ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-36081/14 от 01.12.2014 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-36081/2014

«01» декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.12.2014г., полный текст решения изготовлен 01.12.2014г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эталон красоты» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решения антимонопольного органа

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: ФИО1

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от антимонопольного органа – ФИО2 представитель по доверенности № 01-03/37-01 от 09.01.2014г.;

от третьего лица – ФИО1 лично, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эталон красоты» (далее – заявитель, общество, ООО «Эталон красоты») обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС, ответчик) о признании недействительным решения УФАС по Волгоградской области от 08 июля 2014 года по делу № 14-03-5-02/271 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющиего самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечена: ФИО1.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемое решение УФАС является незаконным, а потому нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По мнению заявителя, общество распространяло достоверную информацию о свойствах косметики «Дешели» серии «Crystal Youth», в том числе распространяемую на интернет-сайте http://desheli.gidm.ru/, в связи с чем, у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания ООО «Эталон» нарушившим законодательство о рекламе.

Заявитель в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области с требованиями не согласилось, считает их необоснованными.

Третье лицо поддерживает позицию УФАС по Волгоградской области, пояснив, что в результате применения косметики «Дешели» серии «Crystal Youth» был причинен вред ее здоровью.

Исследовав материалы арбитражного дела, изучив представленные документы, оценив доводы и возражения участников дела, суд считает, что требования заявителя о признании недействительным решения УФАС не подлежат удовлетворению.

Основанием для проведения УФАС по Волгоградской проверки и вынесения оспариваемого решения явилось поступившее заявление ФИО1, в котором сообщалось о размещении ООО «Эталон» недостоверной информации относительно косметики марки «Дешели» на Интернет-сайте http://desheli.gidm.ru/.

В подтверждение своего обращения ФИО1 представила документы: скриншоты листов Интернет-журнала «Дешели», копия из косметологической карты клиента, скриншоты страниц различных интернет-сайтов, на которых имеется информация об аналогичной продукции, копии листов-вкладышей к косметическим средствам от 2013 г. и 2014 г., копия претензии Д.М.М. в адрес ООО «Эталон красоты», копия ответа на заявление ФИО1 в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области.

При обращении в косметический салон «Эталон красоты» заявительнице были описаны уникальные свойства косметики «Дешели» серии «Crystal Youth». Позднее аналогичную информацию заявительница прочитала на интернет-сайте http://desheli.gidm.ru/.

После покупки и начала использования косметических средств данной серии ФИО1 не обнаружила эффекта, который ей обещали при покупке.

Для установления причин она обратилась в салон с требованием предоставить ей документы, свидетельствующие о составе проданных ей косметических средств, однако ей в этом было отказано. За защитой своих прав третье лицо ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области).

По итогам рассмотрения ее заявления Управлением Роспотребназора по Волгоградской области было установлено, что покупатели были введены в заблуждение относительно состава косметических средств линии «Crystal Youth», поскольку компоненты с названием «умные кристаллы» содержатся только в двух продуктах линии, а в остальных продуктах косметической линии не содержатся.

В ходе рассмотрения заявления УФАС был произведен осмотр интернет-сайта http://desheli.gidm.ru/

В результате данного осмотра было установлено, что на интернет- сайте http://desheli.gidm.ru/ имеется информация следующего содержания: «основными компонентами комплекса «Crystal Youth» («Кристалл молодости») являются минералы Мертвого моря, растительные экстракты, натуральные масла, новые клеточные технологии и «умные кристаллы», что подтверждается актом осмотра Интернет-сайтов № 100-Р от 13.03.2014 г.

В целях полного и всестороннего рассмотрения заявления УФАС по Волгоградской области в адрес Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области был направлен запрос о предоставлении информации о результатах рассмотрения заявления ФИО1

Письмом (вх. № 3927 от 19.05.2014 г.) Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области сообщило, что на момент проверки в реализации ООО «Эталон» находился набор парфюмерно-косметической продукции торговой маржей «Desheli» серии «CRYSTAL YOUTH anti age» для ухода за зрелой кожей (после 35 лет) в количестве 10 косметических средств стоимостью 49900 рублей.

В брошюре, прилагаемой к данному набору косметических средств, указано, что в производстве данной серии используются новейшие технологии «Интеллигентные кристаллы».

Данные кристаллы предназначены для усиления воздействия косметических препаратов, в состав которых они входят, обеспечивая максимальную эффективность его активных компонентов.

