Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгограддело №А12-40318/2019
19 февраля 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кремс Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самородовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заедании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Волгоградское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» (ИНН <***>; ОГРН <***>) к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН <***>; ОГРН <***>) о расторжении договора, и определений последствий расторжения в виде взыскания с ответчика суммы фактически выполненных работ в сумме 4 569 327, 31 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, доверенность № 01/2020 от 13.01.2020 г.,
от ответчика – ФИО2, доверенность № 55 от 30.05.2019 г.,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к ответчику, в котором просит расторгнуть государственный контракт № 29-ЭА/2018 от 17.09.2018 и определить последствия расторжения контракта в виде взыскания с Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области сумму фактически выполненных работ в размере 4 569 327,31 рублей, в т.ч. НДС.
Истец просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав стороны, оценив фактические обстоятельства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 17.09.2018 между Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее по тексту - Ответчик, Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Волгоградское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" (далее по тексту - ООО "ВолгоградНИИгипрозем", Истец, Исполнитель), был заключен Государственный контракт № 29-ЭА/2018 на проведение землеустроительных работ по описанию границ муниципальных образований Волгоградской области, установлению и описанию местоположения административных границ Волгоградской области с Республикой Калмыкия и Астраханской областью (далее по тексту - Контракт).
Контракт был заключен на основании результатов аукциона в электронной форме, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Согласно п. 1.1. указанного Контракта, Исполнитель принял на себя обязательства по выполнению комплекса технологических, картографических, геодезических и землеустроительных работ по описанию границ муниципальных образований Волгоградской области и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, установлению и описанию местоположения административных границ Волгоградской области с Республикой Калмыкия и Астраханской областью в соответствии с условиями Контракта и Технического задания (Приложение № 1).
Срок выполнения работ определен п. 1.2. Контракта - не позднее 01 декабря 2018 года, начиная со дня, следующего за днем заключения Контракта.
Цена Контракта установлена п. 2.1. и в соответствии с Протоколом № 09-232.3ЭА от
05.09.2018 составляет 4 896 637,03 рублей, в том числе НДС - 746 944,63 рубля.
Согласно п. 2.6. Контракта оплата в размере 100 % (ста процентов) установленной цены Контракта производится в срок не более чем в течение тридцати дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ. Аванс не предусмотрен.
Состав, содержание и вид работ, определены требованиями действующего законодательства к проведению таких работ и Техническим заданием (п. 1.3 Контракта).
Таким образом, фактический объем и виды работ по Контракту, которые должен выполнить Исполнитель, определяется Техническим заданием.
В соответствии с п. 2 Технического задания, Исполнитель должен осуществить комплекс технологических, картографических, геодезических и землеустроительных работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Волгоградской области и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, по установлению и описанию административных границ Волгоградской области с Республикой Калмыкия и Астраханскими областями. Объектами землеустройства являются граница Волгоградской области на всей ее протяженности с Республикой Калмыкия и Астраханской областью (далее - границы с Республикой Калмыкия и Астраханской областью) и границы муниципальных образований Волгоградской области в отношении которых должны быть выполнены работы, согласно Приложению № 1 к Техническому заданию.
Пунктом 6 Технического задания предусмотрены цели и задачи выполнения работ.
Целью работ является описание (координатное) местоположения границ муниципальных образований Волгоградской области в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и иного специального законодательства Российской Федерации и внесение сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), а также установление и описание границы с Республикой Калмыкия и Астраханской областью для принятия нормативного акта об установлении административной границы Волгоградской области.
Для достижения поставленной цели необходимо, в том числе:
-провести согласование прохождения границы Волгоградской области со смежными субъектами Российской Федерации - Республикой Калмыкия и Астраханской областью:
-подготовить соглашения об установлении границ между Волгоградской областью и смежными субъектами Российской Федерации - Воронежской, Ростовской областями, содержащие согласованное описание местоположения границы между Республикой Калмыкии и Астраханской областью;
-подготовить землеустроительную документацию по описанию местоположения границ, обеспечить передачу одного экземпляра такой документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно п. 7.3 Технического задания, по результатам работ, указанным п.п. 7.1 и 7.2 настоящего Технического задания, составляются карты (планы) на границу Волгоградской области на всей ее протяженности с Республикой Калмыкия и Астраханской областью и для каждого муниципального образования отдельно, указанного в Приложении к настоящему техническому заданию. Составление карт (планов) производится в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объектов землеустройства и требований к ее составлению»
Пунктом 7.4 Технического задания предусмотрено, что Исполнителем согласовывается прохождение границы Волгоградской области со смежными субъектами Российской Федерации - Республикой Калмыкия и Астраханской областью. Исполнителем подготавливаются соглашения об установлении границ между Волгоградской областью и смежными субъектами Российской Федерации - Республикой Калмыкии и Астраханской областью, содержащие согласованное описание местоположения границы между Республикой Калмыкии и Астраханской областью (п. 7.4.1).
