АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград Дело № А12-29167/2013
« 10 » июня 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2014 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Палласовки Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании предписания комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 08.05.2014г. №147;
от ответчика – ФИО2, доверенность от 25.11.2013 №2
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Палласовки Волгоградской области (далее – заявитель, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области №6/18-08-13 от 28 августа 2013 года.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 №1109 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013г. N 128-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования.
Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Представлен отзыв.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от 28.06.2013г. №1715 в период с 01.08.2013г. по 28.08.2013г. государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО3 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14».
С целью надлежащего уведомления МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» о начале проведения проверки, по юридическому адресу 24.07.2013г. исх.№6/6/157-13, было направлено уведомление, с приложением копии приказа. 24.07.2013г. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» получила данное отправление.
В ходе проведения проверки установлено, что МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» осуществляет деятельность по предоставлению среднего (полного) общего образования в нежилом помещении (здание школы), общей площадью 1679,9 кв.м., по адресу: <...>.
В ходе осуществления МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» деятельности и эксплуатации в период времени с августа 2012 года по август 2013 года вышеуказанного нежилого помещения образуются отходы I, IV, V классов опасности (код по ФККО 3533010013011 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак - I класс опасности, код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности, код по ФККО 1871030001005 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности, код по ФККО 9120130001005 отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - V класс опасности, код по ФККО 9120100100005 пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные - V класс опасности).
Факт образования указанных отходов подтверждается актом проверки №6/51-08-13 от 28.08.2013 года.
Вывоз отходов образующихся в результате деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» осуществляется Фондом благоустройства города Палласовка на основании договора №31 от 10.01.2013г.
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак принимаются на демеркуризацию, согласно договора №85 от 09.01.2013 года, заключенного с Фондом благоустройства города Палласовка.
На момент проверки в деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» выявлены следующие нарушения требований природоохранного законодательства, а именно отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не представлены утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Таким образом, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» нарушены требования ст. 11, ч.ч.1,2, 3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.24, ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Акт проверки от 28.08.2013г. №6/51-08-13 был составлен Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области в присутствии законного представителя юридического лица - директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» ФИО4 и был ей подписан. Копия акта была вручена ФИО4, как законному представителю юридического лица.
Возражений на акт проверки №6/51-08-13 от 28.08.2013г. от МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» не поступало.
По итогам проверки 28.08.2013, за выявленные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в присутствии законного представителя юридического лица - директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» ФИО4, в соответствии с ч.1 ст.28.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» составлен протокол об административном правонарушении №6/29-08-13, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
06.09.2013г. государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов Субботой Ю.А. было вынесено постановление №6/19-09-13 о назначении юридическому лицу - МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» административного наказания по ст. 8.1 Ко АП РФ в виде предупреждения.
28.08.2013г. Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области в отношении МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» выдано предписание №6/18-08-13 в соответствии с которым возложена обязанность в срок до 28.11.2013г.:
1. Разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
2. Получить утверждённые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Не согласившись с вынесенным предписанием, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.
При этом нарушение прав и законных интересов должно быть не вероятностным (предположительным). В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на истце.
Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.3 Положения о комитете охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.05.2012 №104-п «Об утверждении Положения о комитете охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области» на комитет в сфере охраны окружающей среды были возложены, в том числе полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В сфере обращения с отходами на комитет были возложены, в том числе полномочия по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 Постановления Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 №1109 «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013 г. № 128-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. №22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области переименован в министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
В настоящее время в соответствии с пунктами 2.1 и 2.3 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от 19.11.2013г. №646-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Волгоградской области» на министерство в сфере охраны окружающей среды и в сфере обращения с отходами возложены аналогичные полномочия.
