ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-32128/16 от 22.09.2016 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. им. 7-й Гвардейской, д.2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 факс: 24-04-60

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 29 сентября 2016г.

Дело №А12-32128/2016

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2016 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пильника С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оводовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТТК» (ИНН 3444201522, ОГРН 1153443007299) к государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН 3445926514, ОГРН 1023403847235) об оспаривании действий

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя – Жульев А.С. по доверенности от 20.06.2016г.

от органа контроля – Караваева О.Г. по доверенности от 03.03.2016г. Целуйко Г.Ю. по доверенности от 15.09.2016, Губин А.А. по доверенности от 05.09.2016.

Общество с ограниченной ответственностью «ТТК» (далее – заявитель, общество, ООО «ТТК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области с заявлением в котором с учётом уточнений просит признать незаконными действия государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее – отделение Пенсионного фонда, орган контроля) выразившиеся в непринятии направленного ООО «ТТК» уточненного расчета по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015г. и ненадлежащем рассмотрении жалобы ООО «ТТК» от 29.04.2016г.

Представители органа контроля против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

08.02.2016 года от ООО «ТТК» в орган контроля по электронным каналам связи поступил расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 4 квартал 2015 года.

25.04.2016 года общество также по электронным каналам связи направило уточнённый расчёт за 4 квартал 2015 года, который отделением Пенсионного фонда не принят, что подтверждается отрицательным протоколом входного контроля, а именно пометкой «отчёт не принят» в реквизите «решение органа ПФР».

Полагая действия должностного лица отделения Пенсионного фонда по непринятию уточненного расчета незаконными, заявитель с жалобой в письменной форме обратился к вышестоящему должностному лицу этого органа.

По результатам обществу письмом от 10.05.2016 сообщено о рассмотрении жалобы.

По мнению ООО «ТТК», действия отделения Пенсионного фонда, выразившиеся в непринятии направленного ООО «ТТК» уточненного расчета по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015г. и ненадлежащем рассмотрении жалобы ООО «ТТК» от 29.04.2016г. не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы страхователя в сфере предпринимательской деятельности.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон в совокупности с имеющимися письменными доказательствами по делу, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ N 212, Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (пункт 3 части 2 статьи 28 ФЗ N 212).

Требованиями части 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год является расчетным периодом.

Положениями пункта 9 статьи 15 ФЗ N 212 предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально - не позднее 15-го числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом, обязаны представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по форме РСВ-1.

Форма расчета утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п и с 2014 года включает в себя также сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу.

Этим же Постановлением утвержден Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР).

Процедуру приема и проверки представляемых страхователями расчетов регулируют следующие документы: Распоряжение Правления ПФ РФ от 31.07.2014 N323Р «О проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» и утвержденные данным Распоряжением Методические рекомендации по проверке; Распоряжение Правления ПФ РФ от 11.10.2007 N 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» и утвержденные им регламенты обмена документами по телекоммуникационным каналам связи и обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации; Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н.

В данных документах содержатся положения, предоставляющиие органам Пенсионного фонда классифицировать ошибки, допущенные при заполнении расчетов, по степени грубости.

Уточнённый РСВ-1 за 4 квартал 2015 года представлен плательщиком в электронной форме 25.04.2016г., посредством отправки по системе электронного документооборота через специализированного оператора связи и не принят органом контроля в связи с обнаружением ошибок.

Ссылки отделения Пенсионного фонда на то, что спорный уточнённый расчёт принят, несостоятельны и противоречат содержанию письма государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от 10.05.2016 о рассмотрении жалобы в котором отмечается, что в приёме уточнённого расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год отказано правомерно.

Довод отделения Пенсионного фонда о том, что действия органа контроля не нарушили прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности со ссылкой на не привлечение общества к ответственности не принимается во внимание.

Непринятие отделением Пенсионного фонда уточнённого расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, первоначально представленного страхователем и содержащего ошибки, расценено как заявителем так и органом контроля как признание такого расчета непредставленным, о чём свидетельствую и последующие действия общества по повторному представлению и принятию органом контроля расчёта.

Статьей 17 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представление уточненного расчета, а также наступление ответственности в случае представления уточненного расчета после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов в зависимости от того когда было обнаружено органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.

Арбитражный суд отмечает, что Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не предусматривает право органу контроля не принимать расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам даже при наличии в нём каких-либо ошибок.

Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2014 N 323р, и от 11.10.2007 N 190р не могут подменять требования Федерального закона N212-ФЗ и расширять права органа контроля, не предусмотренные данным Федеральным законом.

По мнению органа контроля, жалобы на действия сотрудников вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов, которым является отделение Пенсионного фонда, вышестоящим органом, в рамках главы 7 Закона №212-ФЗ, рассматриваться не должны. Ответ на жалобу ООО «ТТК» направлен 10.05.2016г. за исходящим №ОВ- 7074/30-1, в котором разъяснены ошибки, допущенные плательщиком при представлении уточнённого РСВ-1.

Арбитражный суд считает вышеприведённые доводы отделения Пенсионного фонда ошибочными.

Частью 1 ст. 55 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме или в форме электронного документа в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа.

На основании ч. 2 ст. 56 Федерального закона N 212-ФЗ по итогам рассмотрения жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе: 1) оставить жалобу без удовлетворения; 2) отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов; 3) отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении; 4) изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства общество обратилось с жалобой на действия должностного лица органа контроля к вышестоящему должностному лицу этого органа. Между тем, жалоба заявителя надлежащим образом, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 56 Федерального закона N 212-ФЗ не рассматривалась.

Учитывая изложенное суд считает, что действия государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, выразившиеся в непринятии направленного ООО «ТТК» уточненного расчета по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015г. и ненадлежащем рассмотрении жалобы ООО «ТТК» от 29.04.2016г. не соответствуют нормам Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и подлежат признанию незаконными.

В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При подаче заявления в арбитражный суд о признании действий органа контроля незаконным обществом уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., что подтверждается платежным поручением №133 от 08.06.2016.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок возмещения судебных расходов другим участникам процесса.

С учетом удовлетворения требования заявителя в его пользу с отделения Пенсионного фонда подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «ТТК» удовлетворить. Признать незаконными, не соответствующими нормам Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» действия государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, выразившиеся в непринятии направленного ООО «ТТК» уточненного расчета по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015г. и ненадлежащем рассмотрении жалобы ООО «ТТК» от 29.04.2016г.

Обязать государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ТТК».

Взыскать с государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТТК» понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.

Судья С.Г. Пильник