ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-28660/2021 от 09.12.2021 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                            Дело № А12-28660/2021

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 декабря 2021 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пильника С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лабутовой Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Усачева Игоря Владимировича (ОГРНИП 307345921800052, ИНН 344204873830) к комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684) с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Обмачевского Александра Николаевича (ОГРНИП 304345622600035, ИНН 340400142853) об оспаривании действий

при участии в заседании

от индивидуального предпринимателя Усачева Игоря Владимировича – Ластовская С.В. по доверенности от 17.09.2021,

от комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области – Реклицкая А.В. по доверенности от 11.01.2021,

от Обмачевского Александра Николаевича – Светличная И.А. по доверенности от 18.11.2021,

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Усачев Игорь Владимирович (далее – ИП Усачев И.В., предприниматель, заявитель, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее – комитет, облкомдортранс, ответчик), в котором с учётом уточнений просит признать недействительным (не отвечающими требованиям статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона № 220-Ф3 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации):

- конкурсную документацию № 32 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области, утвержденная Приказом о проведении конкурса от 18.06.2021 № 122-п, в части включения в лота № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ)», результаты открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части, включающей проведение конкурса по лоту № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ)»,

- результаты открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части проведения конкурса по лоту № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)», оформленные протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 20.08.2021, по итогам рассмотрения которого ИП Обмачевский А.Н. признан единственным участником конкурса в отношении лота №11, конкурс в отношении лота № 11 признан несостоявшимся;

- применить последствия недействительности ничтожной сделки;

- признать незаконным (противоречащим части 4 статьи 39 Закона №220-Ф3«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) отказ ответчика в выдаче истцу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 661Т (661, 661.2Т) «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» и новых карт маршрута, оформленный письмами № 25-02-01-02/7982 от 06.09.2021., № 25-02-01-02/8199 от 10.09.2021., № 25-02-01-02/8626 от 23.09.2021;

            - обязать ответчика выдать истцу свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 661.2Т (661Т) «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» и новые карты маршрута.

            В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представители комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и Обмачевского Александра Николаевича (далее – Обмачевский А.Н.) возражали против удовлетворения заявления.

            Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, участвовавших в судебном заседании, оценив в совокупности в соответствии со статьёй 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

            В обоснование заявления предприниматель ссылается на то, что в соответствии с действующей лицензией с 14 августа 2008 года осуществляет перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту «р.п. Даниловка (АВ)- г.Волгоград (АВ)».

           После опубликования 14 июля 2015 года Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее-Закон № 220-ФЗ), в порядке, установленном ст.39 Закона, заявитель направил ответчику сведения об обслуживаемом маршруте регулярных перевозок №661.

           Ответчик в порядке, установленном ст.39 Закона № 220-ФЗ, выдал истцу карту маршрута № 661 регулярных перевозок серия 3402 № 000727 сроком действия с 21 июля 2016 по 06 октября 2021 г., а также свидетельство серия 3401 № 000071 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту № 661 «р.п.Даниловка- г.Волгоград (АВ).

           Кроме заявителя по маршруту «р.п. Даниловка (АВ)- г.Волгоград (АВ)» пассажирские перевозки осуществлялись ИП Ребриной С.С., ИП Обмачевским А.Н., также получившими в 2016 году свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту № 661 «р.п.Даниловка- г.Волгоград (АВ).

            В соответствии с требованиями изложенной нормы закона, а также п.2.20 «Порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Волгоградской области» утвержденного Приказом комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской обл. от 01.02.2016 N 14-п, в связи с поступлением обращений об оформлении свидетельств и карт маршрута от трех перевозчиков по маршруту «р.п. Даниловка (АВ)- г.Волгоград (АВ)», в реестре маршрутов маршрут 661 был разбит на три отдельных маршрута «661Т», «661.2Т», «661.3Т».

           Номер маршрута заявителя в реестре маршрутов значится как «661,2Т».

           20 июля 2016 года распоряжением комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области «Об изменении расписания движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок» № 328-р предпринимателю утверждено маршрутное расписание движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 661 «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ) с отправлением из г.Волгограда в 11-45, из р.п.Даниловка (АС) в 17-00ч. Рейсы обслуживаются ежедневно.

           27 июля 2017 года распоряжением комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области «Об утверждении нового сводного маршрутного расписания» № 421-р истцу утверждено маршрутное расписание движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 661.2Т «р.п.Даниловка» (АС)-г.Волгоград (АВ) с отправлениями из р.п.Даниловка (АС) в 17-00 ежедневно, г.Волгограда (АВ) в 11-50 ежедневно.

