ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-29167/13 от 09.06.2014 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград Дело № А12-29167/2013

« 10 » июня 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2014 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Палласовки Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании предписания комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 08.05.2014г. №147;

от ответчика – ФИО2, доверенность от 25.11.2013 №2

УСТАНОВИЛ:

муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Палласовки Волгоградской области (далее – заявитель, МКОУ «Средняя общеобразова­тельная школа №14») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области №6/18-08-13 от 28 августа 2013 года.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 №1109 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013г. N 128-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

Заявитель в судебном заседании  поддержал требования.

Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Представлен отзыв.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд  не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Комитета охраны окружающей среды и природопользова­ния Волгоградской области от 28.06.2013г. №1715 в период с 01.08.2013г. по 28.08.2013г. государственным инспектором Волгоградской области по охране приро­ды, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охра­ной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО3 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодатель­ства об охране окружающей среды в деятельности МКОУ «Средняя общеобразова­тельная школа №14».

С целью надлежащего уведомления МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» о начале проведения проверки, по юридическому адресу 24.07.2013г. исх.№6/6/157-13, было направлено уведомление, с приложением копии приказа. 24.07.2013г. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» получила данное отправление.

В ходе проведения проверки установлено, что МКОУ «Средняя общеобразователь­ная школа №14» осуществляет деятельность по предоставлению среднего (полного) общего образования в нежилом помещении (здание школы), общей площадью 1679,9 кв.м., по адресу: <...>.

В ходе осуществления МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» деятельности и эксплуатации в период времени с августа 2012 года по август 2013 года вышеуказанного нежилого помещения образуются отходы I, IV, V классов опасности (код по ФККО 3533010013011 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак - I класс опасности, код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности, код по ФККО 1871030001005 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности, код по ФККО 9120130001005 отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - V класс опасности, код по ФККО 9120100100005 пи­щевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные - V класс опасности).

Факт образования указанных отходов подтверждается актом проверки №6/51-08-13 от 28.08.2013 года.

Вывоз отходов образующихся в результате деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» осуществляется Фондом благоустройства города Палласовка на основании договора №31 от 10.01.2013г.

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак принимаются на демеркуризацию, согласно договора №85 от 09.01.2013 года, заклю­ченного с Фондом благоустройства города Палласовка.

На момент проверки в деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» выявлены следующие нарушения требований природоохранного законо­дательства, а именно отсутствие разработанного проекта нормативов образования от­ходов и лимитов на их размещение, не представлены утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, нормативы обра­зования отходов и лимиты на их размещение.

Таким образом, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» нарушены требования ст. 11, ч.ч.1,2, 3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.24, ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды».

Акт проверки от 28.08.2013г. №6/51-08-13 был составлен Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области в присутствии законного представителя юридиче­ского лица - директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» ФИО4 и был ей подписан. Копия акта была вручена ФИО4, как законному представителю юридического лица.

Возражений на акт проверки №6/51-08-13 от 28.08.2013г. от МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» не поступало.

По итогам проверки 28.08.2013, за выявленные нарушения требований законо­дательства в области охраны окружающей среды, в присутствии законного предста­вителя юридического лица - директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» ФИО4, в соответствии с ч.1 ст.28.5 КоАП РФ, в отношении юридиче­ского лица МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» составлен протокол об административном правонарушении №6/29-08-13, ответственность за которое пре­дусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.

06.09.2013г. государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов Суббо­той Ю.А. было вынесено постановление №6/19-09-13 о назначении юридическому лицу - МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» административного нака­зания по ст. 8.1 Ко АП РФ в виде предупреждения.

28.08.2013г. Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области в отношении МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» выдано предписание №6/18-08-13 в соответствии с которым возложена обязанность в срок до 28.11.2013г.:

1. Разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их разме­щение;

2. Получить утверждённые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Не согласившись с вынесенным предписанием, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.

При этом нарушение прав и законных интересов должно быть не вероятностным (предположительным). В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на истце.

Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.3 Положения о комитете охраны окружающей сре­ды и природопользования Волгоградской области, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.05.2012 №104-п «Об утверждении По­ложения о комитете охраны окружающей среды и природопользования Волгоград­ской области» на комитет в сфере охраны окружающей среды были возложены, в том числе полномочия по осуществлению регионального государственного экологическо­го надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государствен­ному экологическому надзору. В сфере обращения с отходами на комитет были воз­ложены, в том числе полномочия по осуществлению государственного надзора в об­ласти обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подле­жащих региональному государственному экологическому надзору.

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 Постановления Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 №1109 «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013 г. № 128-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской облас­ти от 15 марта 2012 г. №22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волго­градской области» комитет охраны окружающей среды и природопользования Вол­гоградской области переименован в министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

В настоящее время в соответствии с пунктами 2.1 и 2.3 Положения о министер­стве природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утвержденного Поста­новлением Правительства Волгоградской области от 19.11.2013г. №646-п «Об ут­верждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Волгоград­ской области» на министерство в сфере охраны окружающей среды и в сфере обра­щения с отходами возложены аналогичные полномочия.

В соответствии с пунктом 5.2 административного регламента по исполнению комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного эколо­гического надзора на территории Волгоградской области при осуществлении хозяй­ственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объ­ектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору утвер­жденного Приказом Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Ад­министрации Волгоградской области от 16.03.2012 №173/01 (ред. от 23.01.2013) «Об утверждении административного регламента по исполнению комитетом охраны ок­ружающей среды и природопользования Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области при осуществлении хозяйственной и иной дея­тельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (Первоначальный текст документа опубликован в издании «Волгоградская правда», №48, 21.03.2012. Измене­ния, внесенные приказом комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской обл. от 23.01.2013 №38/02, вступили в силу через 10 календарных дней после его официального опубликования (опубликован в «Волгоградской правде» - 30.01.2013) должностные лица Комитета, являющиеся государственными инспекто­рами в области охраны окружающей среды Волгоградской области, в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении регио­нального государственного экологического надзора (в т.ч. при осуществлении: госу­дарственного надзора в области обращения с отходами; государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр) имеют право: выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражда­нам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, живот­ным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 12.7.2 вышеуказанного административного регламента должностным лицам Комитета, проводившим проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вменена обязанность при выявлении в хо­де проверки допущенных нарушений юридическим лицом, индивидуальным пред­принимателем обязательных требований или требований, установленных муници­пальными правовыми актами: выдачи предписания юридическому лицу, индивиду­альному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сро­ков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причине­ния вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государствен­ному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В настоящее время Приказ Комитета природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды Администрации Волгоградской области от 16.03.2012 №173/01 утратил силу в связи с изданием Приказа министерства природных ресурсов и экологии Вол­гоградской области от 11.03.2014 №313/01 «Об утверждении административного регламента по исполнению министерством природных ресурсов и экологии Волго­градской области государственной функции по осуществлению регионального госу­дарственного экологического надзора на территории Волгоградской области при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологиче­скому надзору» (опубликован в газете «Волгоградская правда», № 48, 19.03.2014).

Согласно подп. 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контро­ля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, уста­новленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государ­ственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие про­верку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного на­следия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасно­сти государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмот­ренных федеральными законами;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их преду­преждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граж­дан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустив­ших выявленные нарушения, к ответственности.

Порядок, сроки уведомления о начале проведения плановой проверки судом проверены, грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в действиях ответчика, которые могли бы повлиять на действительность выданного предписания, судом не установлено.

Доводы учреждения, изложенные в заявлении, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проекти­рование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, ока­зывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую сре­ду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окру­жающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному исполь­зованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов определена частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей сре­ды», статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Правовые основы обращения с отходами производства и их потребления опреде­лены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ содержит обязательные к исполнению требования, как на стадии образования отходов, так и в дальнейшем уже при обращении с отходами.

Сфера действия Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не ограничивается только субъектами хозяйственной деятельности, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

При этом судом учитывается, что допущенные заявителем нарушения возникли в результате образования отходов при осуществлении своей основной деятельности в занимаемых помещениях.

