ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-31646/12 от 01.02.2013 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон:(8442) 23-00-78 Факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  город Волгоград Дело № А12-31646/2012

«7» февраля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 1 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 7 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,

при участии в судебном заседании:

от администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области – Вахромеева Ю.С., ведущий специалист, доверенность от 20.12.2012 № 7;

от Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – Соломина К.А., представитель по доверенности от 24.12.2012 № 23/160-12;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3422008451, ОГРН 1053478208189) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

УСТАНОВИЛ:

Администрация Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2012 № 21-97/ГТС2012, которым администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа просил в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

На основании распоряжения заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2012 № 3290-рп в период с 12.11.2012 по 21.11.2012 проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Солодченского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области на предмет исполнения ранее выданного предписания от 27.02.2012 № 10-06/ГСН 2012.

По результатам проверки составлен акт проверки от 21.11.2012 № 75/3290рп-ГТС, которым установлен факт неисполнения администрацией предписания.

Главным государственным инспектором отдела по надзору за объектами электроэнергетики в отношении администрации 27.11.2012 составлен протокол об администратвином правонарушении № 21-97/ГТС2012 по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главным государственным инспектором отдела по надзору за объектами электроэнергетики, тепловыми установками и гидротехническими сооружениями 29.11.2012 вынесено постановление № 21-97/ГТС2012 о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Полагая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, управление является территориальным органом службы и обеспечивает выполнение возложенных на службу функций по контролю и надзору, в том числе за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).

Из приведенных положений следует, что управление наделено правом направления проверяемым организациям предписаний об устранении выявленных нарушений, относящихся к предмету проверки.

В соответствии с частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Эксплуатирующая организация - это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Ответственность за безопасность гидротехнического сооружения несет собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Под общими требованиями безопасности гидротехнических сооружений, согласно статье 8 Федерального закона от 21 июля 1997 №117-ФЗ понимается обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» возлагает обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию, при этом, каждый из которых в силу определенных прав несет корреспондирующие им обязанности.

В статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» указано, что составление декларации безопасности вменено в обязанности собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.11.2006 № 1319-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» и Перечнем объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Ольховского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Ольховского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Ольховским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Солодчинского сельского поселения Солодчинское сельское поселение приняло на баланс, кроме прочего имущества, гидротехническое сооружение пруд Дмитриевский.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, относятся к вопросам местного значения городского округа.

В силу статьи 37 данного закона вопросы местного значения решаются местной администрацией в соответствии с уставом муниципального образования.

На основании вышеизложенного администрация Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области является лицом, ответственным за обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории сельского поселения в целях защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, осуществляющим организационно-распорядительные полномочия собственника в отношении муниципального имущества.

Согласно абзацу 3 статьи 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303.

Согласно пункту 2 указанного положения декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.

Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее именуется - орган надзора) (пункт 5).

Согласно пункту 8 вышеупомянутого положения декларация безопасности, подписываемая декларантом, должна содержать:

а) общую информацию, включающую данные о гидротехнических сооружениях и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации;

б) анализ и оценку безопасности гидротехнических сооружений, включая определение возможных источников опасности;

в) сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;

г) порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях;

д) заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных гидротехнических сооружений и комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;

е) реквизиты заключения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (наименование и адрес организации, эксплуатирующей гидротехническое сооружение);

ж) другие данные о безопасности гидротехнических сооружений.

К декларации безопасности прилагаются:

а) сведения о гидротехнических сооружениях, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, предусмотренные законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений;

б) акт преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, составленный участниками обследования по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) и Министерством транспорта Российской Федерации (в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

Как следует из материалов дела, согласно предписанию от 27.02.2012 администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района в срок до 30.09.2012 предложено разработать и представить на утверждение в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора декларацию гидротехнического сооружения пруда «Дмитриевский».

Вместе с тем исходя из диспозиции части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предписание должно быть реально исполнимым.

Как следует из материалов дела, администрация Солодчинского сельского поселения обратилась в проектную организацию общество с ограниченной ответственностью «ВолгоЮгпроект» для составления сметы по разработке декларации гидротехнического сооружения пруда «Дмитриевский». В соответствии с представленной сметой стоимость разработки декларации безопасности составляет около 500 000 рублей.

Администрация Солодчинского сельского поселения 30.10.2012 года вынесла на рассмотрение Думы Солодчинского сельского поселения второго созыва Ольховского муниципального района Волгоградской области вопрос о выделении денежных средств для изготовления пакета документов по декларации безопасности гидротехнического сооружения из бюджета сельского поселения, которая вынесла решение №17/3 от 30.10.2012 года «О выделении денежных средств для изготовления пакета документов по декларации гидротехнического сооружения пруда «Дмитриевский» из бюджета сельского поселения». В соответствии с этим решением изготовление декларации отложено в виду отсутствия денежных средств.

На 2013 год согласно решению от 21.12.2012 № 25/5 «О бюджете Солодчинского сельского поселения на 2013 год и на период до 2015 года» объем поступлений доходов по основным источникам на 2013 год составляет 5958,7 тысяч рублей на пять поселений. В эту сумму входит решение вопросов о национальной обороне и национальной безопасности, правоохранительной деятельности, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и прочее.

При этом администрацией Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области проводятся мероприятий по наблюдению за техническим состоянием гидротехнического сооружения пруда «Дмитриевский», а именно: ведется журнал визуальных наблюдений за гидротехническим сооружением пруда «Дмитриевский» Солодчинского сельского поседения, назначено ответственное лицо за ведение журнала визуального наблюдения, обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния пруда «Дмитриевский», природных и техногенных воздействий в соответствии с программой наблюдения, обеспечено проведение регулярных обследований пруда «Дмитриевский», прошел обучение ответственный за безопасную эксплуатацию пруда «Дмитриевский».

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что установление срока исполнения предписания от 27.02.2012 - до 30.09.2012 является реально не исполнимым.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив в совокупности и на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, на основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что в данном случае отсутствует вина заявителя в неисполнении предписания от 27.02.2012 № 10-06ГСН/2012, в связи с чем у административного органа отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не наделена полномочиями по привлечению к ответственности органов местного самоуправления (каким является администрация сельского поселения в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при реализации полномочий, отнесенных к вопросам местного значения), поскольку в силу статьи 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.

Следовательно, у административного органа в данном случае отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности администрации сельского поселения за выявленные нарушения, поскольку статьей 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» таким правом наделен только суд.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании вышеизложенного, заявленные администрацией Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области требования об отмене постановления Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2012 № 21-97/ГТС2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить постановление Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2012 № 21-97/ГТС2012 о привлечении администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3422008451, ОГРН 1053478208189) к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Волгоградской области.

СУДЬЯ Е.В. Пономарева