Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
«13» декабря 2017 г. | Дело № А12-30416/17 |
Резолютивная часть решения объявлена 6 декабря 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» – ФИО1, доверенность от 14.08.2017;
от администрации Волгограда – ФИО2, доверенность от 02.02.2016 № 05-ид/26;
от администрации Кировского района Волгограда - ФИО3, доверенность от 03.05.2017 № 14;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» (ИНН <***> ОГРН <***>) к администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда», муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4, администрации Кировского района Волгограда;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда от 29.05.2017 №1563-р о прекращении нарушений обязательных требований.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Представитель администрации Кировского района Волгограда поддержал позицию заинтересованного лица.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» с целью рассмотрения обращения заявителя, содержащего доводы относительно начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению с применением повышающего коэффициента нанимателю помещения, на основании распоряжения от 21.04.2017 № 1563-р должностным лицом управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено нарушение в деятельности общества в части начисления с января по март 2017 года платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (ГВС) и электроснабжению (ЭС) исходя из норматива с применением повышающего коэффициента 1,5 нанимателю жилого помещения муниципального жилищного фонда (квартира № 10 многоквартирного дома № 65 по улице 64 Армии) при отсутствии наличия у последнего обязанности установки приборов учета, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.05.2017 № 1563-р, обществу с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» выдано предписание от 29.05.2017 № 1563-р со сроком выполнения до 15.07.2017 и требованием произвести перерасчет за горячее водоснабжение и электроснабжение потребителю квартиры № 10 многоквартирного дома № 65 по улице 64 Армии с января по март 2017 года в соответствии с пунктом 42 формулы 4 Правил № 354 без повышающего коэффициента 1,5. В дальнейшем производить начисление платы за данные коммунальные услуги без учета применения повышающего коэффициента.
Полагая предписание администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» от 29.05.2017 № 1563-р незаконным, нарушающим права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» в предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 № 1865, управление является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии с частью 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Указанная норма корреспондирует статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно акту проверки от 29.05.2017 № 1563-р потребитель, проживающий в квартире № 10 многоквартирного дома № 65 по улице 64 Армии в Волгограде, является нанимателем данного жилого помещения на основании ордера № 6397 серии МЖКХ, выданного исполнительным комитетом Волгоградского городского Совета народных депутатов, от 06.12.1979.
Положения части 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги организаций и граждан, являющихся собственниками помещений, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, собственниками помещений.
Согласно положениям статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственников, так и для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Пунктом 42 Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, в том числе с применением повышающих коэффициентов определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 внесены изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе в Правила № 354, Правила № 306.
Данным Постановлением из Правил № 306 исключены положения, касающиеся порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил № 354 дополнен абзацем 3, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Пункт 81 Правил № 354, регулирующий порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, и только они наделены правомочиями требовать от исполнителя коммунальных услуг ввода приборов учета в эксплуатацию и принятия их к последующему расчету. Наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, системного толкования положений Правил № 306, Правил № 354 в соотношении с вышеприведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлена в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Таким образом, действующее жилищное законодательство содержит правовой механизм начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги в отношении одного и того же жилого помещения с предъявлением к оплате частично нанимателю и частично собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме.
Из материалов дела следует, потребителю, проживающему в квартире № 10 многоквартирного дома № 65 по улице 64 Армии, при отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению и электроснабжению производится начисление платы с января по март 2017 года исходя из норматива потребления горячей воды и электроэнергии с применением повышающего коэффициента 1,5.
При этом данный потребитель является нанимателем жилого помещения, а собственником квартиры № 10 многоквартирного дома № 65 является муниципальное образование город - герой Волгоград.
Учитывая, что применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг введено законодателем в качестве стимулирующей меры к установке приборов учета именно для собственников, а наниматели жилыхпомещений муниципального жилищного фонда имеют лишь обязанность по оплате коммунальных услуг, при этом не имеют обязанности по установке приборов учета, соответственно, наниматели жилых помещений не должны нести ответственность и дополнительную материальную нагрузку за бездействие собственника жилого помещения (администрации Волгограда) по установке приборов учета в жилом помещении.
Вместе с тем в нарушение приведенных требований общество производило начисление платы за электрическую энергию и горячее водоснабжение нанимателю жилого помещения в многоквартирном жилом доме с применением норматива потребления электроэнергии с учетом повышающих коэффициентов.
С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» требований.
Расходы по уплате государственной пошлине в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» о признании недействительным предписания управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда от 29.05.2017 №1563-р о прекращении нарушений обязательных требований.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции (через Арбитражный суд Волгоградской области).
СУДЬЯ Е.В. Пономарева