Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Волгоград Дело № А12-43250/2017
« 16 » января 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 16 января 2018 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко И.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Зельгрос» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В судебном заседании участвуют представители:
от ООО «Зельгрос»: ФИО1, доверенность от 28.06.2017;
остальные: не явились, извещены
У С Т А Н О В И Л :
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общество с ограниченной ответственностью «Зельгрос» (далее – ООО «Зельгрос») к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель ООО «Зельгрос» в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Представлены письменные пояснения.
Изучив представленные документы, оценив доводы лиц участвующих в деле, арбитражный судприходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка20.05.2017 ООО «Зельгрос» выдана лицензия №773АП0004513на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции сроком действия до 12.12.2017 г.
Управлением на основании приказа от 03.11.2017 г. № 979 проведена проверка внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО «Зельгрос» осуществляет оборот алкогольной продукции на основании лицензии с нарушением:
- «Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару», утвержденных Приказом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 г. № 59н (далее – Технические условия) по месту нахождения обособленного подразделения (склада) ООО «Зельгрос: <...> ФИО2, 49, здание торгового центра, нежилое, Литер А, этаж 1, помещение № 1, номер по плану строения 131 (зона оптовой продажи алкоголя) (S=118,5 кв.м.), а именно: в нарушение пп.3 п.2 Технических условий складское помещение - комната 131 оборудовано стеллажами (поддоны отсутствуют), расположенными на расстоянии менее 1 метра от системы отопления.
В соответствии с пп. 3 п. 2 Технических условий продукция должна храниться в отапливаемых и вентилируемых стационарных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, которые должны быть оборудованы стеллажами и (или) поддонами, расположенными на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления, водопроводных и канализационных труб.
На момент проведения проверки в складских помещениях Общества осуществлялось хранение алкогольной продукции в общем объеме 1860 бутылок в ассортименте, согласно представленным Обществом пояснениям от 07.11.2017 № 1 по итоговым остаткам алкогольной продукции.
- а также с нарушением статьи 8 Федерального закона от 22.11.1195 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно: отсутствует система ЕГАИС в обособленном подразделении, указанном в лицензии № 773АП0004513 от 20.05.2015 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 12.12.2017 по указанному адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. маршала ФИО2, 49, здание торгового центра, нежилое, Литер А, этаж 1, помещение № 1, номер по плану строения 131 (зона оптовой продажи алкоголя) (S=l18,5кв.м.). Согласно представленным Обществом пояснениям от 07.11.2017 № 2 программа установлена по адресу Россия, 400065, Волгоградская область, г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. маршала ФИО2, 49, здание торгового центра, нежилое, Литер А, этаж 2, помещение № 1, номер по плану строения 7, номер по плану торгового центра 41,42.
Подавая заявление о продлении срока действия лицензии, ООО «Зельгрос» приняло на себя обязательство осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с положениями законодательства.
Федеральным законом № 171-ФЗ установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 1 Федерального закона № 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов государства, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства в регулируемой области.
В соответствии с абз. 27 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 №59н).
Таким образом, ООО «Зельгрос» в нарушение п. 1 ст. 26 Федерального № 171-ФЗ осуществляет оборот алкогольной продукции с несоблюдением требований лицензии, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, регистрационный номер № 773АП0004513 от 20.05.2015 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, сроком действия до 12.12.2017.
По результатам выявленного правонарушения 09.11.2017 заместителем начальника отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления составлен протокол об административном правонарушении №09-17/1267 в отношении ООО «Зельгрос» по признакам административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии представителя «Зельгрос» ФИО3
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ООО «Зельгрос» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, направлены административным органом в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Волгоградской области.
В силу требований части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потреблении (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудовании, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию, предусмотрены статьей 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Объектом вменяемого обществу правонарушения является нарушение установленного Законом № 171-ФЗ запрета на реализацию алкогольной продукции при нарушении правил лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Относительно вменения нарушения статьи 8 Федерального закона от 22.22.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а именно: отсутствует система ЕГАИС в обособленном подразделении, указанном в лицензии № 77ЗАП0004513, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, сроком действия до 12.12.2017 г. по указанному адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. маршала ФИО2, 49, здание торгового центра, нежилое, Литер А, этаж 1, помещение № 1, номер по плану строения 131 (зона оптовой продажи алкоголя) (S=118,5 кв.м.) необходимо отметить следующее.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
По смыслу положений части 2 статьи 28.2 КоАП РФ квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений, а также материально-правовой нормы, нарушение которой вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Обществу вменяется нарушение ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Данная норма содержит 12 пунктов и большое количество подпунктов, однако Управление не указало, нарушение какого именно пункта этой статьи допущено со стороны ООО «Зельгрос».