Исполнителем формируются проекты границ Волгоградской области (п. 7.4.1.1).
При этом на результат выполненных работ должно быть получено положительное заключение государственной землеустроительной экспертизы в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (п. 8.1 Технического задания).
Пунктом 9 Технического задания предусмотрен Порядок сдачи и перечень материалов результатов работ.
В соответствии с п. 9.1 Технического задания Исполнитель предоставляет проекты соглашений об установлении границ между Волгоградской областью и смежными субъектами Российской Федерации - Республикой Калмыкия и Астраханской областью, содержащие согласованное текстовое и графическое описание местоположения границымежду Республикой Калмыкия и Астраханской областью.
Согласно пунктам 11.1,11.4 Контракта споры и разногласия, которые возникают в связи с выполнением обязательств по настоящему Контракту и не разрешены путем переговоров, подлежат разрешению в арбитражном суде Волгоградской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 768 Гражданского кодекса РФ к спорным правоотношениям подлежат применению общие положения о договоре подряда, предусмотренные главой 37 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 711 Гражданского кодекса РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пунктам 1,2 ст. 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1)в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2)изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3)исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4)из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В обоснование исковых требований истец указывает, что при исполнении Контракта, специалистами ООО «ВолгоградНИИгипрозем» выполнены:
-подготовительные работы, включая сбор и анализ исходных документов, материалов и сведений;
-работы по описанию местоположения границ муниципальных образований
Октябрьского, Палласовского, Светлоярского, Ленинского, Среднеахтубинского
муниципальных районов Волгоградской области, с учетом полученных сведений
государственного кадастра недвижимости, требований утвержденной градостроительной
документации и закона Волгоградской области «Об установлении границ и наделении статусом муниципальных районов и муниципальных образований в составе» - в количестве 69 муниципальных образований.
Получены положительные заключения землеустроительной экспертизы по 69
муниципальным образованиям, в связи с чем, подготовлены и направлены документы для
внесения границ муниципальных образований в ЕГРН.
По результатам выполненных работ в адрес ООО «ВолгоградНИИгипрозем» были
направлены подтверждающие письма о внесении границ муниципальных образований в ЕГРН. Работы в части муниципальных образований Исполнителем выполнены
в полном объеме, полученные материалы сданы Заказчику (письма №4787 от 24.12.2018 г,
№4788 от 24.12.2018 г, №4791 от 24.12.2018 г, №4794 от 24.12.2018 г, №4795 от 24.12.2018г.).
Обратившись в суд с настоящим иском ООО «ВолгоградНИИгипрозем» просит расторгнуть Контракт в связи с изменением его существенных обстоятельств, поскольку при заключении Контракта истец и ответчик не могли знать о наличии реестровых ошибок на административных границах смежных субъектов Волгоградской области и Астраханской области, а также Волгоградской области и Республики Калмыкия, вследствие которых смежные субъекты отказались согласовывать административные границы.
Вместе с тем, такую позицию истца суд считает ошибочной по следующим основаниям.
Извещение о проведении электронного аукциона на закупку «Проведение землеустроительных работ по описанию границ муниципальных образований Волгоградской области, установлению и описанию местоположения административных границ Волгоградской области с Республикой Калмыкия и Астраханской областью» было размещено 09.08.2019 на Национальной электронной площадке (www.etp-ets.ru). На указанном сайте была размещена документация об электронном аукционе на право заключения Контракта, раздел 4 которой содержал проект Контакта с приложением Технического задания.