           До окончания срока действия свидетельства в порядке, установленном пп. 1,2 ч.4 ст.39 Закона № 220-ФЗ , 02.09.2021. Истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче свидетельства (продлении действия сроком на 5 лет) по маршруту № 661.

            Письмом № 25-02-01-02/7982 от 06.09.2021 ответчик отказал в выдаче свидетельства, указав, что маршрут № 661 «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» отсутствует в реестре межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области и в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области.

            08.09.2021 истец обратился к Ответчику с заявлением о выдаче свидетельства (продлении действия сроком на 5 лет) по маршруту № 661.2Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)».

            Письмом № 25-02-01-02/8199 от 10.09.2021 ответчик отказал в выдаче свидетельства, указав, что маршрут № 661.2.Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» отсутствует в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области.

             22.09.2021    предприниматель обратился к ответчику с заявлением о выдаче свидетельства продлении действия сроком на 5 лет по маршруту № 661Т «г.Волгоград (АВ)- р.п.Даниловка» (АС)».

             Письмом № 25-02-01-02/8626 от 23.09.2021 комитет отказал в выдаче свидетельства, указав, что на право получения свидетельства по маршруту № 661.Т «г.Волгоград (АВ) - р.п.Даниловка» (АС)» в соответствии с Федеральным законом № 220- ФЗ, законом Волгоградской области от 29.12.2015. № 2ЭО-ОД «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области» облкомдортрансом проведен открытый конкурс, по результатам которого победителем признан ИП Обмачевский А.П.   

Заявитель ссылается на то, что в рассматриваемом случае заявления о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 661 (661.2Т, 661Т) были поданы истцом до окончания срока действия свидетельства и карты маршрута, выданных ему на основании части 3 ст. 39 Закона № 220-ФЗ. Поскольку свидетельство и карта маршрута выдавались истцу до издания ответчиком Приказа от 01.02.2016. № 14-П, установившего необходимость добавления номера перевозчика и аббревиатуры Т, истцом заявления поданы на выдачу свидетельства как на маршрут 661, так и на маршруты 661.2Т, 661Т, а по существу, на один и тот же маршрут «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)».

При отсутствии предусмотренных ч.4.1 ст. 39 Закона № 220-ФЗ обстоятельств, при наличии двух действующих перевозчиков по данному маршруту, осуществляющих указанные перевозки и имеющих право на переоформление свидетельств без проведения открытого конкурса, ответчик не имел правовых оснований для проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту: 661 Т.

Суд первой инстанции считает, что довод заявителя о незаконности отказ ответчика в выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 661 и карт маршрута, оформленный письмом от 06.09.2021 № 25-02-01-02/7982, является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, Законом Волгоградской области от 29.12.2015 № 230-ОД «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области» (далее - Закон № 230-ОД), приказом комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 01.02.2016 № 14-п «Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Волгоградской области» (далее - приказ № 14-п), Облкомдортранс распоряжением от 17.08.2016 № 406-р установил отдельные маршруты в отношении регулярных перевозок,  в том числе: № 661.1.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Ребрина С.С.; № 661.2.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Усачев И.В.; № 661.3.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Обмачевский А.Н.

Распоряжением от 27.04.2017 № 421-р Облкомдотранс утвердил истцу новое сводное маршрутное расписание на маршрут № 661.2.Т.

Таким образом, требование истца о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на маршрут № 661 не обоснованно, что подтверждается распоряжениями Облкомдортранса от 17.08.2016 № 406-р, от 27.04.2017 № 421-р.

Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области, утвержденный постановлением Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» не содержит маршрут № 661.2.Т.

В связи с отсутствием в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области, утвержденным постановлением № 340-п маршрута № 661.2.Т у ответчика отсутствовали законные основания для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на маршрут № 661.2.Т.

Документом планирования предусмотрен межмуниципальный автобусный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Волгоградской области № 661Т «р.п. Даниловка (АС) - Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал-Авто»)» с количеством 3 транспортных единиц среднего класса.

В соответствии с Законом № 220-ФЗ, Законом № 230-ОД, комитетом проведен открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров (в том числе по маршруту № 661Т) и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области (далее - открытый конкурс) с целью выбора перевозчиков, предложивших лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров.

