ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-30742/2023 от 29.02.2024 АС Волгоградской области




Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

город Волгоград

«29» февраля 2024 года Дело № А12-30742/2023 

Резолютивная часть решения оглашена 29 февраля 2024 года.  Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2024 года. 

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Щетинина П.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артюховой В.В.,
при участии:

в отсутствие представителей, надлежащим образом извещенных,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Отделения Фонда пенсионного и  социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН  <***>, ОГРН <***>, 400001, Волгоград город, Рабоче-Крестьянская улица,  16, дата присвоения ОГРН - 06.11.2002) 

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской  области (400078, Волгоградская область, Волгоград город, им. В.И. Ленина проспект, 67 а,  ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 31.12.2004, ИНН: <***>) 

о возврате излишне перечисленной суммы пенсии,

при участии в качестве третьих лиц: 

Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитет финансов  Волгоградской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по  Волгоградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской  области, 

УСТАНОВИЛ

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации  по Волгоградской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской  области с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 11 по Волгоградской области (далее – ответчик) о взыскании неосновательного  обогащения в размере 833 рублей 20 копеек. 

Определением от 11.12.2023 исковое заявление принято к производству, суд обязал  стороны: 

ответчику - представить письменный мотивированный отзыв на исковое заявление  по существу заявленных требований с указанием возражений относительно  предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом  заявлении, со ссылкой на нормы права. 

Определением от 23.01.2024 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц –  Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитет финансов  Волгоградской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по 


Волгоградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской  области. 

Участники судебного разбирательства в судебное заседание явки не обеспечили, о  времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. 

При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть спор по  существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав представителей  сторон, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, суд пришел к выводу об отказе  в удовлетворении исковых требований. 

Как следует из искового заявления, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года  рождения (далее — ФИО1, умерший пенсионер), являлся получателем страховой  пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №  400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ). 

В отношении ФИО1 Светлоярским РОСП ГУФССП по Волгоградской  области района возбуждено исполнительное производство № 12552/21/34027-ИП на  основании судебного приказа № 2а-48-4925/2020 от 24.12.2020г. Постановление об  обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 12.04.2021г.  Взыскателем по указанным исполнительным производствам является МИФНС № 8 по  Волгоградской области. 

На основании справки о движении денежных средств по депозитному счету по  исполнительному производству № 12552/21/34027-ИП от 19.05.2022г. удержано за апрель  - август 2021 года в общей сумме 833 руб. 20 коп. (из пенсии после смерти ФИО1)  перечислены на счет МИФНС № 8 по Волгоградской области. 

Из сведений о смерти следует, что 16.03.2021 ФИО1 умер  (актовая запись № 170219340004400932001 от 11.08.2021). 

Из положений пункта 1 части 1 статьи 25 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400- ФЗ "О страховых пенсиях" (далее — Закон № 400-ФЗ) следует, что прекращение выплаты  страховой пенсии производится, в частности, в случае смерти пенсионера. При этом,  выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем смерти  пенсионера. 

В связи с поступлением информации о смерти после формирования платежных  документов, ОСФР по Волгоградской области выплачены ФИО2 пенсия за апрель  - август 2021 года, а также произведены удержания из пенсии с целью погашения  задолженности по исполнительному производству № 12552/21/34027-ИП на сумму 833  руб. 20 коп. (денежные средства, удержанные после смерти из пенсии). 

Согласно выписки ЕГРЮЛ МИФНС № 8 по Волгоградской области прекратила  деятельность путем реорганизации в форме присоединения 19.09.2022г. к МИФНС № 11  по Волгоградской области. 

На основании указанной информации ОСФР по Волгоградской области 05.09.2023  в адрес ответчика направлена претензия о возврате денежных средств с просьбой вернуть  излишне удержанные денежные средства. 

Средства не возвращены.

На основании изложенного истец полагает, что спорные денежные средства  являются неосновательным обогащением налогового органа. 


При принятии настоящего судебного акта суд полагает правомерным и  обоснованным исходить из следующего. 

Положениями статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена  судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. 

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12  Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также  содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в  законе. 

В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный  суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. 

Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной  задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или  оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и  иную экономическую деятельность. 

Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно  иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица. 

Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168 Арбитражного  процессуального кодекса рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из  предмета и основания, заявленных в иске. При этом под предметом иска понимается  материально-правовое требование истца к ответчику, в основание иска входят  юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение,  изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального  правоотношения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 09.10.2012 N 5150/12). 

В силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального  кодекса арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений,  которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по  существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет  круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих  исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы  права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении. Аналогичная  правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10. 

В постановлениях от 16.11.2010 N 8467/10, от 06.09.2011 N 4275/11, от 19.06.2012  N 2665/12, от 07.02.2012 N 12573/11, от 24.07.2012 N 5761/12, от 09.10.2012 N 5377/12 и от  10.12.2013 N 9139/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  сформулировал следующие правовые позиции. При очевидности преследуемого истцом  материально-правового интереса суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного  указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор и  какие нормы подлежат применению. Формальный подход к квалификации заявленного  требования недопустим. Такой подход не обеспечивает разрешение спора, определенность  в отношениях сторон, баланс их интересов и стабильность гражданского оборота в  результате рассмотрения одного дела в суде, что способствовало бы процессуальной  экономии и максимально эффективной защите прав и интересов всех причастных к спору  лиц. 

В соответствии с положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской  Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или 


сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого  лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или  сбереженное имущество (неосновательное обогащение). 

По смыслу нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск о  взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению при доказанности  следующих обстоятельств. В результате действий (бездействий) ответчика произошло  увеличение стоимости принадлежащего ему имущества, присоединение к нему новых  ценностей или сохранение имущества ответчика, которое должно было выйти из состава  его имущества в силу законных оснований. Приобретение или сбережение имущества  ответчиком было произведено за счет истца, в частности при уменьшении имущества  истца в результате выбытия из его состава некоторой части или неполучения истцом  доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать (арендная плата). При этом  приобретение или сбережение имущества ответчиком за счет истца не основано ни на  законе, ни на сделке, т.е. произошло неосновательно. 

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса  Российской Федерации, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и  при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений  должны действовать добросовестно. 

На основании абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений  раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее -  постановление от 23.06.2015 N 25) при установлении, осуществлении и защите  гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских  правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского  кодекса). 

В абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I  части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено следующее.  Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить  из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего  права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении  необходимой информации. 

В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть  подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в  арбитражном суде иными доказательствами. 

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и  полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и  правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении  дела. 

По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела,  определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц,  участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального  права. 


Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в  ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и  способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются  фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда,  рассматривающего спор по существу. 

В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд  оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в  отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.  Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. 

В соответствии с положениями части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в  обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой  стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не  вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения  относительно существа заявленных требований. 

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 06.03.2012 N 12505/11 сформулирована правовая позиция, согласно  которой, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться  исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого  аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный  оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет  риск наступления последствий такого своего поведения. 

При отсутствии прямых возражений ответчика у суда отсутствуют основания по  собственной инициативе опровергать доказательства, представленные истцом, поскольку  это нарушает такие фундаментальные принципы арбитражного процесса, как  состязательность и равноправие сторон (постановление Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 № 8127/13). 

При рассмотрении настоящего спора по существу суд исходит из следующего.

В отношении ФИО2 Светлоярским районным отделом судебных приставов  ГУФССП России по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство №  12552/21/34027-ИП от 19.05.2022г. в рамках которого принято постановление об  обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника. Взыскателем по  указанному исполнительному производству является Межрайонная ИФНС России № 11 по  Волгоградской области. 

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской  Федерации (далее - НК РФ) взыскание налога за счет имущества налогоплательщика  (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится  по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем  направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с  момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному  приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным  законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных  указанной статьей. 


Порядок взаимодействия ФНС России и ФССП России при исполнении  постановлений налоговых органов и иных исполнительных, документов регулируется  "Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной  службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" (утв. ФНС  России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ 13.02.2023) в соответствии с  пунктом 2.6 которого денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных  документов, перечисляются подразделением территориального органа ФССП России по  реквизитам, указанным в исполнительном документе. -4,. & 

Таким образом, отношения между структурными подразделениями ФНС России и  ФССП России по поводу распределения поступивших от должников в рамках  исполнительных производств денежных средств носят властно-распорядительный  характер и не могут являться гражданско-правовыми, в связи с чем нормы ГК РФ о  неосновательном обогащении неприменимы к спорным отношениям. 

Возможность удержания из трудовой пенсии на основании исполнительных  документов предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 29 Федерального закона от  28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются  обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан,  организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской  Федерации. 

Учитывая, что денежные средства в сумме 833 рублей 20 копеек получены  налоговой инспекцией на основаниях, предусмотренных законом, условия для признания  спорной суммы неосновательным обогащением отсутствуют. 