В силу абзаца 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физиче­ских лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их возмещение.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребле­ния и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их нега­тивного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки норма­тивов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью.

Согласно положений пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охра­ны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов приме­нительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допус­тимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Россий­ской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетен­цией.

Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», регулирующей во­просы нормирования в области обращения с отходами, индивидуальные предприни­матели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности кото­рых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринима­тельства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона Российской Федера­ции от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их разме­щение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обез­вреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ус­танавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отхо­дами.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и эколо­гии Российской Федерации от 25.02.2010 №50.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридиче­ских лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в ре­зультате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исклю­чением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по над­зору в сфере природопользования. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъ­ектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие терри­ториальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Ми­нистерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 №30.

Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отхо­дов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производ­ства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

В соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого ин­дивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с мето­дическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и эко­логии Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности про­изводственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разраба­тываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 на­стоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом­ному надзору от 19.10.2007 №703 утверждены Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно пунктам 1 и 2 Методических по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указаний они предназначены для индивидуаль­ных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лими­тов на их размещение определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и устанавливают требования к форме и содержанию.

Под обращением с отходами в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и по­требления» понимается деятельность, в том числе по их накоплению.

Согласно пункту 4 раздела 2 Правил обращения с отходами производства и по­требления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда живот­ным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года №681, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодер­жащих ламп.

Накопление, как указано в пункте 2 раздела 1 названного постановления, пред­ставляет собой хранение потребителями ртутьсодержащих ламп разрешенного в ус­тановленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.

Размещение отходов - есть их хранение и захоронение (статья 1 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления»).

Юридические лица, как указано выше, в силу статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и по­требления» обязаны при эксплуатации зданий, сооружений, строений и иных объек­тов, связанной с обращением с отходами (в том числе с накоплением отходов), разра­батывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отхо­дов в целях уменьшения количества их образования.

Поэтому проект лимитов на размещение отходов как предельно допустимого ко­личества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок, учреждением, осуществляющим накопление отра­ботанных опасных отходов, должен быть разработан.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», являясь потребителем ртутьсодержащих ламп, осуществляет накопление отработанных ртутьсодержащих ламп (пункт 4 раздела 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопле­ние, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых мо­жет повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде).

Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размеще­ние согласно пунктам 6, 32, образцу 2.14 Методических указаний по разработке про­ектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 года №703, предусмотрена и для юридических лиц непро­изводственной сферы, к каковым относится учреждение.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет критерии отне­сения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательст­ва.

Согласно указанных в вышеуказанном законе критериев юридическое лицо - МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» к субъектам малого или среднего предпринимательства не относится.

Так как в процессе деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» образуются опасные отходы, то разработка проектов нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение является обязательной в силу закона.

Однако как установлено в ходе проверки, у МКОУ «Средняя общеобразователь­ная школа №14» отсутствует разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не представлены утвержденные уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъ­екта Российской Федерации в области обращения с отходами, нормативы образова­ния отходов и лимиты на их размещение.

Таким образом, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» нарушены требования ст. 11, ч.ч.1,2, 3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.24, ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды».

В заявлении МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» ссылается на Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 №461 (ред. от 29.08.2007) «О прави­лах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их раз­мещение». В связи с тем, что данный нормативно-правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.02.2011 №54, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Соб­рании законодательства РФ» - 14.02.2011), то ссылка на него заявителя является не­состоятельной.

Таким образом, предписание №6/18-08-13 от 28.08.2013 выдано Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области правомерно, в пределах предоставленных полномочий, а также с учетом выявленных на­рушений допущенных юридическим лицом требований законодательства об отходах производства и потребления и не содержит незаконных либо неисполнимых требований.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» не представило достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемым предписанием нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с оставлением требований МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» без удовлетворения государственная пошлина по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Палласовки Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от 28.08.2013г. №6/18-08-13.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).

Судья Стрельникова Н.В.