Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
«17» октября 2016 г.
Дело № А12-45754/16
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2016 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, доверенность от 20.08.2015, ФИО3, доверенность от 20.08.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к комитету транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, выразившегося в невыдаче индивидуальному предпринимателю ФИО1 карт маршрута регулярных перевозок № 64 «А», об обязании комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, в порядке восстановления нарушенного права, выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 карты маршрута регулярных перевозок № 64 «А».
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела считается извещенным надлежащим образом.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании лицензии № АСС-34-000157 от 25.04.2014. Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда индивидуальному предпринимателю ФИО1 утвержден паспорт автобусного маршрута регулярных перевозок в городском сообщении №64 «А»
Индивидуальный предприниматель ФИО1 12.08.2015 представил в адрес комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда сведения о маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для включения их в соответствующий реестр.
Письмом от 18.08.2015 № КТПС/03-260 комитет сообщил предпринимателю о несоответствии направленных сведений требованиями статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ и предложил представить сведения о маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Не согласившись с действиями комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, выразившимися в отказе (оформленном письмом от 18.08.2015 № КТПС/03-260) рассмотрения сведений для включения в реестр маршрутов регулярных перевозок, представленных индивидуальным предпринимателем ФИО1, последний обратился в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2015 по делу №А12-43609/2015 признаны незаконными действия комитета, выразившиеся в отказе рассмотрения для включения в реестр маршрутов регулярных перевозок сведений, представленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 В порядке восстановления нарушенного права суд обязал комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 от 12.08.2015 и принять решение в порядке, установленном статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Индивидуальный предприниматель ФИО1 внесен в реестр маршрутов регулярных перевозок, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда предпринимателю выдано свидетельство серии 342701 № 000105 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком действия с 14.07.2016 по 15.04.2017.
Полагая бездействие комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, выразившееся в невыдаче карт маршрута регулярных перевозок № 64 «А», индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
С 14 июля 2015 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Вышеупомянутый Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулирует допуск перевозчиков к оказанию услуг по перевозке на регулярных маршрутах путем выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту и маршрутных карт.
С учетом ранее действовавшего правового регулирования Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлены переходные положения для регулирования прав и обязанностей перевозчиков.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (14.07.2015) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Как следует из буквального толкования частей 1-3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, переходными положениями предполагается сохранение действующей на момент вступления в силу закона маршрутной сети, включая обслуживающих ее перевозчиков, до момента вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ в полном объеме и последующее поэтапное выполнение его требований (части 4-8 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ).
Для этих целей в срок до 13.08.2015 (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ) перевозчикам предлагалось направить уполномоченному органу сведения об обслуживаемых ими маршрутах в объеме, необходимом для формирования нового реестра (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ), а уполномоченным органам – в срок до 10.01.2016 (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ) – проверить представленные сведения, принять решение о включении сведений в реестр и разместить на своем официальном сайте сведения о маршрутах, которые были установлены и обслуживаются перевозчиками в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами (пункт 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ). Далее – в срок до 10.04.2016 уполномоченные органы обязаны были выдать упомянутым перевозчикам, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ).
В рамках дела №А12-43609/2015 судом установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 письмом представил в комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда сведения в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.
В реестре маршрутов в объеме, соответствующем требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, в числе прочих содержатся сведения о маршруте 64 «А» «улица Космонавтов - Дачи (улица Джабаева)» с указанием перевозчика – ФИО1
В выданном комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда свидетельстве серии 342701 № 000105 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок указано максимальное количество транспортных средств – 45.
Как указывалось выше, в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования указанного закона уполномоченный орган местного самоуправления выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в реестр, карты данных маршрутов.
Карты маршрута регулярных перевозок являются документом, подтверждающим право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу.
Статьей 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено дополнение главы 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 11.33, предусматривающей административную ответственность для перевозчиков и водителей за осуществление регулярных перевозок без карты маршрута регулярных перевозок.
С учетом изложенных обстоятельств (наличие соответствующих сведений в реестре маршрутов регулярных перевозок, выданное предпринимателю свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту № 64 «А»), суд полагает доказанным, что уполномоченный орган располагал всеми сведениями, необходимыми для выдачи предпринимателю карт маршрута.
Таким образом, у предпринимателя на основании части 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ возникло право на получение карт маршрутов, а у комитета – соответствующая обязанность данные карты выдать.
Поскольку комитет до настоящего времени свою обязанность не исполнил, бездействие комитета является незаконным и создающим препятствия заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд также находит обоснованным и соответствующим характеру допущенного нарушения предложенный заявителем способ восстановления нарушенных прав в виде обязания комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 карты маршрута регулярных перевозок № 64 «А».
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина и денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.
В связи с удовлетворением заявленных требований понесенные предпринимателем при обращении в арбитражный суд судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
признать незаконным бездействие комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, выразившееся в невыдаче индивидуальному предпринимателю ФИО1 карт маршрута регулярных перевозок № 64А.
В порядке восстановления нарушенного права обязать комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 карты маршрута регулярных перевозок № 64А.
Взыскать с комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции (через Арбитражный суд Волгоградской области).
СУДЬЯ Е.В. Пономарева