На основании п.2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся  чужим имуществом, должно возместить потерпевшему все то, что оно сберегло  вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось  пользование, и в том месте, где оно происходило. 

По смыслу названной нормы, для возникновения обязательства неосновательного  обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретение  или сбережение имущества на стороне приобретателя (то есть увеличение стоимости его  имущества); приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, что, как  правило, означает уменьшение стоимости имущества потерпевшего вследствие выбытия  из его состава некоторой части имущества; отсутствие правовых оснований, то есть  приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на  законе (ни на иных актах), ни на сделке. 

Необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного  обогащения является приобретение или сбережение имущества в отсутствие правовых  оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одном лицом за счет  другого, не основанное ни на законе, ни на сделке (Определения Верховного Суда  Российской Федерации от 02.06.2015 № 20-КГ155, от 22.12.2015 № 306-ЭС15-12164). 

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2013 № 11524/1, распределение  бремени доказывания в споре о возврате неосновательного полученного обогащения  должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом  требования. 


В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно  доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и  возражений. 

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики   № 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019,  по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность  доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика -  обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения  такого имущества, либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение  в силу закона не подлежит возврату.  

В соответствии с ч. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую  централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты  (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. В  указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный  по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы. 

Статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определено, что главный  администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган  государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган  местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом,  Центральный Банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении  администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов  бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом РФ. 

Полномочия главных администраторов доходов установлены ст. 160.1 Бюджетного  Кодекса Российской Федерации. 

Из системного анализа указанных выше положений ст. 6, 160.1 Бюджетного  Кодекса РФ, ч.1 ст. 30 НК РФ следует, что налоговый орган является администратором  доходов бюджета, полномочия которого определены законом. 

Налоговым Кодексом Российской Федерации разграничиваются полномочия  федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления в сфере налогообложения. 

Статьей 7 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что к  бюджетным полномочиям Российской Федерации относится, в том числе, установление  общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской  Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений. 

В соответствии с п.1 ст. 56 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в  бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от  региональных налогов, в том числе, от транспортного налога - по нормативу 100  процентов. 

Согласно ст. 50 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в федеральный  бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в  том числе: государственная пошлина (за исключением государственной пошлины за  совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3.  61.4, 61.5 и 61.6 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной  абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов. 

Согласно п. 2.1, 2.3., 2.4 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об  открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных  счетов», банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах:  текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета;  корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские 


счета; публичные депозитные счета нотариусов, службы судебных приставов, судов, иных  органов или лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации  могут принимать денежные средства в депозит (далее - иные органы или лица); счета по  вкладам (депозитам). Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся  кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим  лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации  порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской  деятельностью или частной практикой. 

В соответствии с п.1 ст. 220.1. Бюджетного Кодекса Российской Федерации, учет  операций администраторов доходов бюджетов производится на лицевых счетах,  открываемых им в Федеральном казначействе. 

Приказом Федерального Казначейства от 17.10.2016 № 21н «О порядке открытия и  ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального Казначейства»  утвержден Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами  Федерального Казначейства. 

То есть, МИФНС № 11 по ВО не имеет расчетного счета. Инспекции открыт  лицевой счет в УФК по Волгоградской области. 

Статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что казначейский счет - счет,  открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских  платежей для осуществления и отражения в системе казначейских платежей операций  участника системы казначейских платежей с денежными средствами. Единый  казначейский счет - банковский счет (совокупность банковских счетов), открытый  (открытых) Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в  валюте Российской Федерации (в кредитных организациях - в иностранной валюте) для  совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и  отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для  осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального  благосостояния. 

Согласно ст. 40 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, доходы от  федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов,  страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных  платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские  счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений,  за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения  органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными  настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов  Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии  с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами  государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. 

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном  Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в  бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в  соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в  расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом  настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим  администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению, а 


также направляют информацию о зачислении (возврате) денежных средств, об уточнении  вида и принадлежности платежа в Государственную информационную систему о  государственных и муниципальных платежах. 

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после  зачисления поступлений от доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на  казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению  поступлений осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета  соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы  соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их  зачисления на единый счет этого бюджета. Денежные средства, в отношении которых  отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду  (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета,  относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям,  зачисляемым в соответствующий бюджет. 

Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их  зачисления на единый счет соответствующего бюджета. 

