ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-29810/2021 от 12.01.2022 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Волгоград

« 18 » января 2022 г.

Дело № А12-29810/2021

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 18 января 2022 года.  

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью  «Стройтехресурс»  (ИНН <***>, ОГРН <***>)  о взыскании денежных средств,  с  участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

при участии в  судебном заседании:

от истца – ФИО1, доверенность от 11.01.2022

установил:

государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» (далее – истец, ГКУ ВО «ДВСа») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Стройтехресурс» (далее – ответчик, ООО «Стройтехресурс») в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 2 469 381,88 рублей за ненадлежащее исполнение условий государственного контракта №3276/17 от 13.11.2017 па выполнение подрядных работ для государственных нужд.  

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

В ходе судебного заседания представитель истца поддержал требования, представил в материалы дела письменные пояснения на отзыв.

Согласно представленному отзыву ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать. Заявил ходатайство о снижении размера штрафа по правилам статьи 333 ГК РФ.

Изучив представленные документы, оценив доводы лиц участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона между государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» (Государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Стройтехресурс»  (Генеральный подрядчик) заключен Государственный контракт № 3276/17 от 13.11.2017 на выполнение работ по расчистке русла балки Нагольная - левого притока р. Аксай-Курмоярский в г. Котельниково Котелышковского района Волгоградской области (1-й и 3-й пусковые комплексы) (далее – контракт).

Согласно п. 1.1. контракта Генеральный   подрядчик обязуется на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, собственными и привлеченными силами и материально-техническими средствами выполнить работы по строительству водопропускных сооружений № 74, № 75, № 76, №110, № 111, № 112, № 113, № 114, № 157 на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области(далее - работы) и сдать Государственному заказчику их результат - законченный строительством объект с техническими характеристиками, указанными в проектной документации, разработанной ЗАО "Волговодпроект", а Государственный заказчик обязуется принимать выполненные работы и обеспечивать их оплату в пределах цены, указанной в пункте 3.1. настоящего контракта, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Государственного заказчика.

Цена Контракта установлена пунктом 2.1. и составляет 49 387 637 рублей 60 копеек (Сорок девять миллионов триста восемьдесят семь тысяч шестьсот тридцать семь рублей 60 копеек).

Срок действия контракта (с учетом дополнительного соглашения № 3 от 17.08.2021) установлен до 30.11.2021 (пункт 12.1.).

В соответствии с разделом 9 Контракта, в качестве обеспечения исполнения Контракта, Генподрядчик предоставил Банковскую гарантию от 02.11.2011 № БГ-155281/2017, выданную Публичным акционерным обществом «Акционерным кредитным банком «Держава» в размере 30% начальной (максимальной) цены Контракта на сумму 19 702 515 руб. 12 коп. В соответствии с пунктом 1.4. банковской гарантии, срок ее действия установлен по 31.01.2021.

Пунктом 9.5. Контракта предусмотрено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Однако по окончании срока действия банковской гарантии (31.01.2021), нового обеспечения исполнения Контракта Генеральным подрядчиком предоставлено не было, тем самым нарушив положения раздела 9 Контракта.

Таким образом, Генподрядчиком ненадлежащим образом исполнено обязательство по предоставлению Госзаказчику банковской гарантии на срок, превышающий срок действия Контракта не менее чем на 1 месяц.

Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате штрафа за неисполнение обязательств в размере 2 469 381,88 руб. Данная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения требований ответчик (Генподрядчик) связывает свои действия по получению новой банковской гарантии, начиная не с даты окончания действия предыдущей банковской гарантии (31.01.2021), а с переписки по этому поводу с Госзаказчиком (ГКУ ВО «ДВС»), используя следующую хронологию:

-05.08.2021письмо Гос.заказчика (№1113), с требованием Генподрядчику о необходимости предоставить действующую БГ взамен утратившей силу БГ.

-06.08.2021письмо Генподрядчика (б/н) с просьбой уточнить сумму и срок новой БГ;

-13.08.2021ответ Госзаказчика (№ 1196) с истребуемыми сведениями;

-20.08.2021письмо Генподрядчика (б/н) с просьбой подтвердить отсутствие замечаний;

-27.08.2021ответ Госзаказчика (№ 1287) с истребуемыми сведениями;

-01.09.2021письмо Генподрядчика от 01.09.2021 (б/н) с просьбой указать причины продления сроков; отсутствие претензий и размер (расчет) обеспечения;

-01.09.2021ответ Госзаказчика (№1310) с истребуемыми сведениями и разъяснением права Генподрядчика изменить способ обеспечения Гос.контракта;

-08.09.2021Генподрядик письмом (б/н) уведомил Гос.заказчика о новом обеспечении исполнения Гос.контракта, и предоставил БГ от 06.09.2021 № 515801 (АО Коммерческий Банк «Банк Модульбанк») со сроком действия до 31.01.2022 и суммой обеспечения 2 652 343,51 руб.

