ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-34547/2021 от 24.06.2022 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Волгоград

29 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2022

Решение суда в полном объеме изготовлено 29.06.2022

Дело № А12-34547/2021

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Л.В. Костровой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Г. Ломакиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВолгаСтрой -Лайн» (ИНН 3448047141, ОГРН 1093461001974) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Волгоградской области (ИНН 3441027202 ОГРН 1043400221149) о признании незаконными решений,

с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц – УФНС России по Волгоградской области, МИФНС России №10 по Волгоградской области,

при участии в заседании:

от общества: Игнатенко И.О., директор, решение от 26.01.2021 №3, приказ от 07.02.2011 №1,

от МИФНС №2: Балакшина В.В. по доверенности от 10.01.2022,

от МИФНС России №10 по Волгоградской области: Комарова А.О. по доверенности от  10.01.2022, Пеньковская С.В. по доверенности от 10.01.2022,

от УФНС России по Волгоградской области: Леднев В.Г. по доверенности от 10.01.2022.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаСтрой - Лайн» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать недействительными:

- решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Волгоградской области от 30.04.2021 №1878,

- решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Волгоградской области от 08.06.2021 №1339.

Налоговые органы требования не признали, представили отзывы, дополнения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение сторон, суд оснований для удовлетворения требований общества не находит исходя из следующего.

Межрайонной ИФНС России №2 по Волгоградской области с 30.04.2019 осуществляются функции по взысканию (урегулированию) с налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей задолженности, в т.ч. по процессным механизмам взыскания (направление требований об уплате, взыскание с банковских счетов, приостановление (разблокирование) операций по счетам, взыскание за счет имущества должника, арест имущества налогоплательщиков в порядке ст. 77 НК РФ).

Согласно сведениям ПК АИС «Налог-3» ООО «ВолгаСтрой-Лайн» с 03.02.2011 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области.

По результатам проведенных Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области в отношении ООО «ВолгаСтрой-Лайн» налоговых проверок были в соответствии со ст. 101 НК РФ вынесены следующие решения по камеральным налоговым проверкам:

-решение от 08.07.2020 № 1695 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (вступило в законную силу 24.08.2020);

-решение от 06.08.2020 №3219 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (вступило в законную силу 22.09.2020);

-решение от 28.12.2020 № 5166 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (вступило в законную силу 15.02.2021);

-решение от 28.12.2020 № 5164 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (вступило в законную силу 15.02.2021);

-решение от 05.11.2020 № 4212 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (вступило в законную силу 12.03.2021);

-решение от 05.11.2020 № 4218 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (вступило в законную силу 12.03.2021).

Суд отмечает, что общество, заявляя доводы об истечении сроков на принятие мер по взысканию налогов, пени, штрафов ссылается только на нарушение налоговым органом  сроков только при проведении камеральных проверок по НДС за 3, 4 кварталы 2019г., результатом которых явились решения от 05.11.2020 №4218, № 4212.

Соблюдение сроков на принятие иных решений обществом в рамках настоящего дела не оспаривается.

В соответствии с п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа.

В соответствии с п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.

В связи с вступлением в законную силу вышеуказанных решений Долговым центром в адрес ООО «ВолгаСтрой-Лайн» выставлены следующие требования:

-№ 39032 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 28.08.2020 на общую сумму 468,00 руб. (штраф) со сроком исполнения до 13.10.2020;

-№ 40469 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 25.09.2020 на общую сумму 390,00 руб. (штраф) со сроком исполнения до 11.11.2020;

-№ 6724 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 19.02.2021 на общую сумму 780,00 руб. (штраф) со сроком исполнения до 24.03.2021;

-6745 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 19.02.2021 на общую сумму 312,00 руб. (штраф) со сроком исполнения до 24.03.2021;

-№ 8821 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 19.03.2021 на общую сумму 187 991,17 руб., в том числе по налогу - 146 478,00 руб., по пени

-11 410,17 руб., по штрафу 30 103,00 руб., со сроком исполнения до 16.04.2021;

-№ 8822 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 19.03.2021 на общую сумму 861 043,94 руб., в том числе по налогу - 655 333,00 руб., по пени

-76 021,94 руб., по штрафу - 129 689,00 руб., со сроком исполнения до 16.04.2021.

