ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-34246/18 от 26.11.2018 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Волгоград

«26» ноября 2018 г.

Дело № А12-34246/18

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи В.В.Репниковой,

рассмотрев в порядке упрошенного производства дело по заявлению Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557) к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе г.Волгограда (ИНН 3442058813, ОГРН 1023402642394)

о признании незаконным решения,

без вызова сторон

у с т а н о в и л:

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградкой области (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе г.Волгограда (далее – УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда, Управление, ответчик), в котором просит суд признать незаконным решение № 268 от 13.09.2018 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части привлечения Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 1 000 руб.

По мнению заявителя, он неправомерно привлечен к ответственности за правонарушение, которого он не совершал, поскольку дополняющую форму СЗВМ представил добровольно, самостоятельно выявив ошибку.

Ответчик против удовлетворения требований заявителя возражает, представил отзыв, полагает, что решение о привлечении предприятия к ответственности вынесено обоснованно.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Как следует из материалов дела, страхователь представил в УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда  исходную форму СЗВ-М за сентябрь 2017 год в сроки, установленные п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (12.10.2017). Впоследствии, установив, что при подаче первичных сведений была допущена техническая ошибка, по истечении сроков, указанных в (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ), страхователь 09.06.2018  представил в УПФ дополняющую форму СЗВ-М за указанный период.

Управлением проведена камеральная проверка представленных сведений,  по результатам которой решением № 268 от 13.09.2018 страхователь привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования в виде штрафа в размере 1000 руб. Заявителю вменено в вину несвоевременное представление сведений.

Страхователь, не согласившись с решением УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда, обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать его незаконным. По мнению страхователя, он самостоятельно выявил и устранил ошибки в  первоначально поданных сведениях, до обнаружения Управлением ошибок принял меры к их устранению.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение сторон, суд полагает, что требования страхователя подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Непредставление плательщиком страховых взносов либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, в установленный частью 2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ срок формы СЗВ-М влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (ч. 4 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Частями 5 - 19 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлена процедура привлечения к ответственности за совершение правонарушений при уклонении от представления сведений, представлении неполных и (или) недостоверных сведений страхователем, включая форму СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (утв. Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п).

В частности, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Таким образом, дополняющая или отменяющая формы СЗВ-М должны быть представлены в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления от Пенсионного фонда.

Суд приходит к выводу, что исходя из конструкции ст. 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может привлекаться к ответственности до того момента, когда Управление Пенсионного фонда обнаружит имеющиеся расхождения (ошибки).

Суд отмечает также, что срок для представления дополняющей или отменяющей формы СЗВ-М законодательно не установлен.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается управлением, что страхователь самостоятельно выявил  и направил дополняющие формы  СЗВ-М до выявления УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда указанного факта и направления в адрес страхователя соответствующего уведомления.

Доводы управления суд находит основанными на расширительном толковании норм действующего законодательства, что является недопустимым.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение о привлечении к ответственности является незаконным и подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь статьями 71, 167-171, 110 и 201 АПК РФ, суд

Р  Е   Ш   И   Л:

Заявление Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе г.Волгограда № 268 от 13.09.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в  установленном законом порядке.

Судья                                                                                                    В.В.Репникова