На основании этой переписки ответчик делает вывод о том, что в просрочке банковской гарантии виновен истец, вследствие чего ответчик освобождается от ответственности.

Данные доводы ответчика отклоняются на основании следующего.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно Закону №44-ФЗ, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. При этом выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки (части 1 и 2 статьи 44).

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять: от 1/2 % до 1 % начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до 20 000 000 рублей и от 1/2 % до 5 % начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 20 000 000 рублей (часть 16 статьи 44 ФЗ-44).

В течение 5 дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает... усиленной электронной подписью указанный проект контракта одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта (часть 3 статьи 83.2. Закона №44-ФЗ).

Требования к условиям Банковской гарантии предусмотрены статьей 45 Закона №44-ФЗ.

27.09.2017.ГКУ ВО «ДВС» разместило на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://zakupki.gov.ru/). предназначенном для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации, документацию об электронном аукционе на выполнение работ по расчистке русла балки Нагольная - левого притока р. Аксай-Курмоярский в г. Котелъниково Котельниковского района Волгоградской области (1-й и 3-й пусковые комплексы) (извещение №0129200005317003276). Идентификационный код закупки: 17 23459061282345901001 0010 001 4291 244.

Согласно документации об электронном аукционе, размещенной в сети Интернет в свободном доступе на сайте https://zakupki.gov.ru/. исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям пункта 6.4. настоящего Раздела, или внесением денежных средств на указанный в Разделе 2. «Информационная карта электронного аукциона» заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 (один) месяц (пункт 6.3.1.).

Сроки выполнения работ, размер обеспечения исполнения контракта и порядок предоставления такого обеспечения указаны в пунктах 20 и 32 Раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона».

23.10.2017,по результатам рассмотрения заявок участников электронного аукциона, победителем было признано ООО «СтройТехРесурс» (протокол подведения итогов электронного аукциона от 23.10.2017 № 8-195.3 ЭА), с которым 13.11.2017заключен Гос.контракт № 3276/17 на выполнение работ по расчистке русла балки Нагольная - левого притока р. Аксай-Курмоярский в г. Котелъниково Котелъниковского района Волгоградской области (1-й и 3-й пусковые комплексы).

В качестве обеспечения исполнения Гос.контракта Генподрядчик (ООО «СтройТехРесурс») предоставил Банковскую гарантию от 02.11.2017 № БГ-155281/2017, выданную ПАО «АКБ «Держава» в размере 30% начальной (максимальной) цены Контракта на сумму 19 702 515,12 руб. со сроком действия по 31.01.2021 (пункты 1,2 и 1.4. бакнковской гарантии).

В соответствии с условиями контракта, его исполнение обеспечивается Генподрядчиком (ООО «СтройТехРесурс») в форме безотзывной банковской гарантией, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц (пункта 9.1. и 9.5.).

Таким образом, и законодательством Российской Федерации, и условиями документации об электронном аукционе, и контрактом обязанность предоставления обеспечения исполнения контракта в виде денежных средств или банковской гарантии возложена на Генпорядчика (ООО «СтройТехРесурс»).

При этом выбор способа обеспечения исполнения контракта является прерогативой Генпорядчика (ООО «СтройТехРесурс»), который избрал способ в форме банковской гарантии от банка «Держава со сроком действия по 31.01.2021.

17.08.2018между Госзаказчиком (ГКУ ВО «ДВС») и Генпорядчиком (ООО «СтройТехРесурс») заключено дополнительное соглашение № 3, согласно которому срок выполнения работ продлен с 30.11.2020 до 30.11.2021.

Необходимо отметить, что с момента заключения дополнительного соглашения № 3 о продлении срока выполнения работ (17.08.2018) до окончания срока БГ (31.01.2021) оставалось 2 года 5месяцев и 14 дней, срока более чем достаточного для реализации Генподрядчиком своей обязанности по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта, начиная от подготовки документов для банка, согласования с банком всех формальностей и заканчивая получением новой банковской гарантии и уведомления об этом Госзаказчика.