В соответствии с п. 1 ст. 46 НК НРФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства по ст. 46 НК РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

В соответствии абз. 3 ч.3 ст.46 НК, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с п.1 ст.76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа.

В соответствии с п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 76 НК РФ ввиду неисполнения ООО «ВолгаСтрой- Лайн» вышеуказанных требований Долговым центром 30.04.2021 были вынесены решения №1878 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств и №5584,5585 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств на общую сумму 1 050 985,11 руб., в банк направлены инкассовые поручения №7752-7765.

04.05.2021 была частично погашена задолженность ООО «ВолгаСтрой-Лайн» по решению от 30.04.2021 №1878 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, на основании выставленных в отношении налогоплательщика инкассовых поручений от 30.04.2021 №7752,7755-7758.

Кроме того, Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области была зачтена уплата в размере 2770,00 руб. в счет погашения задолженности по решению от 30.04.2021 №1878 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.

В соответствии с п.1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в т.ч. за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика организации (индивидуального предпринимателя) представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога; неуплаты налогоплательщиком в установленный срок суммы налога; вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога; отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

Согласно п.31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1,6,10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

При этом, как вытекает из правовых позиций, выраженных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 №11254/12, от 29.11.2011 № 7551/11, от 21.06.2011 № 16705/10, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнений), которая начинается с выставления требования об уплате налога.

Аналогичная позиция выражена в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ, доведенном до арбитражных судов информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 №71.

По мнению ответчиков, само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смешению сроков, относящихся к различным административным процедурам - сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах, и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства.

При этом, как правомерно отметили налоговые органы, в отличие от процедуры взыскания задолженности, нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер - как объективный (например, не поступление ответов налоговому органу на направленные им запросы иным лицам, позднее поступления ответов от уполномоченных органов других государств в рамках обмена информацией), так и субъективный (необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, на подготовку дополнительных возражений и т.п.).

В то же время в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 НК РФ установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.

В случае превышения двухлетнего срока, возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки могут быть заявлены налогоплательщиком как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налоге, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности, что согласуется с пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57.

Так в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 307-ЭС21-2135 от 05.07.2021 указано, что по смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом.

В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд. Превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 Налогового кодекса, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.

Ответчик отмечает, что в установленные сроки он инициировал процедуру принудительного взыскания спорной задолженности по налогам, пеням, штрафам в отношении налогоплательщика только после  вступления в силу решения от решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.11.2020 № 4218, 4212.

Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2020 N 307-ЭС20-13083.

Ответчики отметили, что изложенные обществом в заявлении обстоятельства, в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ, не являются нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку не нарушают прав налогоплательщика и не возлагают на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей.

Материалы дела подтверждают доводы налоговых органов о том, что более позднее вступление в силу решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.11.2020 № 4218, 4212, на которые в обоснование своих требований ссылается общество, не привело к фактам неправомерного взыскания соответствующей задолженности до вступления его в силу и не привело к возникновению каких-либо дополнительных налоговых обязательств у налогоплательщика.

Представленные налоговыми органами доказательства и расчеты свидетельствуют, что сроки принятия налоговыми органами мероприятий в рамках проведенных проверок соответствовали требованиям законодательства, были обусловлены необходимостью соблюдения прав проверяемого налогоплательщика.

Так, в соответствии с. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.

По решению Инспекции № 4218 от 05.11.2020:

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчет № 952255607) по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 представленной ООО «ВолгаСтрой-Лайн» 15.03.2020.

Камеральная налоговая проверка проводилась в период с 15.03.2020 по 15.06.2020 (13.05.2020 принято решение № 985936934 от 13.05.2020 о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки).

25.06.2020 составлен акт камеральной налоговой проверки № 30981.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот фщсг отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

02.07.2020 заказным письмом № 12-15/018606 акт проверки направлен ООО «ВолгаСтрой-Лайн» по юридическому адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, что подтверждается почтовым идентификатором № 80081950590694.

