ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-43899/15 от 19.01.2016 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон:(8442) 23-00-78 Факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  город Волгоград Дело № А12-43899/2015

«25» января 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 25 января 2016 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,

при участии в судебном заседании:

от негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» - Белоножкин А.Ю., доверенность от 18.09.2015; Дерюгина Т.В., доверенность от 07.12.2015; Коломейцева А.Г., доверенность от 20.12.2015;

от комитета образования и науки Волгоградской области – Свиридов Р.В., доверенность от 14.08.2015 № и-04/11005;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» (ОГРН 1133400000436, ИНН 3460000132) к комитету образования и науки Волгоградской области (ИНН 3445918954; ОГРН 1023403857070), Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (ИНН 7701537808, ОГРН 1047796344111) о признании ненормативного правового акта недействительным;

УСТАНОВИЛ:

негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к комитету образования и науки Волгоградской области, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки о признании незаконным бездействия комитета образования и науки Волгоградской области, выразившегося в ненадлежащем контроле за деятельностью экспертной группы, о признании недействительным приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.06.2015 № 1026 об отказе негосударственному образовательному частному учреждению высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» в государственной аккредитации образовательной деятельности. В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки принять приказ о государственной аккредитации образовательной деятельности негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» по образовательным программам, относящимся к укрупненным группам направлений подготовки (с учетом уточненных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленных требований).

В судебном заседании представители негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» поддержали заявленные требования.

Представитель комитета образования и науки Волгоградской области просил отказать в требованиях к комитету образования и науки Волгоградской области в полном объеме.

Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки представила письменный отзыв, в котором просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, оценив доводы, изложенные в заявлении и отзывах на заявление, суд приходит к следующему.

Из документов, представленных в материалы дел, следует, негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт» обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки с заявлением от 10.03.2015 о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным образовательным программам: высшее образование - бакалавриат 40.00.00 Юриспруденция, 40.03.01 Юриспруденция; высшее образование - бакалавриат 030000 Гуманитарные науки, 030900 Юриспруденция.

На основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.04.2015 № 1266-06 «О проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых негосударственным образовательным частным учреждением высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт» проведена аккредитационная экспертиза в период с 27.04.2015 по 30.04.2015 в следующем составе экспертной группы: Дронова Ю.А. (руководитель группы), Олиндер Н.В.

По итогам аккредитационной экспертизы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки вынесен приказ от 26.06.2015 № 1026 «Об отказе негосударственному образовательному частному учреждению высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт» в государственной аккредитации образовательной деятельности».

Считая свои права нарушенными, негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт» в государственной аккредитации образовательной деятельности» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

В соответствии с частью 4 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Федеральная службе по надзору в сфере образования и науки осуществляет государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Частью 29 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что порядок принятия решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации устанавливается Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 (далее - Положение о государственной аккредитации).

Согласно пункту 25 Положения о государственной аккредитации государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза).

В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных к государственной аккредитации образовательных программ (далее - эксперты), привлеченные к проведению аккредитационной экспертизы на основании распорядительного акта о проведении аккредитационной экспертизы (пункты 27, 30 Положения о государственной аккредитации).

В соответствии с пунктом 41 Положения о государственной аккредитации по окончании проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в части закрепленных за ними образовательных программ (далее - отчеты об аккредитационной экспертизе). В случае выявления несоответствия образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам к отчету об аккредитационной экспертизе прилагаются заверенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, копии документов, подтверждающих указанное несоответствие.

На основании подпункта б) пункта 42 Положения о государственной аккредитации по окончании проведения аккредитационной экспертизы руководитель экспертной группы готовит на основании отчетов об аккредитационной экспертизе заключение экспертной группы, составленное по результатам аккредитационной экспертизы (далее - заключение экспертной группы).

В соответствии с пунктом 44 Положения о государственной аккредитации заключение экспертной группы содержит следующие сведения: а) дата составления заключения экспертной группы; б)полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала, в которых проведена аккредитационная экспертиза; в)сведения о материалах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом при проведении аккредитационной экспертизы; г)характеристика содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, вывод о соответствии (несоответствии) указанных содержания и качества федеральным государственным образовательным стандартам по каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программе.

В соответствии с пунктом 59 Положения о государственной аккредитации на основании заключения экспертной группы аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации.

Согласно части 23 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, пункту 69 Положения о государственной аккредитации аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

Как установлено судом, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр», «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от30.12.2009 №1136» (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2013, регистрационный № 30964), содержание и качество подготовки обучающихся по образовательной программе высшего образования - бакалавриат 40.03.01 Юриспруденция в рассматриваемом случае проверялось на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 № 464 (зарегистрирован Минюстом России 21.05.2010, регистрационный № 1737).

По результатам аккредитационной экспертизы экспертами Дроновой Ю. А. и Олиндер Н. В. подготовлены и подписаны на месте проведения соответствующей экспертизы (в негосударственном образовательном частном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт») следующие документы:

материалы по итогам аккредитационной экспертизы, проведенной в негосударственном образовательном частном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт», подготовленные Дроновой Ю.А., содержащие выводы о соответствии содержания и качества подготовки по аккредитуемой программе: высшее образование - бакалавритат, 40.00.00 - Юриспруденция, 40.03.01 - Юриспруденция требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

материалы по итогам аккредитационной экспертизы, проведенной в негосударственном образовательном частном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт», подготовленные Олиндер Н.В., содержащие выводы о соответствии содержания и качества подготовки по аккредитуемой программе: высшее образование - бакалавритат, 03.09.00 - Юриспруденция требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

отчет об аккредитационной экспертизе (о выполнении задания на проведение аккредитационной экспертизы), проведенной в негосударственном образовательном частном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт», подготовленный Дроновой Ю.А., содержащий выводы о соответствии содержания и качества подготовки по заявленной для государственной аккредитации основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе бакалавриата, 40.00.00 - Юриспруденция, 40.03.01 -Юриспруденция требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

отчет об аккредитационной экспертизе (о выполнении задания на проведение аккредитационной экспертизы), проведенной в негосударственном образовательном частном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт», подготовленный Олиндер Н.В., с выводом о соответствии содержания и качества подготовки по заявленной для государственной аккредитации основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе бакалавритата, 030000 - Гуманитарные науки, 03.09.00 Юриспруденция требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

заключение экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы от 30.04.2015, составленное по результатам аккредитационной экспертизы образовательной деятельности негосударственного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский гуманитарный институт», подготовленное в соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 21.04.2015 № 1266-06, содержащее выводы о соответствии содержания и качества подготовки по заявленной для государственной аккредитации основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе бакалавритата, 40.00.00 - Юриспруденция, 40.03.01 - Юриспруденция (030000 - Гуманитарные науки, 030900 - Юриспруденция) требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, младшим научным сотрудником негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» Ерохиной Н.Н. вышеупомянутые документы экспертной группы сканированы и переданы членам экспертной группы.

При этом руководитель экспертной группы Дронова Ю.А. сообщила представителям института, что в соответствии с пунктом 62 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.09.2014 № 1227, направила в Рособрнадзор электронную копию заключения экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы.

В соответствии с пунктом 43 Положения о государственной аккредитации аккредитационный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения экспертной группы направляет его копию в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или вручает под роспись уполномоченному представителю.

Из материалов дела следует, что копия заключения экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы в институт направлена не была и уполномоченному представителю под роспись не вручалась. Доказательства обратного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки суду не представлены.

В соответствии с пунктом 48 Положения о государственной аккредитации заключение экспертной группы в течение 3 рабочих дней со дня получения размещается на официальном сайте Рособрнадзора в сети интернет.

Как следует из материалов дела, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки до 29.06.2015 не разместила на своем официальном сайте в сети интернет заключение экспертной группы с выводами о соответствии образовательной программы требованиям ФГОС.

При этом 30 июня 2015 года на официальном сайте Рособрнадзора в сети интернет размещен приказ от 26.06.2015 № 1026 «Об отказе негосударственному образовательному частному учреждению высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» в государственной аккредитации образовательной деятельности» и заключение экспертной группы от 30.04.2015 с выводами о несоответствии содержания и качества подготовки по заявленной для государственной аккредитации основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе бакалавриата, 40.00.00 - Юриспруденция, 40.03.01 - Юриспруденция, 030000 - Гуманитарные науки, 030900 - Юриспруденция требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Из изложенного следует, что по итогам проведенной аккредитационной экспертизы экспертами предъявлено коллективу института положительное заключение экспертной группы с выводами о соответствии заявленной для государственной аккредитации программы требованиям ФГОС, однако 30.06.2015 на официальном сайте Рособрнадзора в сети интернет размещен приказ от 26.06.2015 № 1026 «Об отказе негосударственному образовательному частному учреждению высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» в государственной аккредитации образовательной деятельности» и заключение экспертной группы от 30.04.2015 с выводами о несоответствии содержания и качества подготовки по заявленной для государственной аккредитации основной профессиональной образовательной программе требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с пунктом 59 Положения о государственной аккредитации положительное заключение экспертной группы является основанием для принятия решения о государственной аккредитации.