Однако данные кристаллы содержатся только в двух товарах данной серии - в дневном увлажняющем креме и ночном фитокреме.

Таким образом, потребители вводились в заблуждение относительно состава продуктов серии «CRYSTAL YOUTH anti age».

По итогам проведенных Управлением Роспотребнадзора контрольных мероприятий, ООО «Эталон красоты» было привлечено в административной ответственности.

Определением от 21.05.2014г. УФАС по Волгоградской области в отношении ООО «Эталон красоты» было возбуждено дело № 14-03-5-02/271 по признакам нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»

После возбуждения дела № 14-03-5-02/271 в адрес Волгоградского УФАС России поступили материалы проверки, проводимой Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, в отношении ООО «Эталон красоты», с подробным заключением специалистов Управления Роспотребнадзора о проводимых в ходе проверки контрольных мероприятий.

В связи с письменным ходатайством ООО «Эталон красоты» рассмотрение дела № 14-03-5-02/271 было отложено (Определение от 10.06.2014 г.).

В ответ на запрос информации, содержащийся в Определении о возбуждении дела № 14-03-5-02/271, а также в Определении об отложении рассмотрения дела, ООО «Эталон красоты» представило письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела.

Согласно данным объяснениям, «интеллигентные кристаллы» - это кристаллы сахарозы правильной геометрии с многоуровневой структурой, которые способны запоминать кодовую частотную характеристику человеческого организма или отдельного его органа (в данном случае - кожи). Частотная характеристика гладкой, здоровой кожи, «записанная» на кристалл, позволяет достигать наиболее положительный эффект при применении косметики серии «CRYSTAL YOUTH anti age», поэтому «интеллигентные кристаллы» входят в состав дневного и ночного крема, т.е. тех средств, при использовании которых кристаллы способны оказать максимальное воздействие.

Вместе с тем, косметика продается в наборе из 10 наименований (по отдельности косметические средства не продаются), объединенных общим наименованием «CRYSTAL YOUTH anti age», поскольку все элементы набора дополняют друг друга и для достижения эффекта использовать их рекомендуется в совокупности; логотипом данной продукции является кристалл. Подтверждение формулировок об уникальности данных средств ООО «Эталон красоты» не представило.

Комиссией Волгоградского УФАС России, с учетом информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, а также представленных объяснений ООО «Эталон красоты», принято решение от 08 июля 2014 года по делу № 14-03-5-02/271 о признании рекламы косметических средств марки Desheli серии «CRYSTAL YOUTH anti age», распространяемой ООО «Эталон красоты» на интернет- сайте http://desheli.gidm.ru/ ненадлежащей, нарушающей п.2 ч.3 ст.5, п.1 ч.2 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Суд считает принятое УФАС решение законным и обоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с Письмом ФАС России от 05.04.2007 г. № АЦ/4624, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования.

В соответствии с пп. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Соответственно, положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 "О рекламе" распространяются, в том числе, и на рекламу, размещаемую в сети Интернет.

Информация о серии парфюмерно-косметических средств марки «Дешели» серии «CRYSTAL YOUTH anti age», размещенная на интернет-сайте http://desheli.gidm.ru/. является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- информация размещена на интернет-сайте http ://desheli. gidm.ru/.

- адресована неопределенному кругу лиц-посетителей сайта http://desheli.gidm.ru/:

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Объектом рекламирования в данном случае является линия парфюмерно-косметических средств «CRYSTAL YOUTH anti age» («Кристалл молодости») марки «Дешели».

Специальных положений, устанавливающих требования к порядку размещения рекламы в сети Интернет, Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 "О рекламе" не содержит.

Однако реклама, размещаемая в сети Интернет, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области было установлено, что компонент «Интеллигентные кристаллы» («умные кристаллы») содержатся только в двух из десяти парфюмерно-косметических средств, тогда как в рекламе указано, что «умные кристаллы» являются основным компонентом всего комплекса средств «CRYSTAL YOUTH anti age» («Кристалл молодости»).

Таким образом, информация, содержащаяся в рекламе косметических средств «Дешели» на интернет-сайте http://desheli.gidm.ru/, является недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о составе косметических средств серии «Crystal Youth» («Кристалл молодости») марки «Дешели». Соответственно, данная реклама содержит признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Также в ходе рассмотрения заявления было установлено, что на Интернет-сайте http://desheli.gidm.ru/ имеется информация о том, что «Продукция косметики серии «CRYSTAL YOUTH anti age» от DeSheli является на сегодняшний день самым эффективным омолаживающим средством».

