ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-33969/15 от 20.11.2015 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. 7-ой Гвардейской, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: ifo@volgograd.arbitr.ru   телефон: (8442) 23-00-78  

факс: (8442) 24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Волгоград

27 ноября 2015 года

Дело №А12-33969/2015

Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2015

Полный текст решения изготовлен 27.11.2015

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи  И.В. Селезнева

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бояринцевой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению окружного казачьего общества «Волгоградский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» (ИНН 3445038950, ОГРН 1023403846729) (Волгоградский Казачий Округ, заявитель, общество) о признании недействительными ненормативных правовых актов Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ворошиловском районе г. Волгограда (ОГРН 1023403843990, ИНН 3445052168) (УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда, ответчик, пенсионный фонд)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился, извещён надлежащим образом;

от ответчиков – Леднева Олеся Юрьевна, представитель по доверенности от 12.01.2015 №09/52-05-36е

Волгоградский Казачий Округ обратился в Арбитражный суд Волгоградской области  с  заявлением, в котором просит суд признать недействительными:

- решение  УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда от 28.04.2015 №044/040/11-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

-  требование УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда  от 18.05.2015 №0440404010850 «Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов» в размере  417264,07 руб.;

- требование УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда  от 15.05.2015 №044/040/11-2015 «Об уплате финансовой санкции в пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте» в размере 4165,01 руб.

Заявитель полагает, что осуществляемый им вид деятельности позволяет применять пониженный тариф при исчислении страховых взносов за 2012-2013 годы.

Кроме того, заявитель считает, что неправомерно был привлечён к уплате финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ.)

Ответчик заявленные требования не признает, свои возражения основывает на отсутствии у заявителя права на применение пониженных тарифов, поскольку осуществляемый заявителем вид деятельности (обеспечение общественного порядка и безопасности) не указан в пункте 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон №212-ФЗ).

В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.

Волгоградский Казачий Округ при исчислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за 2012-2014 годы, Волгоградский Казачий Округ, руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона №212-ФЗ, применял пониженный тариф, пологая, что его основным видом деятельности является деятельность в области социального обслуживания населения.

УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда была проведена выездная проверка общества за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а так же достоверности и полноты индивидуальных сведений в соответствии со статьёй 16 Закона №27-ФЗ.

В ходе проверки УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда пришло к выводу о необоснованном применении обществом пониженного тарифа по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, поскольку осуществляемый заявителем вид деятельности (обеспечение общественного порядка и безопасности) не указан в пункте 1 статьи 58 Закона №212-ФЗ.

Неправомерное применение пониженного тарифа УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда было расценено, как предоставление недостоверных (неполных) индивидуальных сведений, что является нарушение требований норм Закона №27-ФЗ.

Результаты проверки оформлены актом от 27.03.2015 №044/040/11-2015, которым обществу было предложено в двухнедельный срок представить корректирующие формы индивидуальных сведений за проверенные периоды.

Решением УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда от 28.04.2015 №044/040/11-2015 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в виде штрафа в размере 59143,14 руб. Этим же решением заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд в общей сумме 295715,70 руб. и соответствующие пени по состоянию на 31.12.2014 в размере 51508,11 руб.

В связи с невыполнением требований, изложенных в акте проверки и непредставлением в двухнедельный срок корректирующих форм индивидуальных сведений, решением от 28.04.2015 №044/040/11-2015 к обществу применены финансовые санкции в размере 4165,01 руб.

Требованием УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда от 18.05.2015 №0440404010850 доначисленные суммы недоимки, штрафа и пени по состоянию на 18.05.2015 в общей сумме 417264,07 руб. предъявлены заявителю к уплате. 

Требованием УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда  от 15.05.2015 №044/040/11-2015 обществу предъявлены к уплате финансовые санкции в размере 4165,01 руб.

Требования Волгоградского Казачьего Округа  подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 8 Закона №27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с утверждёнными в установленном порядке формами документов и инструкциями.

В силу п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Согласно третьему абзацу статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчётный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из текста оспариваемого решения следует, что основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной третьим абзацем статьи 17 Закона № 27-ФЗ, явилось указание недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с неверным применением пониженного тарифа страховых взносов в 2012-2014 годах, а так же невыполнение страхователем предложений  органа контроля за уплатой страховых взносов по представлению корректирующих форм индивидуальных сведений в двухнедельный срок, указанный в акте проверки.

Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон и фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд установил, что спорные выплаты не включались страхователем в базу для исчисления страховых взносов, соответственно, страховые взносы не начислялись и общество не могло представить такие сведения.

Нормы Закона № 27-ФЗ не предусматривают обязанность страхователя по представлению сведений о выплатах, не включённых им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись.

Доводы фонда о том, что сведения, представленные заявителем, являются изначально недостоверными в результате применения пониженного тарифа, и так как на момент вынесения решения данные сведения не были откорректированы, заявитель правомерно привлечён к ответственности, судом отклоняются в связи с тем, что сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлёкший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 17 Закона № 27-ФЗ, а предусматривает иную меру ответственности, предусмотренную  частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Данный вывод суда не противоречит судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12, а так же Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2014 г. № Ф09-7248/14 по делу №А50-10037/2014.

Кроме того, следует отметить, что невыполнение предложений  органа контроля за уплатой страховых взносов об отражении сумм доначисленных страховых взносов по акту проверки в расчёте формы РСВ-1, а так же невыполнение предложений должностных лиц органов пенсионного фонда о представлении корректирующих форм индивидуальных сведений в срок, указанный в акте проверки, так же не образует состав правонарушения, предусмотренного статьёй 17 Закона № 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах привлечение заявителя к уплате финансовых санкций, предусмотренных третьим абзацем статьи 17 Закона № 27-ФЗ является неправомерным.

Таким образом, решение УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда № 044/040/11-2015 от 28.04.2015 подлежит признанию недействительным в части применения финансовых санкций, предусмотренных пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в размере  4165,01 руб.

По этим же основаниям подлежит признанию недействительным в полном объёме требование УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда от 15.05.2015 № 044/040/11-2015 об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в размере 4165,01 руб.

В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

Согласно части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта расчёты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Статьёй 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии частью 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в переходный период 2011 - 2027 года установлены пониженные тарифы страховых взносов.

Право на применение пониженных тарифов некоммерческими организациями предусмотрено пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона №212-ФЗ, в соответствии с которым таким правом пользуются некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющие упрощённую систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учётом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ) социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В силу ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 №195-ФЗ учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. При этом к предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

К категории учреждений социального обслуживания, перечисленных в перечне, закреплённом в ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 №195-ФЗ, заявитель не относится.

Как следует из материалов дела, Волгоградский Казачий Округ не осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, а так же Устава общества, основным видом деятельности Волгоградского Казачьего Округа является обеспечение общественного порядка и безопасности (ОКВЭД 75.24).

Следовательно, заявитель не имел права на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в 2012-2014 годах.

Неправомерное применение заявителем пониженных тарифов страховых взносов привело к их неуплате, что явилось правомерным основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в виде штрафа в размере 59143,14 руб.

Каких либо процессуальных нарушений со стороны УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда при вынесении оспариваемого решения и направления требования от 18.05.2015 №0440404010850 судом в ходе судебного разбирательства не установлено.

При таких обстоятельствах решение УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда от 28.04.2015 №044/040/11-2015 в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 59143,14 руб., а так же в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 295715,70 руб. и соответствующие пени по состоянию на 31.12.2014 в размере 51508,11 руб., а так же требование УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда от 18.05.2015 №0440404010850 в полном объёме соответствую закону и признанию недействительными не подлежат.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая, что требования Волгоградского Казачьего Округао признании недействительным решения  УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда от 28.04.2015 №044/040/11-2015 удовлетворены частично, а требование УПФР в Ворошиловском районе города Волгограда  от 15.05.2015 №044/040/11-2015 признано недействительным в полном объёме, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства и, руководствуясь главой 20 и статьями 71 и 201 АПК РФ, суд

Р  Е   Ш   И   Л:

Заявленные требования окружного казачьего общества «Волгоградский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское»   удовлетворить частично.

Признать недействительным решение УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда № 044/040/11-2015 от 28.04.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части применения финансовых санкций, предусмотренных пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в размере  4 165,01 руб.

Признать недействительным требование УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда от 15.05.2015 № 044/040/11-2015 об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в размере 4165,01 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Обязать УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда   устранить допущенные нарушения прав и законных интересов окружного казачьего общества «Волгоградский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».

Решение  арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Саратов) в течение месяца после его принятия подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                           И.В. Селезнев