ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-42890/17 от 27.12.2017 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград            Дело №А12-42890/2017                                                                           

 «28»  декабря 2017г.             

Резолютивная часть решения суда оглашена 27 декабря 2017г.

Арбитражный суд Волгоградской области

в составе председательствующего  судьи     Середа Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матвеевой Ю.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Коржова Алексея Сергеевича к ИФНС России  по Дзержинскому району г.  Волгограда, с участием УФНС России по Волгоградской области

о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от заявителя – Коржов А.С., паспорт

от ответчика – Кислова  Н.С., дов. б/н от 09.01.2017г.

от УФНС по Волгоградской области – не явился

установил:

  Коржов А.С.  обратился в арбитражный суд с  заявлением к ИФНС России   по Дзержинскому району г.  Волгограда о признании незаконным решения № 5500533А  от 29.09.2017г. об отказе в государственной регистрации.

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит:

- обязать ответчика исключить недостоверные сведения из ЕГРЮЛ в отношении Петровой Надежды Алексеевны, как лица, имеющего право без доверенности  действовать от имени Администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области,

- обязать  ответчика осуществить государственную регистрацию  сведений о Коржове А.С., как о лице, имеющим право без доверенности  действовать от имени Администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Предъявленные требования обоснованы нарушением ответчиком положений Федерального закона  от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Оспариваемое решение нарушает права заявителя в сфере экономической  деятельности, поскольку фактически парализуется работа органа местного самоуправления.

К участию в деле в качестве  заинтересованного лица привлечено УФНС России по Волгоградской области, которое в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, отзыв на заявление не представило.

         Ответчик заявленные требования  не признал, просит в их удовлетворении  отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав  доказательства, суд  считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

         Из материалов дела следует, что  заявителем  22.09.2017г. подано в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда заявление (входящий № 5500533А)  по форме №Р14001 о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица -  сведений о физическом лице, имеющим  право без доверенности действовать от имени юридического лица - Администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 39, 40).

Решением  № 5500533А регистрирующего органа от 29.09.2017г.  в соответствии с подпунктом «ф»  пункта 1 статьи 23  Федерального закона № 129-ФЗ отказано в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (л.д.51).

Решением УФНС России по Волгоградской области от 08.11.2017г. № 1281 решение регистрирующего органа оставлено без изменений (л.д.53).

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).

         При этом согласно п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения  оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь в соответствии со ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.

Согласно  части 2  статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктом «л» части 1 статьи 5 Закона предусмотрено, что в  едином государственном реестре юридических лиц содержатся  сведения  о  фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

- владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

- имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

- являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

- являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующим органом установлено, что Коржов А.С. являлся лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО «Гамма Плюс»,  и лицом, владеющим  не менее чем 50% голосов от общего количества  голосов участников данного общества на момент его исключения как недействующего из ЕГРЮЛ.

ООО «Гамма Плюс» 22.02.2017г.   исключено из ЕГРЮЛ как недействующее на основании   решения ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда. Как следует из оспариваемого решения, на момент исключения общества из ЕГРЮЛ, далее дословно:  имело задолженность перед бюджетом или бюджетной системой Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Из приведенной фразы не ясно, перед кем же ООО «Гамма Плюс» имело задолженность, признавалась ли она безнадежной к списанию.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ООО «Гамма Плюс» имело задолженность перед бюджетом по штрафу в размере 800 рублей и что указанная задолженность признана безнадежной к взысканию.

Вместе с тем, в судебное заседание представлены только доказательства тому, что указанное общество имело задолженность по штрафу, что подтверждено  требованиями №2659 от 11.12.2013г.,  № 852 от 12.02.2015г.,  № 1972 от 12.05.2015г.

Заявитель пояснил, что указанные требования и последующие принятые по ним решения и постановления налогового органа не получал. В представленных доказательствах также отсутствуют сведения о направлении требований, решений, постановлений в адрес заявителя. Вместе с тем, законность  выставленных ООО «Гамма Плюс» требований, решений и постановлений по ним не является предметом судебного разбирательства, и суд не входит в обсуждение законности представленных актов.

Из представленных заявителем доказательств следует, что  по результатам  проведенных 10.09.2017г. выборов главой Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области избран Коржов А.С., что подтверждено протоколами участковых избирательных комиссий № №1721, 1722, 1723 от 10.09.2017г., протоколом территориальной избирательной комиссии Иловлинского района Волгоградской области от 10.09.2017г., постановлением Территориальной избирательной комиссии Иловлинского района  от 14.09.2017г. № 13/72 о регистрации избранного на должность главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова А.С., распоряжениями от 15.09.2017г. № 65-Л и № 66-Л о вступлении Коржова А.С. в указанную должность и прекращении  полномочий главы сельского поселения  Петровой Н.А.  (л.д.29-28).

