АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60 |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. ВолгоградДело № А12-3187/2013
21 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2013.
Полный текст решения изготовлен 21.06.2013.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Масловой И.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корсаковой Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным приказа № 2085 от 19.11.2012, с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Атмосфера»
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 8/11 от 01.01.2013;
от Управления Росприроднадзора по Волгоградской области – ФИО2, представитель по доверенности № 14 от 24.04.2013.
от третьего лица – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области (далее – Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) № 2085 от 19.11.2012 о принятии решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и обязании Управления Росприроднадзора по Волгоградской области утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» - абонентский отдел г. Камышин.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Росприроднадзора по Волгоградской области заявленные требования считает незаконными и необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований.
Как следует из материалов дела, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» обратилось в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (абонентский отдел г. Камышин), с приложением проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По результатам проверки и рассмотрения заявления Управление Росприроднадзора по Волгоградской области вынесло приказ № 2085 от 19.11.2012 о принятии решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
При этом, в приложении № 1 к приказу «Мотивированное обоснование принятия решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» - абонентский отдел г. Камышин» в качестве основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе представленных документов, а именно:
1. Несоответствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение требованиям, установленным в Приказе Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», а именно:
1.1. В разделе «Аннотация» не приведена информация о разработчике проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
1.2. В разделе «Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице» не указаны:
- данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- данные о постановке на учет в налоговом органе юридического лица – дата постановки на учет, серия и номер свидетельства;
- основные производственные показатели работы, в том числе объем выпускаемой продукции;
- штатная и фактическая численность персонала.
1.3. В разделе «Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях» в таблице, оформленной в соответствии с образцом 2.17 Приложения 2 в графах 1 и 2 не указаны наименование и коды образующихся отходов в соответствии с ФККО
1.4. В таблицах (образец 2.12 и 2.19 Приложения 2) разделов проекта представлена недостоверная информация, а именно: указано, что отходы 4, 5 класса опасности размещаются на полигоне ООО «ЭкоМастер», договор с ООО «ЭкоМастер» на размещение отходов ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» не предоставлен. Согласно п. 3.2 договора № 1209 от 02.03.2011 ОАО «Спецавтотранс» обязуется производить размещение отходов на территории городской свалки г. Камышина. ОАО «Спецавтотранс» согласно приложению к лицензии, не осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности. Согласно договору Г-12 № 12282/6 ООО «ЭкоМастер» принимает на себя оказание услуг по размещению отходов, образованных в хозяйственной деятельности ОАО «Спецавтотранс». Следовательно, отсутствует договор подтверждающий намерение ООО «ЭкоМастер» оказывать услуги по размещению отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
Считая отказ Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Давая оценку доводам сторон, суд учитывал следующее.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений названной статьи, а также статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) органов, должностных лиц - незаконными является одновременно несоответствие данного акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением прав заявителя.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В свою очередь, в силу требований ст. 65 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на заявителе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283, с 01.10.2010 Управлением осуществляются функции, в том числе, по установлению нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; проведение работы по паспортизации отходов, в том числе выдача свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласование паспортов отходов I-IV классов опасности.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) предусмотрено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Всоответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.
Согласно п. 7 указанного Порядка, индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы в числе иных документов проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703 утверждены Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Методические указания).
Согласно пунктам 1 и 2 Методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Методические указания определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Рассмотрев представленные документы ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», Управление Росприроднадзора по Волгоградской области пришло к выводу, что информация в разделах «Аннотация», «Общие сведения об индивидуальном предпринимателем или юридическом лице», «Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях», в таблицах по образцу 2.12 и 2.19 Методических указаний проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение представлены не в полном объеме.
Суд соглашается с указанным выводом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на основании следующего.
В соответствии с пунктом 18 Методических указаний в разделе «Аннотация» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются наименование юридического лица или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя; основной профиль хозяйственной и иной деятельности; реквизиты лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); количество образующихся отходов по классам их опасности для окружающей природной среды; количество объектов размещения отходов по их назначению: хранение сроком до 3 лет, хранение сроком более 3 лет и захоронение; количество отходов, подлежащих использованию, обезвреживанию, размещению, по классам опасности для окружающей природной среды; информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами; сведения о разработчике ПНООЛР.
В нарушение пункта 18 Методических указаний в разделе «Аннотация» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» не представлена информация о разработчике проекта.
В соответствии с Уставом заявителя, его основным видом деятельности является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Волгоградской области в соответствии с заключенными договорами.
В соответствии с пунктом 20 Методических указаний, для видов экономической деятельности, направленной на оказание услуг, указываются виды и объемы оказываемых услуг.
В разделе «Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» не указаны:
- данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, а приведена только ссылка на приложение;
- данные о постановке на учет в налоговом органе юридического лица – дата постановки на учет, серия и номер свидетельства, а приведена только ссылка на приложение;
- основные производственные показатели работы;
- штатная и фактическая численность персонала.
В соответствии с образцом 2.17 Методических указаний в графах 1 и 2 указываются наименование и код отхода в соответствии с ФККО; в графе 3 указываются наименование мероприятия и его этапы (если мероприятие долгосрочное и выполняется по этапам); в графах 4 и 5 указывается срок выполнения мероприятия и этапов соответственно; в графе 6 указывается стоимость мероприятия (этапов); в графе 7 указывается ожидаемый экологический эффект по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
В нарушение требований Методических указаний по заполнению образца 2.17 в разделе «Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях» в таблице, оформленной в соответствии с образцом 2.17 Приложения 2, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в графах 1 и 2 не указаны наименование и коды образующихся отходов в соответствии с ФККО.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что собственник отходовI-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Статьей 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В таблицах (образец 2.12 и 2.19 Приложения 2) разделов проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» представлена недостоверная информация, а именно: указано, что отходы 4, 5 класса опасности размещаются на полигоне ООО «ЭкоМастер», договор с ООО «ЭкоМастер» на размещение отходов ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» не предоставлен.
Согласно п. 3.2 договора № 1209 от 02.03.2011 ОАО «Спецавтотранс» обязуется производить размещение отходов на территории городской свалки г. Камышина. ОАО «Спецавтотранс» согласно приложению к лицензии, не осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности.
Согласно договору Г-12 № 12282/6 ООО «ЭкоМастер» принимает на себя оказание услуг по размещению отходов, образованных в хозяйственной деятельности ОАО «Спецавтотранс».
Следовательно, отсутствует договор подтверждающий намерение ООО «ЭкоМастер» оказывать услуги по размещению отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая изложенное, не усматривается оснований для признания недействительным оспариваемого приказа Управления Росприроднадзора по Волгоградской области № 2085 от 19.11.2012 о принятии решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» - абонентский отдел г. Камышин.
Кроме того, заявитель не лишен права повторно обратиться в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с внесенными исправлениями в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требований о признании недействительным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) № 2085 от 19.11.2012 о принятии решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» - абонентский отдел г. Камышин.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья И.И. Маслова