Следовательно, при таких обстоятельствах невозможно квалифицировать вменяемое нарушение.
В рассматриваемой части суть вменяемого правонарушения состоит в том, что программа ЕГАИС установлена по адресу Россия, 400065, Волгоградская область, г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. маршала ФИО2, 49, здание торгового центра, нежилое, Литер А, этаж 2, помещение № 1, номер по плану строения 7, номер по плану торгового центра 41, 42, а не по адресу Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. маршала ФИО2, 49, здание торгового центра, нежилое, Литер А, этаж 1, помещение № 1, номер по плану строения 131 (зона оптовой продажи алкоголя) (S=118,5 кв.м.).
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ учет объема оборота осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающим в себя программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы и программно-аппаратные средства организаций, представляющие собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 утверждены Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Требования).
Согласно пункту 2 Требований при наличии у организации обособленных подразделений программно-аппаратные средства должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
Согласно подпункту 1 пункта 14 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции (утверждён Приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335) выдает лицензию на производство, хранение и поставки продукции (за исключением производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции) на основании следующих документов, представленных заявителем:заявления о выдаче лицензии согласно Приложению N 2 к настоящему Административному регламенту с указанием мест нахождения обособленных подразделений организации, а именно мест нахождений данных подразделений, в которых осуществляется (предполагается осуществлять) лицензируемый вид деятельности, независимо от того, отражено или не отражено создание обособленных подразделений в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения (мест регистрации транспортного средства - для лицензии на осуществление перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).
При описании места нахождения обособленного подразделения организации указывается его почтовый адрес, а также данные, позволяющие определенно установить объекты, на которых предполагается осуществлять лицензируемые виды деятельности (описание объекта права (недвижимости): вид, назначение, площадь; для лицензии на осуществление перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции: вид, марка, модель, государственный регистрационный номер транспортного средства).
Росалкогольрегулированием в Информации «Ответы на часто задаваемые вопросы (организации, осуществляющие оборот и (или) розничную продажу алкогольной продукции (в том числе организаций общественного питания), а также индивидуальные предприниматели) дано следующее разъяснение.
«Организации, осуществляющие оборот и (или) розничную продажу алкогольной продукции (в том числе организации общественного питания), а также индивидуальные предприниматели осуществляют передачу сведений в ЕГАИС при помощи специально разработанного универсального транспортного модуля (УТМ).
Для возможности функционирования УТМ в процессе передачи сведений в ЕГАИС технические средства организаций, осуществляющих оборот и (или) розничную продажу алкогольной продукции (в том числе организаций общественного питания), а также индивидуальных предпринимателей должны обладать следующими характеристиками:
Тип оборудования и компоненты | Наименование параметров и характеристики |
Аппаратное обеспечение - рабочая станция обмена данными | |
Процессор | 32 разрядный с частотой 1,9 ГГц и выше |
ОЗУ | 2 Гб и более |
Сетевой контроллер | Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъем RJ45 |
Дисковый накопитель | Общий объем не менее 50 Gb |
Криптографическое оборудование | Аппаратный крипто-ключ |
Программное обеспечение | |
Операционная система | Windows 7 Starter и выше |
Общесистемное программное обеспечение | Java 8 и выше |
Программное обеспечение ЕГАИС | Выдается Росалкогольрегулированием на безвозмездной основе и устанавливается самостоятельно. Установки дополнительного программного обеспечения не требуется |
Бухгалтерская программа организации | Должна иметь возможность формировать файл установленного формата для отправки в ЕГАИС |
В своих пояснениях при составлении протокола по делу об административном правонарушении ООО «Зельгрос» указывало на это обстоятельство, а также на то, что в зоне оптовой продажи алкоголя находится системный блок, монитор, сканер для внесения данных в ЕГАИС и подтверждения данных в ЕГАИС. Программа УТМ (универсальный транспортный модуль) установлена на сервере в магазине по адресу г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. маршала ФИО2, 49, здание торгового центра, нежилое, Литер А, этаж 2, помещение № 1, номер по плану строения 7, номер по плану торгового центра 41, 42. Там же установлен аппаратный крипто-ключ с записанными на нем ГОСТ и PKI.