По истечении трехлетнего срока невыясненные поступления, которые зачислены в  бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и по которым не осуществлен  возврат (уточнение), подлежат отражению по коду классификации доходов бюджетов, 

предусмотренному для учета прочих неналоговых доходов соответствующего  бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и возврату (уточнению) не  подлежат. 

Разделом 4 Положения Банка России от 27.02.2017 № 579-П «О Плане счетов  бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»  предусмотрено следующее. Счет N 401 «Средства федерального бюджета». Счет N 40101  «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации». Назначение счета - учет доходов от уплаты  федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных  платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих распределению  органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской  Федерации. Счет пассивный. Счет открывается органам Федерального казначейства. 

По кредиту счета отражаются суммы поступивших денежных средств. По дебету  счета отражаются суммы переводов денежных средств. В аналитическом учете ведутся  лицевые счета органов Федерального казначейства (п.4.1 Положения). 

Таким образом, спорные денежные средства не поступали в распоряжение МИФНС   № 11 по ВО как юридического лица. 

Кроме того, доказательств того, что денежные средства поступили на лицевой счет  налогового органа, а также, что Инспекция пользовалась принадлежащим истцу  имуществом в отсутствие установленных законом оснований, в материалы дела не  представлено. 

Основания для квалификации спорных денежных средств в качестве  неосновательного обогащения РФ в лице Инспекции отсутствуют. 

В рассматриваемом случае Инспекция выступает в роли администратора дохода  бюджета и не является собственником (конечным получателем) перечисленных денежных 


средств, так как спорная сумма не взыскивалась Инспекцией как юридическим лицом по  гражданско-правовым отношениям. 

В ходе рассмотрения настоящего дела истцом не представлено доказательств того,  что денежные средства поступили на лицевой счет налогового органа, что перечисление  произошло за счет средств истца и что налоговый орган незаконно пользовался  принадлежащим истцу имуществом (денежными средствами), в связи с чем, отсутствуют  основания для квалификации спорных денежных средств как неосновательного  обогащения. Денежные средства в счет уплаты налогов, сборов поступают в бюджет, а не  на расчетный счет налоговых инспекций. Перечисленные ФССП денежные средства не  поступали на лицевой счет налогового органа. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 НК РФ участниками отношений,  регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются физические лица,  признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов,  плательщиками страховых взносов. 

Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или  сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения  установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих  уплату данного налога или сбора. 

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате  налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика  или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным  законодательством Российской Федерации. 

При этом задолженность по имущественным налогам, умершего лица либо лица,  объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного  имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской  Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя. 

В соответствии с положениями статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят  принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в  том числе имущественные права и обязанности. Поскольку МИФНС № 9 по  Волгоградской области не является наследником умершего, не является получателем  спорных денежных средств, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют. 

Указанный вывод налогового органа подтверждается сложившейся судебной 

практикой:

постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2022 по делу 

 № А12- 12711/2021;

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 по 

делу № А12-24256/2022.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, при  установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских  обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать  добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или  недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской  Федерации). 

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять  доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право  заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по  всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением 


доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий  совершения или несовершения ими процессуальных действий. 

Согласно части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации  судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. 

В п. 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015   № 6-О указано: «Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской  Федерации, конституционный принцип состязательности предполагает такое построение  судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие  (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед  судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное  разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих  позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых)  функций. Диспозитивность в гражданском судопроизводстве обусловлена материально-правовой природой субъективных прав, подлежащих судебной защите. Присущий  гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные  отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются  главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального  правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими  процессуальными правами, а также спорным материальным правом». 

По делам искового производства суд не обязан собирать доказательства по  собственной инициативе. Риск наступления последствий несовершения процессуальных  действий по представлению в суд доказательств, подтверждающих обстоятельства, на  которые ссылается сторона как на основание своих требований и возражений, лежит на  этой стороне. Последствием непредставления в суд доказательств, отвечающих  требованиям процессуального закона, является принятие судебного решения не в пользу  этой стороны (ч. 2 ст. 9, ст. 65, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации). 

Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства,  обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств,  оцененные арбитражным судом в своей совокупности в соответствии со статьей 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание  конкретные и фактические обстоятельства дела, достаточны для вывода об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в  пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 65, 102, 110, 167170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд 

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных исковых требований – отказать. 

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном 

порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты 

принятия решения, через Арбитражный суд Волгоградской области. 

Судья П.И. Щетинин 


Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи