ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-33933/14 от 09.12.2014 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: 24-04-60

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-33933/2014

«12» декабря 2014

резолютивная часть решения оглашена 09.12.2014, решение в полном объеме изготовлено 12.12.2014

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Смагоринской Е.Б. при ведении протокола судебного заседания помощником Будариной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области (ОГРН 1023405578646, ИНН 3437500793) к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787), о признании недействительным предписания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Дупак С.Г., представитель по доверенности от 15.09.2014 № 47-Д (после перерыва не явился, извещен),

от Инспекции – Новопавловский Б.А., представитель по доверенности от 28.05.2014 № 04-01-06-01/1401,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа-город Михайловка Волгоградской области (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – инспекция, административный орган), в которои просила признать недействительным предписание инспекции №1167 от 11.07.2014 о возложении на администрацию обязанности по рассмотрению вопроса о признании многоквартирного дома №11 по ул. Советской в х. Безымянка Михайловского района Волгоградской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в срок до 15.09.2014.

Ссылаясь на статьи 2,15 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее – Положение №47), заявитель считает, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит исключительно к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, а не администрации, при этом заинтересованные лица имеют возможность обжалования решения соответствующего уполномоченного органа в судебном порядке, в связи с чем полагает, что у инспекции отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания.

Административный орган, согласно представленному отзыву, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с необоснованностью доводов, изложенных в заявлении.

Изучив материалы дела, исследовав доказательства, оценивая в совокупности обстоятельства, установленные по делу, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, что инспекцией проведено обследование многоквартирного жилого дома №11 по ул. Советская в х.Безымянка Михайловского района Волгоградской области, по результатам которого составлено заключение №50 от 12.03.2014 и направлено в Администрацию городского округа-город Михайловка Волгоградской области для его рассмотрения на межведомственной комиссии и принятия решения в установленном порядке по вопросу пригодности (непригодности) многоквартирного жилого дома для проживания в соответствии с требованиями Положения №47.

В ходе контрольных мероприятий, проведенных на основании приказа №1167 от 20.06.2014, у администрации были запрошены документы, подтверждающие рассмотрение заключения инспекции в установленном Положением №47 порядке.

В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что Межведомственной комиссией при администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области (далее – межведомственная комиссия) проведено обследование данного многоквартирного дома, по результатам которого составлен акт обследования №39 от 01.04.2014, принято заключение №39 от 01.04.2014, на основании которого администрацией вынесено постановление №969 от 07.04.2014, которым помещение, расположенное по адресу Волгоградская область, Михайловский район, х. Безымянка, ул. Советская, д.11, признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания.

Установив, что межведомственной комиссией при проведении обследования были выявлены повреждения конструктивных элементов дома, которые не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, указанным в Положении №47, не сделан вывод о том, что выявленные повреждения несущих и ограждающих конструкций не приведут к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечат безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования в данном доме, вместе с тем принято решение о соответствии требованиям, предъявляемым к жилому помещению и указанный дом признан пригодным для постоянного проживания, инспекция выдала администрации предписание №1167 от 11.07.2014 о возложении на администрацию обязанности по рассмотрению вопроса о признании многоквартирного дома №11 по ул. Советской в х. Безымянка Михайловского района Волгоградской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с требованиями пунктов 44, 47, 49 Положения №47 в срок до 15.09.2014.

Полагая вынесенное по результатам проверки предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В свою очередь, в силу требований статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Заявитель ссылается на то, что предписание выдано ненадлежащему лицу, поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не отнесены к компетенции администрации, а отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, то есть предписание выдано ненадлежащему субъекту и со стороны администрации неисполнимо. Кроме того, полагает, что администрацией не допущено нарушений норм действующего законодательства при принятии решения по результатам рассмотрения Межведомственной комиссией заключения инспекции.

Арбитражный суд не принимает указанные доводы по следующим основаниям.

Согласно статьям 1-4 Жилищного кодекса Российской Федерации правоотношения, связанные с собственностью на жилые помещения, пользованием ими, отнесением помещений к числу жилых помещений и исключением их из жилищного фонда, учетом жилищного фонда, контролем за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, регулируются жилищным законодательством и относятся к жилищным правоотношениям.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) установлено, что органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии со статьей 7 Закона об организации местного самоуправления по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3).

