ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-34303/15 от 21.09.2015 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ruтелефон: (8442) 23-00-78    Факс: (8442) 24-04-60  

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                           Дело № А12- 34303/2015                 

«28» сентября  2015 года                    

            Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2015г., полный текст решения изготовлен 28.09.2015г. 

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя     ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к  

Квалификационной комиссии Волгоградской области для проведения аттестации на соответствие квалификационным  требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)  об  оспаривании решения

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Федеральное государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного  бюджетного  учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ИП ФИО1 лично, выписка из ЕГРИП от 29.07.2015г.,

от Комитета – ФИО2, представитель по доверенности № 189 от 11.08.2015г., ФИО3 представитель по доверенности  № 150 от 18.0.2015г.,

от Управления Росреестра  –  ФИО4 представитель по доверенности № 45 от 20.08.2015г.,

остальные – не явились, извещены;

установил:

Индивидуальный предприниматель   ФИО1 (далее –заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Квалификационной комиссии Волгоградской области для проведения аттестации на соответствие квалификационным  требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее –Квалификационная комиссия, Комитет) с требованиями о признании незаконными решения Квалификационной комиссии Волгоградской области для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, об аннулировании аттестата кадастрового инженера № 34-11-181, выданного Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области 11.02.2011г., выраженного в выписке из протокола заседания  № 34-15-4А от 20 июля 2015г.

В обоснование заявленных требований предприниматель приводит доводы о том, что обязанность по направлению уведомления, содержащее сведения, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», возлагается на кадастровых инженеров только в случае, если сведения, внесенные в государственный реестр кадастровых инженеров, были изменены.

По утверждению заявителя, на момент направления им уведомления, порядок и форма такого уведомления не была утверждена. По данным заявителя, уведомление кадастрового инженера от 17.02.2015г. было направлено им через МФЦ МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.

Представитель ответчика просит суд оставить требования  заявителя без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители  Управления Росрестра по Волгоградской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  поддерживает позицию ответчика, просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований, представлен отзыв.

Исследовав материалы арбитражного дела, оценив доводы и возражения участников дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что основанием для признания ненормативного правового акта государственного (или иного) органа недействительным, а решения – незаконным является совокупность двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту;                            2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей и (или) создающее препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.

В  силу части 3 статьи 189, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств законности оспариваемого решения (действия, бездействия) возлагается на орган, принявший это решение.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 имел квалификационный аттестат кадастрового инженера и осуществлял предпринимательскую деятельность в соответствии с указанным аттестатом.

В соответствии с п.3 статьи 5 Федерального закона от 23.07.2013 №250- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» кадастровые инженеры обязаны были представить в орган кадастрового учета в период с 01.01.2014 по 01.04.2014 уведомление, содержащее новый состав сведений, установленных частью 2 статьи 30 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Непредставление кадастровым инженером данного уведомления в установленный срок служит основанием для принятия соответствующей квалификационной комиссией решения об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера на основании п.5 статьи 7 статьи 29 Федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Волгоградской области, в рамках ведения государственного реестра кадастровых инженеров, в соответствии с пунктом 12 приказа Минэкономразвития России от 20.09.2010 №444 уведомило Комитет о факте нарушения кадастровым инженером ФИО1 сроков предоставления уведомления.

Согласно письму Росреестра от 15.05.2015 №07-03179/15 уведомление от ФИО1 поступило 19.11.2014, которое также как и последующие два уведомления от 11.12.2014 и 19.12.2014 были возвращены по причине нарушения пункта 9 Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.09.2009 №444.

Согласно письму Росреестра от 15.07.2015 №07-04668/15 с нарушением установленного срока поступило уведомление кадастрового инженера ФИО1 от 04.06.2015, направленное во исполнение пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 23.07.2013 №250-ФЗ.

На основании указанного факта нарушения ФИО1                             Федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 29          июня и 20 июля 2015 состоялись заседания квалификационной комиссии по рассмотрению обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера Волгоградской области.