Из чего следует, что  Коржовым А.С. подано заявление о государственной регистрации его в качестве лица, имеющего  право без доверенности действовать от имени  не коммерческого юридического лица, а органа муниципального образования по результатам выборов – голосования граждан-избирателей, проживающих в населенных пунктах Качалинского сельского поселения.

Согласно  статье 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования  избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи в том числе  представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, что установлено частью 4 статьи 36 указанного Федерального закона.

Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме гарантировано статьей 32 Конституции РФ.

Частью 2 статьи 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

При этом согласно части 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

При этом указанный закон устанавливает конкретные ограничения для реализации указанного выше права.

Так согласно части 3 статьи 4 Закона не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Часть 3.1. статьи 4 Закона предусматривает, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии с частью 3.2. указанной статьи не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Таким образом, специальный Федеральный закон  предусматривает конкретный перечень, ограничивающий право граждан быть избранными. Данный перечень конкретен, не имеет отсылок к иным правовым нормам, соответственно   расширительному толкованию не подлежит.

При указанных обстоятельствах  не имелось предусмотренных законом ограничений для участия Коржова А.С. в выборах главы администрации  сельского поселения.

Суд пришел к выводу, что формально оспариваемое решение соответствует положениям подпункта «ф»  части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Вместе с тем, в данной конкретной ситуации указанная норма вступает в противоречие с нормами Конституции РФ и специальными федеральными законами, регламентирующими  правоотношения в сфере избирательных прав и местного самоуправления.

Следовательно, оспариваемое решение не может быть признано правомерным, поскольку оно противоречит положениям Конституции РФ, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Фактически оспариваемое решение отменяет результаты выборов, тем самым нарушает  конституционные права граждан – жителей населенных пунктов Качалинского сельского совета  на избрание главы администрации сельского поселения. Нарушает конституционное  право Коржова А.С. быть избранным в органы местного самоуправления. Фактически парализует работу органа местного самоуправления, поскольку до государственной регистрации Коржова А.С. в качестве лица, имеющего право без доверенности представлять  интересы администрации сельского поселения, последняя остается без руководителя и не имеет возможности осуществлять свои полномочия  как органа местного самоуправления.

Кроме того, нарушаются права и органа местного самоуправления Иловлинского муниципального района. В сложившейся ситуации он должен будет  изыскать не предусмотренные бюджетом  средства для финансирования организации и проведения новых выборов, поскольку иной способ назначения главы сельского поселения отсутствует.

В связи с чем, предъявленные требования подлежат удовлетворению.

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит:

- обязать ответчика исключить недостоверные сведения из ЕГРЮЛ в отношении Петровой Надежды Алексеевны, как лица, имеющего право без доверенности  действовать от имени Администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области,

- обязать  ответчика осуществить государственную регистрацию  сведений о Коржове А.С., как о лице, имеющим право без доверенности  действовать от имени Администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

В судебном заседании заявитель отказался от требования обязать ответчика исключить недостоверные сведения из ЕГРЮЛ в отношении Петровой Надежды Алексеевны, как лица, имеющего право без доверенности  действовать от имени Администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Вместе с тем, указанное требование не является требованием материального характера, а лишь предложением о способе восстановления нарушенного права.

В тоже время в силу положений АПК РФ суд самостоятельно избирает способ восстановления нарушенного права и соответственно не связан мнением заявителя.

Фактически предложенные заявителем два способа восстановления нарушенного права являются единым способом, поскольку государственная регистрация нового исполнительного органа автоматически влечет исключение из ЕГРЮЛ сведений о прежнем исполнительном органе.

В связи с чем, суд возлагает на ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию  сведений о Коржове А.С., как о лице, имеющим право без доверенности  действовать от имени Администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области. В соответствии с  частью 7 статьи 201 АПК РФ решение суда в указанной части подлежит немедленному исполнению.

В связи с удовлетворением предъявленных требований в соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию в его пользу с ответчика.

         На основании изложенного, руководствуясь  ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 29.09.2017г.   № 5500533А об отказе в государственной регистрации, как не соответствующее требованиям Конституции РФ, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

         В порядке устранения нарушенного права обязать ИФНС России  по Дзержинскому району г. Волгограда осуществить государственную регистрацию  сведений о Коржове Алексее Сергеевиче, как о лице, имеющим право без доверенности  действовать от имени Администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области  в соответствии с заявлением от 22.09.2017г. входящий  №5500533А.

Взыскать с ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгоград в пользу Коржова Алексея Сергеевича государственную пошлину по заявлению  в размере 300 рублей.

   Решение  может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                                        Н.Н. Середа