению ТУ Росфиннадзора, является неправомерным.
Разница в личных делах указанных граждан заключалась лишь в том, что у 27 граждан доля жилой площади, приходящейся на гражданина-льготника, составляла менее 18 кв. м., а у 120 граждан - более 18 кв. м., при этом во многих случаях значительно более 18 кв. м., например:
ФИО5. - 60, 1 кв.м; (общая площадь жилья- 60,1 кв.м.,проживающих-1 чел.) ФИО6 - 45 кв. м.( общая площадь жилья -90 кв.м.,проживающих-2 чел.) ФИО7 - 27,2 кв. м. и др. (общая площадь жилья-81,60 кв.м., проживающих-3 чел.) (Подтверждением того, что личные дела указанных граждан являлись объектом проверки, является Приложение № 8 к акту проверки). Считает оценка обеспечения или не обеспечения Учреждением принципа результативности по результатам условного расчета только в отношении 27 граждан из 147, является необоснованной и не доказывает нарушение Центром статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Российской Федерации № 1244-1 гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Указанная норма не содержит императивного указания на представление указанных мер социальной поддержки на долю жилого помещения.
В соответствии со статьей 5 Конституции Российской Федерации Волгоградская область имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем законодательство Волгоградской области, как субъекта Российской Федерации, является частью законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению указанным в законе категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Из системного толкования действующего законодательства следует, что предусмотренные нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации размеры ежемесячной денежной выплаты ( далее- ЕДВ) на оплату ЖКУ федеральным льготникам должны соответствовать двум критериям:
1) должны обеспечивать гарантированные федеральными законами меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг;
2) поскольку реализация субъектом РФ ЕДВ на оплату ЖКУ осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых для осуществления соответствующих полномочий, то предусмотренный общий объем ЕДВ на оплату ЖКУ не может превышать объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций федерального бюджета в виде субвенций для передачи субъекту Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Данная статья регламентирует механизм образования и объем мер по обеспечению положений Закона РФ № 1244-1. В частности, ею предусмотрено, что средства на реализацию переданных субъектам полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем данных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета указанных средств устанавливается Правительством РФ. В статье содержится императивное указание на строго целевой характер использования средств на реализацию указанных полномочий.
Объем и механизм предоставления мер социальной поддержки определен Законом РФ№ 1244-1.
Кроме того, анализ положений данной статьи Закона РФ № 1244-1, а также упомянутых выше нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что предоставление льгот производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту РФ, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Таким образом, на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом Российской Федерации № 1244-1 мер социальной поддержки обеспечивается именно в указанном объеме, т.е. с учетом социальной нормы площади жилья.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении данных полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ее территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункта 68 указанных Правил).
В статье 34 БК РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Суд соглашается с доводом заявителя так же в части того, что ответчиком не дана надлежащая оценка тому, что в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 09.11.2005 № 1132 "Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" областной стандарт социальной нормы площади жилья установлен в следующих размерах:
18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
42 квадратных метра общей площади жилья на семью, состоящую из двух человек;
33 квадратных метра общей площади жилья на одиноко проживающего человека.
При этом ЕДВ на оплату ЖКУ в части расходов граждан на оплату жилого помещения предоставляются только на федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения - 18 кв.м. несмотря на количество членов семьи льготника.
Также, в акте выездной проверки не содержится сведений о количестве граждан льготной категории, проживающих в жилых помещениях, доля площади, приходящаяся на которых превышает социальную норму площади жилья 18 кв.м, и меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг которым предоставляются именно на 18 кв.м.
В акте отражена, по мнению Росфиннадзора, излишне выплаченная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ в размере 48165,84 руб., однако расчет произведен исходя из федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения - 18 кв.м., а не из областного стандарта социальной нормы площади жилья в зависимости от количества членов семьи, соответственно, не ясно, будет ли указанная сумма излишней при расчете исходя из областного стандарта.
Реализация Учреждением меры социальной поддержки на оплату 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых для осуществления соответствующих полномочий.
Обоснованность применяемого Учреждением механизма расчета была предметом рассмотрения Тракторозаводского районного суда, по иску ФИО8 -инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Решением от 18.11.2010 по делу № 2-3289/2010в удовлетворении исковых требований истцу отказано. В мотивировочной части решения дана оценка обоснованности производимого расчета. Кассационным определением Волгоградского областного суда решение суда первой инстанции оставлено в силе. Законность судебных актов подтвердил Верховный суд Российской Федерации в постановлении от 19 января 2011 г. N 16-Г10-60.
Расчет авансовых сумм на оплату 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией осуществляется во всех центрах социальной защиты населения Волгоградской области в рамках единого программного обеспечения -автоматизированной системы «Социальный регистр населения Волгоградской области, которая внедрена приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 19.04.2010 № 213, то есть механизм расчета един.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области не доказано по правилам ст.198, 201, 65 АПК РФ, положений ст.34, 162 БК РФ, что поставленные перед государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда», как участником бюджетного процесса, задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Требования признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда" удовлетворить.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области № 07-42153/07-14-07/1906 от 01.06.2015года.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья А.В. Пономарев