На участие в аукционе было подано 2 заявки, в том числе заявка ООО «ВолгоградНИИгипрозем». выражающая согласие на участие в аукционе на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Непосредственно в самом аукционе участвовала одна заявка ООО «ВолгоградНИИгипрозем» с предложением о цене контракта 4 896 637,03 рублей. В соответствии с 4.13 ст.69 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" электронный аукцион признан несостоявшимся (протокол № 09-232.ЗЭА от 05.09.2018).
17.09.2018между Комитетом и ООО «ВолгоградНИИгипрозем» заключен Контракт на сумму 4 896 637,03 рублей.
Как усматривается из содержания п.7.2.5 Технического задания, одним из условий выполнения Контракта по описанию местоположения границы Волгоградской области и границы муниципальных образований Волгоградской области является отсутствие пересечений границы земельных участка в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких участках, за исключением случав, когда исполнителем однозначно выявлено наличие ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости (наложения земельных участков, разрывы между смежными земельными участками и т.д.). В случае возникновения таких ситуаций информация и обоснование о наличии выявленных ошибок в кадастровых сведениях отражается исполнителем в пояснительной записке в составе землеустроительного дела.
Согласно положениям п. 6.2.12 Контракта Исполнитель обязуется устранить за своей счет все недостатки выполненных работ.
Таким образом, в процессе проведения аукциона истец был ознакомлен с возможным выявлением при исполнении Контракта реестровых ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости. Вместе с тем, будучи уведомленным о данном пункте Технического задания, истец принял решение об участии в аукционе на предложенных условиях и подписал настоящий Контракт.
Следовательно, сам факт выявления в процессе исполнения Контракта ошибок в части наложения административных границ субъектов не является изменением тех обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении Контракта. При таких обстоятельствах, оснований для расторжения Контракта не имеется.
Кроме того, проведение землеустроительных работ по установлению и описанию местоположения административных границ Волгоградской области обусловлено необходимостью достижения целевых значений показателей, установленных целевой моделью "Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, исполнения плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 № 20- р, и повышения инвестиционного рейтинга Волгоградской области.
В связи с отсутствием основания для расторжения Контракта, не подлежат удовлетворению и требования ООО «ВолгоградНИИгипрозем» об определении последствий его расторжения в виде взыскания с Комитета в пользу истца суммы фактически выполненных работ в размере 4569327,31 рублей, в т.ч. НДС.
Более того, в соответствии с п. 4.1.1 Контракта, при полном завершении работ Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приёмки выполненных работ (приложение № 2 к настоящему Контракту), счет на оплату, выходные материалы, предусмотренные Техническим заданием (приложение № 1 к настоящему Контракту), сопроводительное
письмо. Датой представления документов является дата штемпеля Заказчика, проставленного на сопроводительном письме к документам.
Заказчик в течение 3-х (трех) рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем получения документов, указанных в п. 4.1.1 Контракта, проводит проверку приложенных выходных материалов в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к настоящему Контракту), и направляет Исполнителю подписанный акт сдачи-приемки выполненных работ или мотивированный отказ в приемке работ.
Согласно п. 2.6 Контракта оплата в размере 100% (ста процентов) установленной цены Контракта производится в срок не более чем в течение тридцати дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ (приложение № 2 к настоящему Контракту). Аванс не предусмотрен.
Таким образом, Контрактом не предусмотрено частичное выполнение работ. Оплата по Контракту производится после подписания акта сдачи-приёмки выполненных работ исключительно после предоставления Исполнителем Заказчику выходных материалов, предусмотренных Техническим заданием.
Ответчик не отрицает частичное выполнение работ по Контракту, выразившееся в подготовке необходимой документации для внесения в ЕГРН границ муниципальных образований.
Вместе с тем, Контрактом, Техническим заданием на Исполнителя возложена также обязанность провести согласование прохождения границы Волгоградской области со смежными субъектами Российской Федерации - Республикой Калмыкия и Астраханской областью, подготовить соглашения об установлении границ между Волгоградской областью и указанными субъектами Российской Федерации, содержащие согласованное описание местоположения границы.
В силу ст. 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Поскольку землеустроительные работы по установлению и описанию, согласованию административных границ Волгоградской области с Республикой Калмыкия и Астраханской областью в полном объеме не выполнены, требования Контракта, Технического задания и действующих законодательных и нормативных правовых актов, ООО «ВолгоградНИИгипрозем» в полном объеме не исполнены.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом названной статьи, суд установил, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170,176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия через арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Л.А. Кремс