Обособленное подразделение ООО «Зельгрос» зарегистрировано в г. Волгограде по адресу: <...> ФИО2, д. 49.
По состоянию на дату проверки ООО «Зельгрос» для обособленного подразделения в г. Волгограде выданы две лицензии:
- лицензия № 03768 от 24.11.2014 г. на осуществление розничной продажи алкогольной продукции;
- лицензия от 20.05.2017 г. № 77ЗАП0004513, на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции (так называемая оптовая лицензия).
В соответствии с п. 2 Требований в обособленном подразделении установлена система ЕГАИС, при этом в соответствии с указанными разъяснениями Росалкогольрегурирования в обособленном структурном подразделении установлен один УТМ вне зависимости от того, что обособленное подразделение ведет два вида деятельности: розничную продажу и оптовый оборот алкогольной продукции.
Таким образом, программно-аппаратные средства установлены в обособленном подразделении ООО «Зельгрос» по адресу <...> ФИО2, д. 49.
Тот факт, что в оптовой лицензии указан другой адрес, а именно г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. маршала ФИО2, 49, здание торгового центра, нежилое, Литер А, этаж 1, помещение № 1, номер по плану строения 131 (зона оптовой продажи алкоголя) (S=118,5 кв.м.), указывает лишь на то, что в этом помещении осуществляется оптовый оборот алкогольной продукции, а само это помещение находится по адресу обособленного подразделения, как того и требует подпункт 1 пункта 14 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции. Как было указано, эта норма Административного регламента предписывает, что при описании места нахождения обособленного подразделения организации указывается его почтовый адрес, а также данные, позволяющие определенно установить объекты, на которых предполагается осуществлять лицензируемые виды деятельности (описание объекта права (недвижимости): вид, назначение, площадь).
Таким образом, ввиду того, что в обособленном подразделении ООО «Зельгрос» установлены программно-аппаратные средства ЕГАИС, в действиях ООО «Зельгрос» в данной части отсутствует состав административного правонарушения.
Относительно вменения нарушения пп.3 п. 2 Технических условий.
В соответствии с пп.3 п. 2 Технических условий продукция должна храниться в отапливаемых и вентилируемых стационарных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, которые оборудованы стеллажами и (или) поддонами, расположенными на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления, водопроводных и канализационных труб.
Исходя из буквального толкования Технических условий предусмотренные в них требования к оборудованию и конструкции помещений должны соблюдаться лицензиатом только при фактическом осуществлении хранения (оборота) алкогольной продукции.
Из представленной Заявителем фототаблицы следует, что на верхней полке стеллажа, который по мнению заявителя размещен на расстоянии менее 1 метра от системы отопления, не имелось алкогольной продукции.
Суд находит обоснованными доводы Общества о малозначительности данного правонарушения. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42, от 26.07.2007 № 46, от 20.11.2008 № 60) (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (абзац 3 пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10).
Таким образом, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценка любого административного правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае, в рассматриваемой части (размещение стеллажа на расстоянии менее 1 метра от системы отопления) нарушение является малозначительным в связи с тем, что имеет формальный и незначительный характер, не повлекло негативных последствий, охраняемым общественным отношениям не имелось угрозы.
Принимая во внимание обстоятельства допущенного правонарушения, роль нарушителя, в данном конкретном случае суд приходит к выводу, что нарушение имеет незначительную общественную опасность и может быть квалифицировано как малозначительное. Соответственно, Общество подлежит освобождению от административной ответственности с объявлением устного замечания.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Ввиду отсутствия сведений об изъятии и месте хранения продукции, оборудования, сырья и иных предметов вопрос о применении меры ответственности в виде конфискации не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
отказать Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Зельгрос» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 117546, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.07.2006), к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (через Арбитражный суд Волгоградской области).
Судья Стрельникова Н.В.