На заседание комиссии был приглашен кадастровый инженер ФИО1 для выяснения обстоятельств непредставления в орган кадастрового учета обновленного перечня сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 221-ФЗ.

Рассмотрев обстоятельства непредставления кадастровым инженером ФИО1 обновленного перечня сведений, установленных ч. 2 ст.30 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в срок, предусмотренный п. 3 ст. 5 Федерального закона № 250-ФЗ, заслушав пояснения и доводы кадастрового инженера, приглашенного на заседание квалификационной комиссии Волгоградской области, а также принимая во внимание информацию, представленную Росреестром, квалификационной комиссией Волгоградской области правомочной принимать решения по вопросам повестки дня по итогам проведенного заседания (протокол от 20.07.2015) было принято решение об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера ФИО1

Как следует из решенияквалификационной комиссии Волгоградской области,  основанием для аннулирования аттестата послужили выводы комиссиио не предоставлении в орган кадастрового учета обновленного перечня сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 221-ФЗ.

Доводы заявителя о том, что им было направлено такое уведомление через МБУ «МФЦ» еще в феврале 2014 года, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Прием и передача в органы Федеральной службы  Росреестра уведомлений о внесении сведений о кадастровом инженере не входит в перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организовано в МБУ «МФЦ» по принципу одного окна. По сведениям МБУ «МФЦ» 19.02.2014г. письмо                       ФИО1 было перенаправлено в Управление Росреестра для рассмотрения по существу.

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что находилось в отправленном письме; опись вложения, уведомление о вручении в материалы дела не представлены.

По данным Управления Росреестра, в период с  01.01.2014г. по 01.04.2014г.  документы от ФИО1, в том числе от МБУ «МФЦ» в Управление не поступали и не регистрировались.

По сведениям Кадастровой палаты Волгоградской области, такого уведомления от кадастрового инженера ФИО1 в  Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного  бюджетного  учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области, также не поступало.

В соответствии с частью 2 статьи 30 ФЗ-221, в государственный реестр кадастровых инженеров вносятся следующие сведения о кадастровом инженере:                           1) фамилия, имя, отчество; 2.1) страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации; 3) номер контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером; 5) дата выдачи квалификационного аттестата и идентификационный номер данного аттестата; 6) дата и основание аннулирования квалификационного аттестата, включая срок дисквалификации кадастрового инженера или срок, в течение которого кадастровый инженер лишен права осуществлять кадастровую деятельность; 7) сведения о форме организации кадастровой деятельности в объеме сведений, установленных порядком ведения государственного реестра кадастровых инженеров; 8) сведения о саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности, членом которой является кадастровый инженер (если кадастровый инженер является членом такой саморегулируемой организации), в объеме сведений, установленных порядком ведения государственного реестра кадастровых инженеров; 9) сведения о результатах профессиональной деятельности кадастрового инженера в объеме сведений, установленных порядком ведения государственного реестра кадастровых инженеров.

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", с 1 января 2014 года по 1 апреля 2014 года кадастровые инженеры обязаны представить в орган кадастрового учета уведомление, содержащее сведения, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона). Положения пункта 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также подлежат применению при непредставлении указанного в настоящей части уведомления.

В части 6 статьи 30 ФЗ-221 предусмотрено, что соответствующее уведомление в письменной форме, заверенное подписью и печатью кадастрового инженера, представляется в указанные органы кадастровым инженером или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении (в редакции, действующей в период с 01.01.2014 по настоящее время).

Однако, данные требования в период с 01.01.2014г. 01.04.2014г. кадастровым инженером  ИП ФИО1, выполнены не были.