На основании части 1 статьи 34 Закона об организации местного самоуправления структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Положением №47, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией (далее – комиссия), создаваемой в этих целях.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда – коллегиальный орган, не являющийся самостоятельным юридическим лицом.

В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций (пункт 7). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в данном положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49). Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52).

Таким образом, межведомственная комиссия не является уполномоченным органом исполнительной власти муниципального образования, обладающим правами по решению вопросов местного значения, ее заключения носят рекомендательный характер, не влияют на правоотношения и не влекут каких-либо юридических последствий. Правовое значение относительно дальнейшего использования жилого помещения имеет не заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, а соответствующее решение органа местного самоуправления, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Из пункта 2.2.6 Положения о межведомственной комиссии по оценке соответствия установленным требованиям жилых помещений муниципального жилищного фонда и признанию таких помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, утвержденного постановление администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской области №906 от 21.06.2007, следует, что вопросы, связанные с признанием жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, межведомственная комиссия вносит на рассмотрение главе городского округа-город Михайловка.

Согласно пункту 43 Положения №47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении №47 требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении №47 требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

В силу абзаца 2 пункта 49 Положения №47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как видно из материалов дела, в рассматриваемом случае межведомственная комиссия, произведя визуальный осмотр конструкции многоквартирного жилого дома №11 по ул. Советская в х.Безымянка Михайловского района, установила ряд технических неисправностей, отраженных в акте обследования помещений №39 от 01.04.2014, в частности, то, что в отдельных местах фасада здания наблюдаются многочисленные диагональные и вертикальные трещины шириной раскрытия местами до 1,0 см, визуально наблюдается искривление поверхности стен, участки разрушения и выветривания стенового материала (фактурного слоя), по всему периметру здания наблюдаются участки выпадения раствора и разрушения защитного слоя межблочных швов, на отдельных местах в швах между фундаментальными блоками наблюдаются вертикальные трещины, шириной раскрытия до 5 мм и более, сочла, что здание жилого дома имеет категорию технического состояния основных строительных конструкций как работоспособную и приняла заключение №39 от 01.04.2014 о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания, рекомендовав жильцам данного многоквартирного дома организовать товарищество собственников жилья и для создания нормальных условий проживания устранить технические неполадки.

Действующее жилищное законодательство обязывает именно межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов.

Однако судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения №47, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры межведомственной комиссией не проводились, осмотр проводился визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений.

Так же нельзя признать обоснованным вывод межведомственной комиссией о том, что устранение технических неполадок приведет к нормальным условиям проживания, поскольку он не подтверждался ни техническим заключением о целесообразности, стоимости работ по устранению технических неполадок, ни каким-либо иным документом.

Кроме того, инспекцией при проведении обследования многоквартирного жилого дома №11 по ул. Советская в х.Безымянка Михайловского района Волгоградской области выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом, которые отражены в заключении №50 от 12.03.2014.

Вместе с тем какие-либо заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, что выявленные вредные факторы соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями №1 и 2 к Положению №47.

Следовательно, принятое на основании заключения №39 от 01.04.2014 постановление №969 от 07.04.2014, которым помещение, расположенное по адресу Волгоградская область, Михайловский район, х. Безымянка, ул. Советская, д.11, признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания, не соответствует требованиями пунктов 44,47,49 Положения №47, в связи с чем инспекцией было выдано оспариваемое предписание поскольку, как указано выше, вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Таким образом суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в пределах своей компетенции, основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требований Администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области (ОГРН 1023405578646, ИНН 3437500793) о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области №1167 от 11.07.2014 о возложении на Администрацию городского округа-город Михайловка Волгоградской области обязанности по рассмотрению вопроса о признании многоквартирного дома №11 по ул. Советской в х. Безымянка Михайловского района Волгоградской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в срок до 15.09.2014.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья Е.Б. Смагоринская