ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-31954/14 от 11.12.2014 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: 24-04-60

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-31954/2014

«12» декабря 2014

резолютивная часть решения оглашена 11.12.2014, решение в полном объеме изготовлено 12.12.2014

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Смагоринской Е.Б. при ведении протокола судебного заседания помощником Будариной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706) к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787), о признании недействительным предписания, с участием в деле в качестве заинтересованного лица Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Кошелева О.Н., представитель по доверенности от 30.12.2013 № 338-Д;

от Инспекции – Захаров О.В., представитель по доверенности от 28.05.2014 № 04-01-06-01/854;

от Комитета – Кошелева О.Н., представитель по доверенности от 31.12.2013 № 15/83-д,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – инспекция, административный орган), в котором просила признать недействительным предписание инспекции №976 от 17.06.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006.

Ссылаясь на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее – Положение №47), заявитель считает, что у инспекции отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания.

Административный орган, согласно представленному отзыву, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с необоснованностью доводов, изложенных в заявлении.

Изучив материалы дела, исследовав доказательства, оценивая в совокупности обстоятельства, установленные по делу, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, межведомственной комиссией при администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (далее – межведомственная комиссия) по результатам рассмотренных документов: заключения государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 17.05.2010 №904/1, копии акта инспекционной проверки Госжилинспекции от 14.05.2010 №904, заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 12.10.2010, от 12.10.2011, от 27.04.2012 , акта обследования помещения от 12.10.2011, от 27.04.2012, решения Волжской городской Думы от 15.09.2011 №36/1, вынесено заключение от 09.12.2013 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта (крыши, перекрытий, инженерных сетей холодного, горячего водоснабжения, канализации, электропроводки), а также текущего ремонта лестничных клеток подъездов с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения многоквартирного дома №11 по ул. Калинина в пос. Краснооктябрьский городского округа-города Волжский Волгоградской области, на основании которого администрацией вынесено постановление №1681 от 12.03.2014 «О признании необходимости и возможности проведения капитального ремонта».

В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании приказа инспекции №976 от 22.05.2014, административным органом было выявлено, что администрацией нарушены требования законодательства в части несоблюдения обязательных требований к порядку признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленные Положением №47, а именно: принятое администрацией постановление №1681 от 12.03.2014 «О признании необходимости и возможности проведения капитального ремонта» не соответствует принятому заключению от 09.12.2013, распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с пунктом 49 Положения №47 не издано.

В связи с чем инспекция выдала администрации предписание №976 от 17.06.2014 о возложении на администрацию обязанности по принятию решения в виде заключения в соответствии с требованиями пункта 47 Положения №47 и распоряжения в соответствии с требованиями пункта 49 указанного положения в срок до 17.07.2014.

Полагая вынесенное по результатам проверки предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В свою очередь, в силу требований статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно статьям 1-4 Жилищного кодекса Российской Федерации правоотношения, связанные с собственностью на жилые помещения, пользованием ими, отнесением помещений к числу жилых помещений и исключением их из жилищного фонда, учетом жилищного фонда, контролем за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, регулируются жилищным законодательством и относятся к жилищным правоотношениям.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) установлено, что органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии со статьей 7 Закона об организации местного самоуправления по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3).

На основании части 1 статьи 34 Закона об организации местного самоуправления структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Положением №47 установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией (далее – комиссия), создаваемой в этих целях.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда – коллегиальный орган, не являющийся самостоятельным юридическим лицом.

В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций (пункт 7). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в данном положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).

Согласно постановлению главы городского округа – город Волжский Волгоградской области от 31.07.2012 №964-ГО полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов делегированы межведомственной комиссии.

Таким образом, межведомственная комиссия не является уполномоченным органом исполнительной власти муниципального образования, обладающим правами по решению вопросов местного значения, ее заключения носят рекомендательный характер, не влияют на правоотношения и не влекут каких-либо юридических последствий. Правовое значение относительно дальнейшего использования жилого помещения имеет не заключение межведомственной комиссии, а соответствующее решение органа местного самоуправления, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно пункту 43 Положения №47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении №47 требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения №47). Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52).

Действующее жилищное законодательство обязывает именно межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов.

Как видно из материалов дела, в рассматриваемом случае межведомственная комиссия, на основании акта, составленного по результатам обследования, приняла заключение от 09.12.2013 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта (крыши, перекрытий, инженерных сетей холодного, горячего водоснабжения, канализации, электропроводки), а также текущего ремонта лестничных клеток подъездов с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения многоквартирного дома №11 по ул. Калинина в пос. Краснооктябрьский городского округа-города Волжский Волгоградской области.

Однако судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения №47, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры межведомственной комиссией не проводились, осмотр проводился визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений.

Кроме того, вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта, признается судом необоснованным, поскольку он не подтверждался ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.

Таким образом, заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложением 2 к Положению №47.

Кроме того, в нарушении требований пункта 49 Положения №47, администрацией не было издано соответствующее распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Следовательно, принятое на основании заключения от 09.12.2013 постановление №1681 от 12.03.2014 «О признании необходимости и возможности проведения капитального ремонта» не соответствует требованиями пунктов 47,49 Положения №47, в связи с чем, инспекцией было выдано оспариваемое предписание поскольку, как указано выше, вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Таким образом суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в пределах своей компетенции, основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требований Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706) о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области №976 от 17.06.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ№47 от 28.01.2006.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья Е.Б. Смагоринская