В соответствии с пунктом 5.2 административного регламента по исполнению комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору утвержденного Приказом Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 16.03.2012 №173/01 (ред. от 23.01.2013) «Об утверждении административного регламента по исполнению комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (Первоначальный текст документа опубликован в издании «Волгоградская правда», №48, 21.03.2012. Изменения, внесенные приказом комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской обл. от 23.01.2013 №38/02, вступили в силу через 10 календарных дней после его официального опубликования (опубликован в «Волгоградской правде» - 30.01.2013) должностные лица Комитета, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Волгоградской области, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении регионального государственного экологического надзора (в т.ч. при осуществлении: государственного надзора в области обращения с отходами; государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр) имеют право: выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 12.7.2 вышеуказанного административного регламента должностным лицам Комитета, проводившим проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вменена обязанность при выявлении в ходе проверки допущенных нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: выдачи предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В настоящее время Приказ Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 16.03.2012 №173/01 утратил силу в связи с изданием Приказа министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 11.03.2014 №313/01 «Об утверждении административного регламента по исполнению министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (опубликован в газете «Волгоградская правда», № 48, 19.03.2014).
Согласно подп. 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Порядок, сроки уведомления о начале проведения плановой проверки судом проверены, грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в действиях ответчика, которые могли бы повлиять на действительность выданного предписания, судом не установлено.
Доводы учреждения, изложенные в заявлении, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов определена частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Правовые основы обращения с отходами производства и их потребления определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ содержит обязательные к исполнению требования, как на стадии образования отходов, так и в дальнейшем уже при обращении с отходами.
Сфера действия Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не ограничивается только субъектами хозяйственной деятельности, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
При этом судом учитывается, что допущенные заявителем нарушения возникли в результате образования отходов при осуществлении своей основной деятельности в занимаемых помещениях.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их возмещение.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью.
Согласно положений пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», регулирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 №50.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 №30.
Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 №703 утверждены Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пунктам 1 и 2 Методических по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указаний они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и устанавливают требования к форме и содержанию.
Под обращением с отходами в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается деятельность, в том числе по их накоплению.
Согласно пункту 4 раздела 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года №681, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
Накопление, как указано в пункте 2 раздела 1 названного постановления, представляет собой хранение потребителями ртутьсодержащих ламп разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
Размещение отходов - есть их хранение и захоронение (статья 1 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления»).
Юридические лица, как указано выше, в силу статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязаны при эксплуатации зданий, сооружений, строений и иных объектов, связанной с обращением с отходами (в том числе с накоплением отходов), разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Поэтому проект лимитов на размещение отходов как предельно допустимого количества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок, учреждением, осуществляющим накопление отработанных опасных отходов, должен быть разработан.
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», являясь потребителем ртутьсодержащих ламп, осуществляет накопление отработанных ртутьсодержащих ламп (пункт 4 раздела 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде).
Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласно пунктам 6, 32, образцу 2.14 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 года №703, предусмотрена и для юридических лиц непроизводственной сферы, к каковым относится учреждение.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно указанных в вышеуказанном законе критериев юридическое лицо - МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» к субъектам малого или среднего предпринимательства не относится.
Так как в процессе деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» образуются опасные отходы, то разработка проектов нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение является обязательной в силу закона.
Однако как установлено в ходе проверки, у МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» отсутствует разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не представлены утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Таким образом, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» нарушены требования ст. 11, ч.ч.1,2, 3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.24, ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В заявлении МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» ссылается на Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 №461 (ред. от 29.08.2007) «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В связи с тем, что данный нормативно-правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.02.2011 №54, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» - 14.02.2011), то ссылка на него заявителя является несостоятельной.
Таким образом, предписание №6/18-08-13 от 28.08.2013 выдано Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области правомерно, в пределах предоставленных полномочий, а также с учетом выявленных нарушений допущенных юридическим лицом требований законодательства об отходах производства и потребления и не содержит незаконных либо неисполнимых требований.
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» не представило достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемым предписанием нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с оставлением требований МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» без удовлетворения государственная пошлина по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требований муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Палласовки Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от 28.08.2013г. №6/18-08-13.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).
Судья Стрельникова Н.В.