По результатам проведения открытого конкурса победителем в отношении лота №11 (маршрут № 661Т) признан индивидуальный предприниматель Обмачевский А.Н. По результатам рассмотрения конкурсной заявки № 32-15/2021 от 22.07.2021 (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 06.08.2021) Истец не допущен к участию в конкурсе. Уведомление о принятом решении Облкомдортранса направлено в адрес истца письмом от 10.08.2021 № 25-02-01-02/7108. Кроме этого, результаты проведения открытого конкурса размещены на официальном сайте Облкомдортранса    http://uad.volgograd.ru.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (даплее - Закон № 220-ФЗ), межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 данного закона порядок изменения межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данныхмаршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального Закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

         Таким образом, изменением маршрута регулярных перевозок является изменение сведений предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ. Внесение же в реестр сведений предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 данного закона является установлением нового маршрута.

          В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения: порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

           Сохранение порядка цифр «661» в номерах маршрутов № 661.1.Т, № 661.2.Т, № 661.3.Т было использовано Ответчиком с целью удобства населения для идентификации маршрутов, которые на протяжении нескольких лет до внесения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок были под № 661. К цифрам, которые обозначали номера указанных маршрутов, была добавлена буква «Т», так как они относились к маршрутам, на которых осуществлялись регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

         Суд первой инстанции отмечает, что обслуживание маршрутов № 661Т, № 661.2.Т, № 661.3.Т предусмотрено разным классом и количеством транспортных средств, по разным схемам движения.

Параметр маршрута

Маршрут № 661.3.Т

Маршрут № 661.2.Т

Маршрут № 661Т

Подвижной состав(кол- во, класс)

1 ТС - малый, 2 ТС- большой

2 ТС - малый

3 ТС - средний

Остановочные пункты

р.п. Даниловка (АС)

Березовская

Плотников-1

Сергиевская

Сенной

Большой

г. Михайловка (АВ) х. Ветютнев Фролово

п.г.т. И ловля (АС) г. Волгоград (АВ)

р.п. Даниловка (АС)

Березовская

Плотников-1

Сергиевская

Сенной

Большой

г. Михайловка (АВ) п.г.т. Иловля (АС) г. Волгоград (АВ)

р.п. Даниловка (АС) х. Плотников-2 с-ца Сергиевская х. Сенной х. Большой г. Михайловка (АВ) х. Ветютнев п.г.т. Иловля (АС) х. Самофаловка Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал- Авто»

          Таким образом, маршруты № 661Т, № 661.2.Т № 661.3.Т являются отдельными маршрутами.

            Перечень межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене, утвержденный постановлением Администрации Волгоградскойобласти от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» были включены маршруты подлежащие отмене в период срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества.

           Переоформление свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, которые не были включены в Перечень межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок пассажиров по нерегулируемым тарифам в Волгоградской области, утвержденный указанным выше постановлением по окончании срока действия на который они выдавались, не предусмотрено, так как на этих маршрутах наблюдается неэффективное использование дорожной сети, концентрация большого количества транспортных средств на одних направлениях из-за значительного дублирования маршрутной сети, снижение безопасности перевозок, перенасыщение парка подвижного состава пассажирского транспорта транспортными средствами особо малого и малого классов.

            С целью недопущения прекращения перевозок по данным направлениям Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» были предусмотрены маршруты, разработанные с учетом комплексного развития системы пассажирских перевозок Волгоградской агломерации и комплексного развития системы пассажирских перевозок за пределами Волгоградской агломерации, в том числе маршрут № 661 Т.

            Создание нового маршрута № 661Т позволило исключить дублирование движение по ряду промежуточных остановочных пунктов, которые предусмотрены маршрутами № 661.1.Т, № 661.2.Т, № 661.3.Т, сформировать оптимальную схему движения с учетом сформировавшихся пассажиропотоков населенных пунктов, использовать автобусы повышенной вместимости для обеспечения качественного транспортного обслуживания жителей населенных пунктов, через которые осуществляется движение автобусов.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) в течение тридцати дней со дня официального опубликования названного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1)         организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2)         размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

Комитет, являясь организатором транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, включил маршруты № 661 (ИП Усачев И.В., количество транспортных средств - 2 автобуса малого класса, перевозчик - ИП Ребрина С.С., количество транспортных средств - 2 автобуса малого класса, 1 автобус большого класса, перевозчик - ИП Обмачевский А.Н., количество транспортных средств - 1 автобуса малого класса, 2 автобуса среднего класса) в реестр межмуниципальных маршрутов Волгоградской области.