В соответствии с пунктом 41, подпунктом «б» пункта 42, подпунктом «а» пункта 44 Положения о государственной аккредитации может существовать только одно заключение экспертной группы, подписанное по итогам экспертизы. Действующая на момент проведения государственной аккредитации образовательной деятельности института редакция Положения о государственной аккредитации не допускает пересмотра аккредитационном органом подписанного по окончанию проведения проверки заключения экспертной группы.

Кроме того, появление второго отрицательного заключения экспертной группы от 30.04.2015 влечет нарушение прав института, в том числе в экономической и иной предпринимательской сфере.

В представленном письменном отзыве Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в обоснование доводов о правомерности оспариваемого приказа об отказе в государственной аккредитации от 20.06.2015 № 1026 указано, что учебные планы по образовательным программам высшего образования - бакалавриата 030900 (40.03.01) Юриспруденция, 030900 Юриспруденция от 04.04.2014, 27.08.2014 негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» не соответствуют требованиям пункта 7.13 ФГОС 030900 Юриспруденция.

К отзыву приложены копии учебных планов по образовательным программам высшего образования - бакалавриата 030900 (40.03.01) Юриспруденция, 030900 Юриспруденция от 04.04.2014, 27.08.2014, а также копии заключения экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы от 30.04.2015, отчета об аккредитационной экспертизе Дроновой Ю.А., отчета об аккредитационной экспертизе Олиндер Н.В., материалов по итогам аккредитационной экспертизы, подготовленных Дроновой Ю.А., материалов по итогам аккредитационной экспертизы, подготовленных Олиндер Н.В., содержащие выводы о несоответствии содержания и качества подготовки по заявленной для государственной аккредитации основной профессиональной образовательной программе высшего образования - программе бакалавриата, 40.00.00 -Юриспруденция, 40.03.01 - Юриспруденция, 030000 - Гуманитарные науки, 030900 - Юриспруденция требованиям Федерального государственного образовательного стандарта

Исследование представленных доказательств в судебном заседании показало, что в заключении экспертной группы, представленном Рособрнадзором, руководитель экспертной группы, анализируя выполнение требований к структуре основной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата к обязательному минимуму ее содержания, указывая, в том числе, учебный план, сделал вывод о соответствии федеральному государственному образовательному стандарту. Несоответствие федеральному государственному образовательному стандарту Дронова Ю.А. указала в другом разделе: «в части требований к условиям реализации основной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата (учебно-методическим, материально-техническим, финансовым, кадровым).

Вывод о том, что заявленные к государственной аккредитации образовательные программы не соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту в части требований к условиям реализации основной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата Рособрандзором документально не подтвержден.

В представленных Рособрнадзором отчетах экспертов Дроновой Ю.А. и Олиндер Н.В. указанные выше противоречия повторяются: в разделе, содержащем, в том числе указание на учебный план, сделан вывод о соответствии федеральному государственному образовательному стандарту.

Несоответствие федеральному государственному образовательному стандарту указано в разделе «в части требований к условиям реализации основной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата (учебно-методическим, материально-техническим, финансовым, кадровым)».

Доказательства, подтверждающие отсутствие или несоответствие учебно-методического, материально-технического, финансового, кадрового обеспечения, Рособрнадзором не представлено.

Таким образом, выводы, указанные в представленном Рособрнадзором заключении экспертной группы и отчетах Дроновой Ю.А. и Олиндер Н.В., не доказывают утверждения, указанные в отзыве Рособрнадзора.

В материалах по итогам аккредитационной экспертизы, подготовленных Дроновой Ю.А. и Олиндер Н.В., представленных Рособрнадзором, также содержатся противоречивые сведения.

В материалах Дроновой Ю.А. и Олиндер Н.В. в пункте 20 в графе 3 «Вывод о соответствии /не соответствии требованиям ФГОС» указано «не соответствует», в графе 4 «Фактические данные в сопоставлении с требованиями ФГОС» (где необходимо указать несоответствие) указано, что нарушений требований ФГОС нет, таким образом, выводы, изложенные в графах 3 и 4, противоречат друг другу.

В отзыве Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки указывает, что по дисциплинам: международное право, право социального обеспечения и международное частное право практические занятия от объема аудиторных занятий составляют менее 70 процентов, что нарушает требования пункта 7.13 ФГОС.