Однако по окончании срока действия банковской гарантии (31.01.2021), нового обеспечения исполнения Госконтракта Генподрядчиком (ООО «СтройТехРесурс») предоставлено не было, о чем Госзаказчик (ГКУ ВО «ДВС») напомнил Генподрядчику письмом от 05.08.2021 № 1113, потребовав предоставить новое обеспечение исполнения контракта и выставив ему штрафные санкции (на сумму 2.469.381,88 руб.) требованием от 13.08.2021 № 1195.

Новое обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии (от 06.09.2021 № 515801 Банк «Модульбанк») со сроком действия до 31.01.2022 предоставлено Генподрядчиком (ООО «СтройТехРесурс») только спустя 1 месяц и 3 дня (08.09.2021) со дня письменного требования (05.08.2021).

Поскольку выбор способа обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия или перечисление денег на счет) является исключительной прерогативой Генподрядчика (ООО «СтройТехРесурс»), следовательно, и ответственность за этот выбор возлагается также исключительно на него.

Согласно п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

По смыслу ст. ст. 329, 330 ГК РФ мера обеспечения, неустойка (штраф), установленная в контракте направлена на то, чтобы Подрядчику было невыгодно нарушать взятое на себя обязательство и призвана стимулировать его к исполнению обязательства надлежащим образом, обеспечивая при этом публичный интерес.

В соответствии с положениями Контракта, в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта стало невозможным или недействительным Генподрядчик обязан в течении 10 (десяти) банковских дней со дня обнаружения данных причин предоставить Госзаказчику доказательства иного способа обеспечения (п.9.9. контракта).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (п.7.1. контракта).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантированных обязательств) предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяется в следующем порядке: 5% цены контракта, в случае, если цена составляет от 3 000 0000 (Трех миллионов) до 50 000 000 (Пятидесяти миллионов) рублей (п.7.4, 7.7. контракта).

Суд отклоняет доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли из контракта на выполнение строительных работ для государственных нужд, в связи с чем, подлежат применению нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Принимая решение об участие в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных ГК РФ, Закона N 44-ФЗ в случае совершения им действий (бездействия) в противоречии требованиям закона, в том числе приведших к невозможности дальнейшего исполнения контракта.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных денежных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств, вытекающих из конкретного контракта.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно пункту 4 статьи 64 Закона 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу пункту 3 статьи 65 Закона 44-ФЗ установлено, что если при изучении аукционной документации возникли вопросы, связанные с ее содержанием, участник закупки вправе обратиться за разъяснениями положений документации.

Такие вопросы могут возникнуть в случаях, если аукционная документация содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует какая-либо информация, необходимая для подготовки заявки на участие в электронном аукционе.

Таким образом, подписывая контракт, ответчик принял на себя обязательства по выполнению работ в соответствии с его условиями. Оценив свои возможности по исполнению контракта, ответчик подтвердил согласованность предмета контракта и сроки выполнения работ.

В данном случае, ответчик имел возможность изучить аукционную документацию и оценить свои возможности при участии в размещении заказа на выполнение спорных работ.

Вместе с тем, каких-либо замечаний (запросов) к аукционной документации, в том числе к цене, срокам выполнения работ и размерам обеспечения контракта от ответчика к заказчику не поступало.

В части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу пункта 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрено обязательное предоставление обеспечения исполнения контракта на протяжении всего срока его действия.

Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Проверив расчет истца, суд признает верным начисление штрафа.

Вместе с тем, ответчиком заявлено ходатайство о применении к заявленным истцом требованиям о взыскании штрафной неустойки положений ст. 333 ГК РФ, в связи с чрезмерностью ее размера.

В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление № 7), правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом.

В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).

Согласно п. 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 Гражданского кодекса).

Применение статьи 333 ГК РФ является правом, но не обязанностью суда, реализуемым при наличии достаточности доказательств несоразмерности заявленного требования.

Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела.

Согласно п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 №17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.

На основании установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание величину допущенного ответчиком нарушения обязательства и последствия такого нарушения,  суд приходит к выводу о явной несоразмерности штрафной неустойки, начисленной ответчиком по Контракту, последствиям нарушения обязательства и в порядке ст. 333 ГК РФ снижает ее размер до 50000 руб.

Указанный размер штрафной неустойки будет отвечать признаку соразмерности последствиям нарушения обязательства и сохранит баланс интересов сторон. 

Судебные расходы по общему правилу распределяются в соответствии со статьями 106-110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

взыскать с общества с ограниченной ответственностью  «Стройтехресурс»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>) штраф в размере 50 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью  «Стройтехресурс»  (ИНН <***>, ОГРН <***>)  в доход федерального бюджета госпошлину 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                            Стрельникова Н.В.