Согласно правовой позиции, сформулированной в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговые органы пояснили, что в виду не получения Обществом корреспонденции направленной Инспекцией по юридическому адресу, а также с целью соблюдении законных прав и интересов налогоплательщика, а именно соблюдения права на участие при рассмотрении материалов налоговой проверки, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, посредством ТКС.

Так извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 2633 от 08.07.2020 направлено по ТКС и получено налогоплательщиком, согласно данным АИС налог -3 15.07.2020.

Пунктом 6 ст. 100 НК РФ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Согласно указанного извещения рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки было назначено на 18.08.2020, т.е. налогоплательщику был предоставлен с в соответствии с п.6 ст. 100 НК РФ срок на подачу возражений на акт налоговой проверки.

Более того, налогоплательщик, в период срока, п. 6 ст. 100, может ознакомиться с материалами проверки. Данный факт осуществляется на основании его заявления (в произвольной форме), такая возможность должна быть предоставлена не позже чем через два дня, допустимо помимо визуального осмотра, как изготовление выписок, так и снятие копий, а его окончание завершается протоколом ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ; Письмо Минфина России от 03.09.2018 N 03-02-08/62690; Приложение N 30 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@). Заявитель данным правом также не воспользовался.

Таким образом, налогоплательщик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако заявитель на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки не явился, возражений на акт налоговой проверки не представил.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Инспекцией 27.08.2020 вынесено решение № 57 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данное решение было обжаловано налогоплательщиком в УФНС России по Волгоградской области.

По результатом анализа доводов, изложенных в жалобе, Инспекция обратилась в УФНС России по Волгоградской области в соответствии с п.3 ст. 31 НК РФ об отмене вышеуказанного решения.

Решением № 45 от 29.09.2020 решение Инспекции от 27.08.2020 № 57 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и № 20 о продлении срока рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки по уточненной (корректировка № 2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 отменено.

Также решением УФНС России по Волгоградской области указано на проведение повторного рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.

Материалы камеральной проверки были рассмотрены с участием директора общества, о чем составлен протокол, копия которого вручена налогоплательщику.

Замечаний к протоколу налогоплательщиком выражено не было. В строке протокола «замечания к протоколу» стоит прочерк, и собственноручная подпись Игнатенко И.О. Таким образом, протокол рассмотрения материалов налоговой проверки подписан без замечаний.

16.10.2020 также была вручена копия акта камеральной налоговой проверки.

В протоколе также имеется отметка о разъяснении даты принятия решения 30.10.2020.

Руководителем организации при рассмотрении материалов налоговой проверки представлены пояснения, о том, что извещение и акт камеральной налоговой проверки по НДС за 3 квартал 2019 года им не получены, в связи с чем, срок представления возражений «будет считаться с момента получения копии акта». Иные возражения на акт камеральной налоговой проверки налогоплательщиком, не представлены.

Пунктом 1. ст. 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

05.11.2020 Инспекцией по результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 25.06.2020 № 3098, всех имеющихся материалов проверки, вынесено решение № 4218 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое получено лично руководителем ООО «ВолгаСтрой-Лайн» Игнатенко И.О. 12.11.2020.

В Определении Верховного Суда РФ от 21.08.2019 N 309-ЭС19-13355 по делу NА50-24146/2018 отмечено, что вопреки доводам заявителя судами отмечено, что факт нарушения сроков рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам не является безусловным основанием для признания решения недействительным, предпринимателем реализовано право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, им представлялись возражения, дополнительные документы, он также был ознакомлен с дополнительно полученными инспекцией материалами, обладал всей необходимой информацией.

Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 29.08.2019 № 305-ЭС19-13947 по делу N А40-222695/2018, сроки проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее итогам не являются пресекательными, их истечение не препятствует выявлению налоговым органом фактов неуплаты налога.