Вместе с тем судом принимается во внимание, что в материалах Дроновой Ю.А. и Олиндер Н.В., представленных заявителем, в пункте 20 в графе 4 содержится указание, что учебный план включает практические занятия в объеме не менее 70 процентов от объема аудиторных занятий по дисциплинам, в том числе: международное право, право социального обеспечения и международное частное право, что соответствует требования ФГОС.

В материалах Дроновой Ю.А. и Олиндер Н.В., представленных заинтересованным лицом, в пункте 20 в графе 4 содержится указание, что учебный план по заочной форме обучения включает практические занятия в объеме менее 70 процентов от объема аудиторных занятий по дисциплинам международное право, право социального обеспечения и международное частное право.

Однако ни в материалах Дроновой Ю.А. и Олиндер Н.В., представленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, ни в отзыве не содержатся ссылки на нормативно-правовые акты, содержащие разъяснения по методике расчета данного показателя.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований.

В соответствии с пунктом 11 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Принятый во исполнение указанных норм закона Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367) понятие практических занятий, аудиторных занятий, методику расчёта показателя не содержит.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 № 464, также не содержит понятия практических занятий, аудиторных занятий.

Заявителем представлены документы, подтверждающие отсутствие единообразной практики расчета показателя, содержащегося в пункте 7.13 ФГОС, а также расчет показателя пункта 7.13, согласно которому учебный план института содержит практические занятия в объеме более 70 процентов от объема аудиторных занятий по дисциплинам международное право, право социального обеспечения и международное частное право, что соответствует требованиям ФГОС.

Такой же расчет, согласно которому учебный план института содержит практические занятия в объеме более 70 процентов от объема аудиторных занятий по указанным дисциплинам, содержится в материалах экспертов Дроновой Ю.А. и Олиндер Н.В., подготовленных первоначально по месту аккредитационной экспертизы.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что выводы, изложенные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отзыве, не доказаны и не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности отрицательного заключения экспертной группы, послужившего основанием для принятия на основании части 23 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оспариваемого приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.06.2015 № 1026 об отказе негосударственному образовательному частному учреждению высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» в государственной аккредитации образовательной деятельности.

Таким образом, приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.06.2015 № 1026 об отказе негосударственному образовательному частному учреждению высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» в государственной аккредитации образовательной деятельности не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039, а также нарушает права и законные интересы негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» в предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем оспариваемый приказ от 26.06.2015 № 1026 подлежит признанию недействительным.

В соответствии с подпунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке восстановления нарушенного права заявителя, суд считает необходимым обязать Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки принять приказ о государственной аккредитации образовательной деятельности негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» по образовательным программам, относящимся к укрупненным группам направлений подготовки.

Что касается требования негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» о признании незаконным бездействия комитета образования и науки Волгоградской области, выразившегося в ненадлежащем контроле за деятельностью экспертной группы, то в удовлетворении данного требования следует отказать.

Согласно пункту 2.5 Положения о комитете образования и науки Волгоградской области, утвержденного постановлением губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 145, комитет осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Волгоградской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Волгоградской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Волгоградской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - переданные полномочия), относятся следующие полномочия: 1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории; 2)лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона); 3)государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона); 4)подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

В пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ указан перечень образовательных организаций, государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью, лицензирование и аккредитация которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти.

К данным образовательным организациям относятся: организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования; федеральные государственные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации, образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющие образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях; иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 устава негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» основной целью деятельности института является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и научной деятельности.

Принимая во внимание, что институт осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам высшего профессионального образования, то комитет, являясь органом государственной власти субъектов Российской Федерации, не обладает полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования и аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего профессионального образования.

Таким образом, комитетом образования и науки Волгоградской области контроль (надзор) за действиями экспертной группы в отношении государственной аккредитации образовательных программ высшего образования осуществляться не может.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

признать недействительным приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.06.2015 № 1026 об отказе негосударственному образовательному частному учреждению высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» в государственной аккредитации образовательной деятельности.

Возложить на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» путем принятия в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу приказа о государственной аккредитации образовательной деятельности негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» по образовательным программам, относящимся к укрупненным группам направлений подготовки.

В удовлетворении требования негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» о признании незаконным бездействия комитета образования и науки Волгоградской области, выразившегося в ненадлежащем контроле за деятельностью экспертной группы, отказать.

Взыскать с Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (ИНН 7701537808, ОГРН 1047796344111) в пользу негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» (ОГРН 1133400000436, ИНН 3460000132) 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции (через Арбитражный суд Волгоградской области).

СУДЬЯ Е.В. Пономарева