ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-4583/07 от 04.06.2007 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-4583/07-С30

«04» июня 2007 г.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Назаревская В.В.

при ведении протокола судебного заседания Назаревской В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Волгоградрегионгаз»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Волгоградской области

о признании решения и предписания недействительными

при участии в судебном заседании:

от истца – представителя по доверенности ФИО1

от УФАС - представителя по доверенности ФИО2

от третьего лица – ООО «ИСО «Югтеплоналадка» - представителя по доверенности ФИО3

У С Т А Н О В И Л:

Истец – ООО «Волгоградрегионгаз» - обратился с иском в арбитражный суд Волгоградской области, в котором просил признать недействительными решение от 11-15.12.2006г. и предписание № 851 от 15.12.06г. УФАС по Волгоградской области по делу № 851 о нарушении антимонопольного законодательства.

Требования мотивированы тем, что антимонопольным органом ООО «ИСО «Югтеплоналадка» необоснованно отнесено УФАС к категории коммунально-бытовых потребителей. При этом единственным фактическим основанием для отнесения ООО «ИСО «Югтеплоналадка» к указанной категории является тот факт, что коммунально-бытовыми потребителеями являются ЗАО «РЭС» и ООО «Волгоградгазтеплоэнерго», которые используют газ для осуществления деятельности, аналогичной деятельности третьего лица. По мнению истца, ЗАО «РЭС», ООО «Волгоградтеплоналадка» и ООО «ИСО «Югтеплоналадка» не являются потенциальными конкурентами на рынках теплоснабжения города. Все расходы ООО «ИСО Югтеплоналадка» по оплате стоимости фактически потребленного газа включаются в тариф на тепловую энергию и возмещаются впоследствии потребителями тепла. Следовательно, Общество не несет никаких убытков, связанных с применением в отношении него коэффициентов, предусмотренных п. 17 Правил поставки газа в РФ. Также истец указывает на нарушение антимонопольным органом Порядка рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС РФ № 12 от 12.02.05г.

В заседании суда истец требования поддержал.

Ответчик, третье лицо с требованиями не согласились.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу в совокупности, арбитражный суд находит требования истца необоснованными, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, в Управление ФАС по Волгоградской области поступили заявление ООО «Югтеплоналадка» о действиях ООО «Волгоград региональная компания по реализации газа» (далее - ООО «Волгоградрегионгаз»), выразившихся в применении повышающих коэффициентов к цене на объем газа, израсходованного ООО ИСО «Югтеплоналадка» с отклонением от договорного объема котельных, отапливающих жилые дома, то есть на коммунально-бытовые нужды.

Оспариваемым решением ООО «Волгоградрегионгаз» признано нарушившим ст.5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выдано ООО «Волгоградрегионгаз» предписание об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 56782 руб., об устранении дискриминационных условий посредством не применения в отношении ООО ИСО «Югтеплоналадка» коэффициентов (1,1 и 1,5) за отбор газа сверх объемов, установленных договором поставки газа. ООО «Волгоградрегионгаз» предписано издать распоряжение или иной документ, закрепляющий процедуру отнесения покупателя газа к коммунально-бытовым потребителям и обеспечить возможность ознакомления с ним потребителей газа горячему водоснабжению, обеспечивающее коммунально-бытовые нужды граждан.

Суд считает, что решение и предписание соответствует требованиям действующего законодательства.

Одним из основных видов деятельности ООО ИСО «Югтеплоналадка» является осуществление деятельности по реализации тепловой энергии, а так же оказанию бытовых услуг и прочих услуг населению, что отражено в Уставе Общества (п.п. 2.1.4, 2.1.5) и подтверждается Волгоградским областным Комитетом государственной статистики, Выпиской из ЕГРЮЛ от 24.10.2006 241006. ООО ИСО «Югтеплоналадка» в соответствии с Постановлением Региональной энергетической службы Волгоградской области №13/1 от 19.06.2002 внесено государственный реестр энергоснабжающих организаций Волгоградской области, получило право на производство и реализацию тепловой энергии потребителям. Обществу принадлежат на праве собственности котельные в г.Волгограде г адресу: ул.Циолковского, д.31 (акт приемки законченного строительства от 05.11.2004 ул.Космонавтов, д. 19 (договор купли-продажи № 24/09/5 от 05.09.2005), и на праве аренды по ул. Батальонная, 96 (договор аренды котельной № 2-АР от 01.03.2006).