Частью 3 статьи 5 Закона № 250-ФЗ предусмотрено, что непредставление кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления влечет аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера в соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 29 Закона о кадастре.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утвержденного приказом Минэкономразвития России                               от 20 сентября 2009 г. № 444 (далее - Порядок), орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения от кадастрового инженера уведомления, направляемого в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 30 и (или) частью 3 статьи 31 Закона о кадастре, вносит содержащиеся в таком уведомлении сведения в государственный реестр кадастровых инженеров.

Указанное уведомление в письменной форме, заверенное подписью и печатью кадастрового инженера, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 6, 7 пункта 4 Порядка. Рекомендуемая форма уведомления, содержащего сведения о кадастровом инженере, размещается на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».

При этом письмом Минэкономразвития России от 29 января 2014 г. № 1347-ПК/Д23и рекомендуемая форма уведомления была направлена в Росреестр.

Согласно пункту 22 Порядка сведения, содержащиеся в документах, указанных в пунктах 7, 8, 9, 10, 13 Порядка, подлежат отражению в государственном реестре кадастровых инженеров при условии соответствия содержания и способа их представления (направления) в орган кадастрового учета статьям 29 - 30 Закона о кадастре и Порядка.

В случае представления (направления) документов  с нарушением указанных требований, орган кадастрового учета в срок не более семи рабочих дней (максимальный срок) возвращает такие документы с указанием причин возврата, с обязательной ссылкой на положения Закона о кадастре или Порядка, которые были нарушены.

В силу пункта 15 Приказа Минэкономразвития России от 20.09.2010 N 444 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров и Порядка предоставления сведений о кадастровом инженере, содержащихся в государственном реестре кадастровых инженеров" (в редакции, действующий в спорный период с 01.01.2014г. по 01.04.2014г.), уведомление, предусмотренное пунктом 9 настоящего Порядка, представляется в орган кадастрового учета на бумажном носителе при личном обращении или посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.

В силу п.5 ч.7 ст.29 Закона о кадастре квалификационный аттестат аннулируется в случае непредставления кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующего уведомления. Данных о поступлении такого уведомления в установленный законом срок материалы дела не содержат.

Непосредственно принятое квалификационной комиссией решение об аннулировании квалификационного аттестата ФИО1 (среди других 72 кадастровых инженеров), оформленное в протоколе от 20.07.2015г. № 34-2015-4а, содержит ссылки на нормы права и основания аннулирования квалификационного аттестата.

При таких обстоятельствах, суд считает, что квалификационной комиссией принято законное и обоснованное решениев отношении ИП ФИО1  об аннулировании  аттестата кадастрового инженера №34-11-181.

При этом, суд признает несостоятельными доводы заявителя о  несоответствии состава квалификационной комиссии Волгоградской области установленным требованиям.

Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям,  предъявляемым к кадастровым инженерам закреплены в Приказе Минэкономразвития России от 22.01.2010 N 23 "Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера".

В соответствии с указанным приказом Минэкономразвития России комитетом по управлению государственным имуществом принято распоряжение от 31.03.2010 №531-р «Об утверждении персонального состава квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам», которое соответствует по составу комиссии предъявляемым требованиям.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает основанийдля признания  решения квалификационной комиссии незаконным, так как оно вынесено в порядке, предусмотренном действующим законодательством и в пределах компетенции уполномоченного на то органа. В удовлетворении требований заявителя следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, в силу требований ч.5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятые судом обеспечительные меры подлежат отмене.

             Руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд              

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя     ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения Квалификационной комиссии Волгоградской области для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, об аннулировании аттестата кадастрового инженера                       № 34-11-181, выданного Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области 11.02.2011г., выраженного в выписке из протокола заседания                  № 34-15-4А от 20 июля 2015г.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.07.2015г., в виде приостановления действия решения  Квалификационной комиссии Волгоградской области для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, об аннулировании аттестата кадастрового инженера   № 34-11-181, выданного Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области 11.02.2011г., выраженного в протоколе заседания № 34-15-4А от 20.07.2015г.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

 Судья                                                                                              И.В. Кулик