В соответствии со с п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба ООО «ВолгаСтрой-Лайн» поступила в Инспекцию 11.12.2020 (вх. № 51064), в установленный налоговым законодательством срок 16.12.2020 перенаправлена в УФНС России по Волгоградской области для рассмотрения и вынесения решения по существу изложенных доводов.

Согласно п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решением от 18.01.2021 № 8, срок рассмотрения апелляционной жалобы продлен до 16.02.2021 включительно, при этом, данное решение направлено в адрес налогоплательщика по ТКС 20.01.2021 и получено организацией 24.01.2021, о чем свидетельствует квитанция о приеме электронного документа.

Решением ВНО от 12.03.2021 №117 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, которое также направлено в адрес налогоплательщика по ТКС 17.03.2021 и получено им 23.03.2021.

Пунктом 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что в соответствии с п. 9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Таким образом, все меры, связанные с принудительным взысканием по решению налогового органа, приостановлены до вынесения решения ВНО.

В рассматриваемом случае, оспариваемое решение Инспекции вступило в силу 12.03.2021, меры принудительного взыскания в отношении Общества не применялись.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

19.03.2021 составлено и направлено в адрес Общества требование № 8822 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

Согласно указано требования срок погашения задолженности в добровольном порядке установлен до 16.04.2021.

В соответствии с ст. 46 НК РФ решение о взыскании задолженности за счет денежных средств принимается после истечения срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.         

Таким образом, суд соглашается с доводами налоговых органов о том, что сроки, указанные Обществом в заявлении, являются ошибочными, доводы организации приведены без учета материалов налоговой проверки и направленных в адрес налогоплательщика документов как посредством заказной корреспонденции, так и посредством ТКС.

13.04.2021 определением Арбитражного суда Волгоградской области принято заявление о признании незаконным решения Инспекции №4218 от 05.11.2020.

Решением от 21.06.2021 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-9145/2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 решение первой инстанции оставлено в силе, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

25.11.2021 постановлением Арбитражного суда Поволжского округа кассационная жалоба Общества по делу А12-9145/2021 оставлена без удовлетворения.

По решению Инспекции № 4212 от 05.11.2020:

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчет № 939363511) по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 представленной ООО «ВолгаСтрой-Лайн» 20.02.2020.

Камеральная налоговая проверка проводилась в период с 20.02.2020 по 20.05.2020.

03.06.2020 составлен акт камеральной налоговой проверки № 2443.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

15.06.2020 заказным письмом № 12-15/017269 акт проверки направлен ООО «ВолгаСтрой-Лайн» по юридическому адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, что подтверждается почтовым идентификатором № 80092149164046. По данным сайта Почты России имеется несколько отметок о неудачных попытках вручения почтовой корреспонденции.

Согласно правовой позиции, сформулированной в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговые органы отметили, что в виду не получения Обществом корреспонденции направленной Инспекцией по юридическому адресу, а также с целью соблюдении законных прав и интересов налогоплательщика, а именно соблюдения права на участие при рассмотрении материалов налоговой проверки, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, посредством ТКС.

Так, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 2633 от 08.07.2020 направлено по ТКС и получено налогоплательщиком, согласно данным АИС налог -3 15.07.2020.

Пунктом 6 ст. 100 НК РФ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Согласно указанного извещения рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки было назначено на 27.07.2020.

Более того, налогоплательщик, в период срока, п. 6 ст. 100, может ознакомиться с материалами проверки. Данный факт осуществляется на основании его заявления (в произвольной форме), такая возможность должна быть предоставлена не позже чем через два дня, допустимо помимо визуального осмотра, как изготовление выписок, так и снятие копий, а его окончание завершается протоколом ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ; Письмо Минфина России от 03.09.2018 N 03-02-08/62690; Приложение N 30 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@). Заявитель данным правом также не воспользовался.

Таким образом, налогоплательщик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Вместе с тем, заявитель на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки не явился, возражений на акт налоговой проверки не представил.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Инспекцией 03.08.2020 вынесено решение № 45 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данное решение было обжаловано налогоплательщиком в УФНС России по Волгоградской области.

По результатом анализа доводов, изложенных в жалобе, Инспекция обратилась в УФНС России по Волгоградской области в соответствии с п.3 ст. 31 НК РФ об отмене вышеуказанное решения.