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение.

На заседании Комиссии Волгоградского УФАС России 08.07.2014 г. был исследован файл, скачанный в ходе проведение мониторинга Интернет-сайта http://desheli.gidm.ru/ (результаты зафиксированы в Акте осмотра Интернет-сайта № 106-Р от 08.07.2014 г.). В данном файле представлены страницы журнала «Эталон женской красоты. Теория красоты современной женщины». По итогам проведения данного осмотра было установлено, что на страницах данного журнала содержатся формулировки «косметика серии «CRYSTAL YOUTH» от Desheli является на сегодняшний день самым эффективным омолаживающим средством», «Это единственная косметика, способная повернуть время вспять - остановить его и запустить процессы омоложения», «Это новейшая методика, вызывающая наиболее сильный эффект».

Кроме того, членами Комиссии Волгоградского УФАС России был повторно исследован интернет-сайт http://desheli.gidm.ru/ (результаты зафиксированы в Акте осмотра № 106-Р от 08.07.2014 г.). По итогам данного исследования было установлено, что на момент проведения заседания Комиссии Волгоградского УФАС России с Интернет-сайта http://desheli.gidm.ru/ была удалена вся информация о салоне красоты «Эталон и красоты» и косметических средствах Desheli.

По итогам рассмотрения дела данная реклама была признана Комиссией Волгоградского УФАС России ненадлежащей, нарушающей п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Доводы заявителя относительно достоверности и добросовестности рекламы косметических средств судом отклоняются.

На Интернет-сайте ООО «Эталон красоты» имелась формулировка следующего содержания: «основными компонентами комплекса «Crystal Youth» («Кристалл молодости») являются минералы Мертвого моря, растительные экстракты, натуральные масла, новые клеточные технологии и «умные кристаллы».

Из объяснений ООО «Эталон красоты», а также из результатов проверки следует, что такой компонент как некие «умные кристаллы» содержатся лишь в двух продуктах комплекса (всего продуктов десять). Комиссия Волгоградского УФАС России, оценив данную рекламу с позиции потребителя, пришла к обоснованному выводу о том, что подобная реклама формирует у потребителя ложное представление о природе и составе рекламируемого товара.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Умолчание в рекламе о том, что только два продукта комплекса содержат в себе данные кристаллы, противоречат данному положению законодательства.

УФАС установлено, что в рекламе косметического комплекса «Кристаллы молодости» также используются формулировки «Продукция косметики серии «CRYSTAL YOUTH anti age» от DeSheli является на сегодняшний день самым эффективным омолаживающим средством».

В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Действующее законодательство не содержит понятия "некорректное сравнение".

Вместе с тем к некорректному следует отнести любое нетактичное сравнение, когда без видимых оснований высказываются предположения, что только рекламируемый товар обладает определенными свойствами.

Подобная реклама формирует у потенциального потребителя убеждение в том, что только рекламируемый товар обладает определенным свойством, тогда как аналогичные товары других производителей значительно уступают ему по определенным характеристикам.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами».

В данном случае, реклама косметики серии «CRYSTAL YOUTH anti age» от DeSheli, сопровождается формулировками «продукция косметики серии «Crystal Youth» от DeSheli является на сегодняшний день самым эффективным омолаживающим средством» без указания источника данной информации, позволяющего оценить достоверность указанной информации (результаты исследований, критерии оценки эффективности и др.).

Таким образом, поскольку реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам и услугам, поддерживает заинтересованность в них, и основной ее целью является продвижение товара на рынке, включение подобных высказываний без достаточных доказательств их истинности расценивается как недостоверная реклама.

В связи с этим, использование в рекламе недостоверных сведений ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед

конкурентами, действующими на том же рынке.

Суд учитывает, что антимонопольным органом доказано нарушение заявителем требований п. 1 ч. 2 ст. 5, п.2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», в части признания рекламы косметических средств «Дешели» ненадлежащей, недостоверной и недобросовестной, нарушающей законодательство Российской Федерации о рекламе.

Суд исходит из того, что у общества возникла обязанность по соблюдению требований в сфере рекламного законодательства, однако обществом не были приняты все возможные меры к их соблюдению.

При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Эталон красоты» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения УФАС по Волгоградской области от 08 июля 2014 года по делу № 14-03-5-02/271 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья И.В. Кулик