АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть принятого решения объявлена 16.01.2013 г.
г. Волгоград « 22 » января 2013 г.
Дело № А12-27898/2012
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе судьи Суркова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гавриловой И.Л.,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
Администрации Краснооктябрьского района Волгограда (400105, г. Волгоград, пр-кт им. В.И.Ленина, 119; ИНН 3442026353, ОГРН 1033400170286)
к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» (400055, г. Волгоград, пр-т Канатчиков, 22, ИНН 3448052984, ОГРН 1113461005151)
3-е лицо: Администрация Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, 5; ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
о понуждении к предоставлению заключения специализированной организации
при участии в заседании:
от истца – Мирзоян Я.Г., доверенность от 16.04.2012 г.
от ответчика – Крютченко Д.В., доверенность № 3 от 14.12.2012 г.
от 3-го лица – Спиридонова О.Ю., доверенность от 06.11.2012 г.
АдминистрацияКраснооктябрьского района Волгограда (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство»(далее – ООО «ЖКХ»), об обязании предоставить в межведомственную комиссию администрации Краснооктябрьского района Волгограда за-ключение специализированной организации о проведении инструментального обследова-ния многоквартирного жилого дома № 61 по ул. Кузнецова в Краснооктябрьском районе г. Волгограда для принятия решения, предусмотренного п. 47 Положения о признании по-мещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежа-щим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российск-ой Федерации № 47 от 28.01.2006 г.
При подаче искового заявления, истцом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Волгограда.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковое заявление в полном объеме.
Ответчик иск не признает по основаниям, изложенным в отзыве, который поддержан в судебном заседании его представителями.
Представитель Администрации Волгограда поддерживает позицию истца, считает иск подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судеб-ном заседании арбитражный суд,
У С Т А Н О В И Л :
Заявленные требования администрация обосновала решением № 10 от 16.05.2012 г., а также заключением от 16.05.2012 г. межведомственной комиссии при администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (далее – межведомственная комиссия) по ре-зультатам рассмотрения заключения Государственная жилищная инспекции Волгоград-ской области № 408 от 27.02.2012 г. о принятия решения, предусмотренного п. 47 Поло-жения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г. в отношении многоквартир-ного жилого дома № 61 по ул. Кузнецова в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Письмом от 09.06.2012 г. администрацией предложено управляющей компании – ООО «ЖКХ» представить на рассмотрение межведомственной комиссии заключение спе-циализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций мно-гоквартирного жилого дома № 61 по ул. Кузнецова в Краснооктябрьском районе г. Вол-гограда.
Непредставление ООО «ЖКХ» на межведомственную комиссию заключения о тех-
ническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома № 61 по ул. Кузнецова в Краснооктябрьском районе г. Волгограда. явилось причиной для обраще-ния администрации в суд с указанным исковым заявлением.
Изложенные обстоятельства, по мнению истца, предоставляют ему право предъяв-ления к ответчику заявленных исковых требований со ссылкой на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартир-ном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, Пра-вила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановле-нием Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплек-су от 27.09.2003 г. № 170, Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление друго-му лицу. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права соб-ственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (пункт 4 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу норм статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации при уп-равлении имуществом собственника совершаются не только юридические, но и любые фактические действия в интересах собственника.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управ-ление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные усло-вия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартир-ном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по зада-нию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий долж-ны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ре-монту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, ут-вержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность иму-щества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения уп-равляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с та-кой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание об-щего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания соб-ственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 (зарегистри-рованы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 г. № 5176) и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими ор-ганизациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляю-щей компанией.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12. 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или соо-ружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического об-служивания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга со-стояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспе-
чения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищ-ного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные фе-деральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений сви-детельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эк-сплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются пре-дусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осу-ществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их вы-полнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в до-говоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально не-обходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и ус-луг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые уп-равляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Кроме того, разделом II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправ-ном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов ра-боты его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в тече-ние установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах ма-териальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Согласно постановления Администрации Волгограда от 06.05.2006 г. № 1043 «О де-легировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жи-лищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда» адми-нистрациям районов Волгограда делегированы полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов.
Таким образом, истец обладает правом на предъявление иска об обязании предостав-ления в межведомственную комиссию заключения специализированной организации о проведении инструментального обследования многоквартирного жилого дома.
Судом также не может быть признан обоснованным довод представителя ответчика в судебном заседании об истечении 01.07.2012 г. срока действия заключенного между ад-министрацией и ООО «ЖКХ» договора управления многоквартирными домами № 274 от 01.07.2011 г., поскольку сторонами не оспаривается того, что ответчиком по результатам нового конкурса продолжается фактическое управление жилым фондом, переданным ему по договору № 274 от 01.07.2011 г. на основании договоров заключенных с лицами, про-живающими в указанных многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у ООО «ЖКХ» обя-занности по получению в специализированной организации заключения о результатах ин-струментального обследования многоквартирного жилого дома № 61 по ул. Кузнецова в Краснооктябрьском районе г. Волгограда и предоставлении указанного заключения в межведомственную комиссию.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Ар-битражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 г. № 6464/10.
При указанных обстоятельствах требования администрации об обязании ответчика предоставить в межведомственную комиссию администрации Краснооктябрьского района Волгограда заключение специализированной организации о проведении инструменталь-ного обследования многоквартирного жилого дома № 61 по ул. Кузнецова в Красноок-тябрьском районе г. Волгограда являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» (400055, г. Волгоград, пр-т Канатчиков, 22, ИНН 3448052984, ОГРН 1113461005151) предоставить в межведомственную комиссию администрации Красноок-тябрьского района Волгограда заключение специализированной организации о проведе-нии инструментального обследования многоквартирного жилого дома № 61 по ул. Кузне-цова в Краснооктябрьском районе г. Волгограда для принятия решения, предусмотренно-го п. 47 Положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквар-тирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Поста-новлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» (400055, г. Волгоград, пр-т Канатчиков, 22, ИНН 3448052984, ОГРН 1113461005151) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской об-ласти.
СУДЬЯ А.В. Сурков