Из пункта 2 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ следует, что законодатель не исключает возможность установления отдельного маршрута для разных лиц, при этом обязывает устанавливать "отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, Законом Волгоградской области от 29.12.2015 № 230-ОД «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области» (далее - Закон № 230-ОД), приказом комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 01.02.2016 № 14-п «Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Волгоградской области» (далее - приказ № 14-п), Облкомдортранс распоряжением от 17.08.2016 № 406-р установил отдельные маршруты в отношении регулярных перевозок, в том числе: № 661.1.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Ребрина С.С.; № 661.2.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Усачев И.В.; № 661.3.Т - перевозчик индивидуальный предприниматель Обмачевский А.Н.

После утверждения указанных выше отдельных маршрутов они были включены в реестр межмуниципальных маршрутов Волгоградской области (далее - реестр), а маршрут № 661 был исключен из реестра.

В связи с невыполнением перевозчиками обязательного условия для работы по маршруту № 661 (создание простого товарищества), распоряжением от 27.04.2017 № 421-р Облкомдотранс утвердил истцу новое сводное маршрутное расписание на маршрут № 661.2.Т.

Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 2 Закона № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

В соответствии со статьей 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 19 Закона Волгоградской области от 09.12.2014 № 169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области» постановлением Губернатора Волгоградской области от 30.07.2015 № 687 «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской области» утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской области (далее именуется - Порядок).

Согласно пункту 1.2 Порядка оценка регулирующего воздействия проектов правовых актов (далее - оценка регулирующего воздействия) осуществляется, в том числе и в целях обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым вариантом правового регулирования.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка оценка регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:

а)         проведение публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) предлагаемого варианта правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений (далее именуется - концепция проекта правового акта);

б)         подготовка проекта правового акта и формирование сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта правового акта (далее именуется - сводный отчет);

в)         проведение публичных консультаций по обсуждению проекта правового акта и сводного отчета;

г)         подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия (далее именуется - заключение об ОРВ).

В публичных консультациях по обсуждению концепции проекта правового акта и публичных консультациях по обсуждению проекта правового акта и сводного отчета принимают участие уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области, общественные организации, осуществляющие защиту прав и интересов предпринимателей, иные заинтересованные лица и организации (далее именуются - участники публичных консультаций) (пункт 1.6 Порядка).

В соответствии с требованиями Порядка Ответчиком на официальном сайте Облкомдортранса (http://uad.volgograd.ru.) 20.12.2016 были размещены: извещение о проведении публичных консультаций по обсуждению проекта нормативного правового акта Волгоградской области – «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области», подлежащего оценке регулирующего воздействия, и сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Волгоградской области, подлежащего указанной оценке, Перечень вопросов для участников публичных консультаций по обсуждению проекта нормативного правового акта Волгоградской области, проект нормативного правового акта Волгоградской области – «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» (далее - проект) и другие документы.

В проекте отсутствовал маршрут № 661.2.Т однако истцом предложения и замечания по проекту правового акта не направлялись в адрес разработчика документа планирования.

Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области был утвержден постановлением Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» (далее - документ планирования).

С целью внесения изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п Облкомдортрансом в соответствии с требованиями Порядка на официальном сайте Облкомдортранса (http://uad.volgograd.ru.) 10.10.2017 были размещены: извещение о проведении публичных консультаций по обсуждению проекта нормативного правового акта Волгоградской области - постановления Администрации Волгоградской области «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области», подлежащего оценке регулирующего воздействия, и сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Волгоградской области, подлежащего указанной оценке, Перечень вопросов для участников публичных консультаций по обсуждению проекта нормативного правового акта Волгоградской области проект нормативного правового акта Волгоградской области – «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» и другие документы.

В указанном выше проекте так же отсутствовал маршрут № 661.2.Т однако истцом предложения и замечания по проекту нормативного правового акта Волгоградской области «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» не направлялись в адрес разработчика документа планирования.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 08.10.2018 № 455-п «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области» были внесены изменения в постановление № 340-п.

Таким образом, в связи с отсутствием в документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области, утвержденным постановлением № 340-п, маршрута № 661.2.Т у ответчика отсутствовали основания для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на маршрут № 661.2.Т.

Документом планирования предусмотрен межмуниципальный автобусный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Волгоградской области № 661Т «р.п. Даниловка (АС) - Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал-Авто»)» с количеством транспортных единиц среднего класса - 3.

В соответствии с Законом № 220-ФЗ в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области внесен межмуниципальный маршрут № 661Т «р.п. Даниловка (АС) - Волгоград (центральный автовокзал ГУП «ВОП «Вокзал-Авто»)».

В соответствии с Законом № 220-ФЗ, Законом № 230-ОД, ответчиком проведен открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров (в том числе по маршруту № 661Т) и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области (далее - открытый конкурс) с целью выбора перевозчиков,  предложивших лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров.