Решением № 44 от 29.09.2020 решение Инспекции от 03.08.2020 № 45 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и № 28 о продлении срока рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 отменено.

Также решением УФНС России по Волгоградской области указано на проведение повторного рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.

16.10.2020 материалы камеральной проверки были рассмотрены с участием директора общества, о чем составлен протокол, копия которого вручена налогоплательщику.

Замечаний к протоколу налогоплательщиком выражено не было. В строке протокола «замечания к протоколу» стоит прочерк, и собственноручная подпись Игнатенко И.О. Таким образом, протокол рассмотрения материалов налоговой проверки подписан без замечаний.

16.10.2020 также была вручена копия акта камеральной налоговой проверки.

В протоколе также имеется отметка о разъяснении даты принятия решения 30.10.2020.

Руководителем организации при рассмотрении материалов налоговой проверки представлены пояснения, о том, что извещение и акт камеральной налоговой проверки по НДС за 4 квартал 2019 года им не получены, в связи с чем, срок представления возражений «будет считаться с момента получения копии акта». Иные возражений на акт камеральной налоговой проверки налогоплательщиком, не представлены.

Пунктом 1. ст. 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

05.11.2020 Инспекцией по результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 03.06.2020 № 2443, всех имеющихся материалов проверки, вынесено решение № 4212 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое получено лично руководителем общества 12.11.2020.

В соответствии со с п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба ООО «ВолгаСтрой-Лайн» поступила в Инспекцию 11.12.2020 (вх. № 51063), в установленный налоговым законодательством срок 16.12.2020 перенаправлена в УФНС России по Волгоградской области для рассмотрения и вынесения решения по существу изложенных доводов.

Согласно п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решением от 18.01.2021 № 7, срок рассмотрения апелляционной жалобы продлен до 16.02.2021 включительно, при этом, данное решение направлено в адрес налогоплательщика по ТКС 20.01.2021 и получено организацией 24.01.2021, о чем свидетельствует квитанция о приеме электронного документа.

Решением ВНО от 12.03.2021 №116 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, которое также направлено в адрес налогоплательщика по ТКС 17.03.2021 и получено им 23.03.2021.

Пунктом 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что в соответствии с п. 9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Таким образом, все меры, связанные с принудительным взысканием по решению налогового органа, приостановлены до вынесения решения ВНО.

В рассматриваемом случае, оспариваемое решение Инспекции вступило в силу 12.03.2021, меры принудительного взыскания в отношении Общества не применялись.

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

19.03.2021 составлено и направлено в адрес Общества требование № 8821 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

Согласно требованию срок погашения задолженности в добровольном порядке установлен до 16.04.2021.                                                      -

В соответствии с ст. 46 НК РФ решение о взыскании задолженности за счет денежных средств принимается после истечения срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Таким образом, сроки, указанные Обществом в рассматриваемой жалобе, являются ошибочными, доводы организации приведены без учета материалов налоговой проверки и направленных в адрес налогоплательщика документа как посредством заказной корреспонденции, так и посредством ТКС.

13.04.2021 определением Арбитражного суда Волгоградской области принято заявление о признании незаконным решения Инспекции №4218 от 05.11.2020.

Решением от 27.07.2021 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12- 9144/2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 решение первой инстанции оставлено в силе, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

23.12.2021 постановлением Арбитражного суда Поволжского округа кассационная жалоба Общества по делу А12-9144/2021 оставлена без удовлетворения.

Кроме того, ч. 2 ст. 69 АПК РФ закреплено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее  рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доводы заявителя относительно предельных сроков на вынесение решения о взыскании в принудительном порядке, являются необоснованными.

Правильность произведенных налоговыми органами расчетов судом проверена.

Доводы общества основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Ссылку общества на судебную практику суд находит несостоятельной, поскольку в рамках настоящего дела исследовались иные обстоятельства.

Иные доводы общества об обоснованности заявленных требований не свидетельствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления  отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии решений (определений) на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                         Кострова Л.В.