По результатам проведения открытого конкурса победителем в отношении лота № 11 (маршрут № 661Т) признан индивидуальный предприниматель Обмачевский А.Н. По результатам рассмотрения конкурсной заявки № 32-15/2021 от 22.07.2021 (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 06.08.2021) истец не допущен к участию в конкурсе. Уведомление о принятом решении Облкомдортранса направлено в адрес истца письмом от 10.08.2021 № 25-02-01-02/7108. Кроме этого, результаты проведения открытого конкурса размещены на официальном сайте Облкомдортранса http://uad.volgograd.ru.

Предприниматель также ссылается на то, что под лотом № 11 в конкурсе № 32 был выставлен маршрут № 661Т, который обслуживается им и индивидуальным предпринимателем Обмачевским С.А., а номер маршрута в реестре отличается от выставленного на конкурс № 32 только лишь подномером, указывающим номер перевозчика, аббревиатура Т означает на перевозку по нерегулируемым тарифам.            

Между тем заявитель обслуживал маршрут № 661.2.Т подвижным составом в количестве 2 транспортных средств малого класса, временем начала работы маршрута 11 ч 50 мин и временем окончания работы маршрута 22 ч 10 мин, остановочными пунктами:              «р.п. Даниловка (АС)», «Береславская», «Плотников -1», «Сергиевская», «Сенной», «Большой», «г. Михайловка (АВ)», «п.г.т. Иловля (АС)», «г. Волгоград (АВ)», а маршрут № 661Т, который предусмотрен документом планирования должен обслуживаться 3 транспортными средствами среднего класса со временем начала работы маршрута 06 ч 20 мин и временем окончания работы маршрута 20 ч 52 мин. и остановочными пунктами: «р.п. Даниловка (АС)», «Плотников – 2», «Сергиевская», «Сенной», «Большой»,              «г. Михайловка (АВ)», «Ветютнев», «п.г.т. Иловля (АС)», «Самофаловка»,                     «ул. Землячки», «г. Волгоград (АВ)».

Таким образом, обслуживание маршрутов № 661.2.Т и № 661Т предусмотрено разным классом и количеством транспортных средств, разным временем начала и окончания работы маршрута, по разным схемам движения.

Требования Закон № 220-ФЗ в части 7 статьи 27 устанавливают исчерпывающий перечень оснований переоформления свидетельства, а именно в случае продления срока его действия, изменения маршрута регулярных перевозок, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.

Изменение класса транспортных средств при переоформлении свидетельства не предусмотрено Законом № 220-ФЗ.

В случае переоформления свидетельства юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества выдается свидетельство на тот же маршрут с указанием тех же промежуточных остановочных пунктов, улиц и автомобильных дорог, максимального количества транспортных средств соответствующего класса, которые были указаны в свидетельстве которое подлежит переоформлению. Переоформленные карты маршрута выдаются юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества в том же количестве и на тот же класс, что и ранее выданные по обслуживаемому маршруту.

Доводы заявителя не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и основаны на ошибочном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительной (не отвечающими требованиям статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона № 220-Ф3 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации): конкурсной документации № 32 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области, утвержденная Приказом о проведении конкурса от 18.06.2021 № 122-п, в части включения в лота № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ)», результатов открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части, включающей проведение конкурса по лоту № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка (АС)- г.Волгоград (АВ)», результатов открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам в части проведения конкурса по лоту № 11: маршрут № 661Т «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)», оформленные протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 32 от 20.08.2021, по итогам рассмотрения которого ИП Обмачевский А.Н. признан единственным участником конкурса в отношении лота №11, конкурс в отношении лота № 11 признан несостоявшимся; применении последствия недействительности ничтожной сделки; признать незаконным (противоречащим части 4 статьи 39 Закона №220-Ф3«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) отказ ответчика в выдаче истцу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 661Т (661, 661.2Т) «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» и новых карт маршрута, оформленный письмами № 25-02-01-02/7982 от 06.09.2021., № 25-02-01-02/8199 от 10.09.2021., № 25-02-01-02/8626 от 23.09.2021; а также требований обязать ответчика выдать истцу свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 661.2Т (661Т) «р.п.Даниловка» (АС) - г.Волгоград (АВ)» и новые карты маршрута.

            Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

            Отказать в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Усачева Игоря Владимировича.

            Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты  его принятия.

            В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.

            Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на сайте суда в сети «Интернет».

            По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                                          С.Г. Пильник