Между ООО ИСО «Югтеплоналадка» и ООО «Волгоградрегионгаз» заключен договор поставки газа № 09-5-7393/05 от 01 июля 2005 года, дополнительное соглашение с 29Л 1.2005 к договору №09-5-7393/05 от 01.07.2005 с протоколом разногласий дополнительное соглашение от 24.05.2006 к договору №09-5-7393/05 от 01.07.2005, в соответствии с которыми определяется порядок поставки, приема (отбора) и оплаты газа для котельных по указанным выше адресам.

Конечными потребителями, произведенной ООО ИСО «Югтеплоналадка» тепловой энергии, являются граждане, проживающие в жилых помещениях и собственники нежилых помещений многоквартирных домов по ул.Циолковского, д.31; ул.Космонавтов, 19; ул.Батальонная, 96. ООО ИСО «Югтеплоналадка» осуществляет поставку тепловой энергии населению как посредством заключения договоров с ТСЖ (№1Т от 01.08.2005, №ЗТ от 26.10.2005, №4Т от 28.04.2006), которые действуют от имени граждан-собственников жилых помещений, так и на основании отдельных договоров непосредственно с собственниками помещений, не являющихся членами ТСЖ.

Таким образом, суд полагает, что ООО ИСО «Югтеплоналадка» является коммунально-бытовым потребителем, поэтому к объемам газа, потребленным им с отклонением от договорного объема, не должен применяться повышающий коэффициент, установленный пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №62. Отнесение ООО ИСО «Югтеплоналадка» к категории потребителей «промышленность» и соответствующее применение сезонных повышающих коэффициентов при расчетах за газ ставит предприятие в неравное положение с остальными потребителями газа, в частности ЗАО «Региональная энергетическая служба» (далее - ЗАО «РЭС»), ООО «Волгоградтеплоэне^го)), осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской федерации» от 31.03.1999 № ФЗ определяет поставщика газа как собственника газа или уполномоченного им лица,  осуществляющего поставки газа потребителям по договорам. ООО «Волгоградрегионгаз» является поставщиком газа.

Названный закон дает определение потребителя газа как юридического или физического лица, приобретающего газ у поставщика и использующего его в качестве топлива или сырья. 000 ИСО «Югтеплоналадка» является потребителем газа,  использующего его в качестве топлива.

Правила поставки газа определяют отношения между поставщиками и покупателя газа. 000 ИСО «Югтеплоналадка» является покупателем газа и одновременно потребителем.

Согласно.п.17 Правил, повышающие коэффициенты к цене на газ не применяются к объемам газа, израсходованным покупателями, являющимися коммунально-бытовымипотребителями. Термин «коммунально-бытовой» потребитель нормативно не определен.
Правилами установлен ряд преимуществ для отдельных покупателей газа, в том
числе: преимущественное право заключения договоров поставки для коммунально-бытовых
нужд (п.6); допустимость неравномерной поставки для коммунально-бытовых нужд (п.14)
 меры по исполнению обеспечения договоров поставки для коммунально-бытовых нужд за
 счет перевода других потребителей на резервные виды топлива (п. 19); не применение
повышающих коэффициентов к цене на газ для коммунально-бытовых потребителей (п.17)
  Проанализировав нормы Правил суд пришел к выводу, что под коммунальным бытовым потребителем следует понимать потребителя, использующего газ на коммунальные
бытовые нужды (коммунально-бытовое потребление).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 №307г. под «коммунальными услугами» понимается деятельность исполнителя, коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающие комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

ООО ИСО «Югтеплоналадка» использует газ, покупаемый у ООО «Волгоградрегионгаз» для эксплуатации котельных по адресу: ул.Циолковского, д.З ул.Космонавтов, 19; ул.Батальонная, 96. Указанные котельные расположены в жилых домов и предназначены для обслуживания отопления и горячего водоснабжения жилых домов. Таким образом, 000 ИСО «Югтеплоналадка» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, обеспечивающему коммунально-бытовые нужды граждан.

В   результате действий ООО «Волгоградрегионгаз», выраженных в отказе отнесения Общества к коммунально-бытовым потребителям, Общество несет убытки, вызванные тем, что вынуждено оплачивать топливо для производства тепловой энергии для населения по завышенной стоимости и реализовать при этом тепловую энергию по льготным тарифам, установленным для населения.

Дело № 851 о нарушении 000 «Волгоградрегионгаз» антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В силу с п.1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия, как создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия).

26 октября 2006 года вступил в действие Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» пунктом 1 статьи 53, которого признан утратившим силу раздел II«Монополистическая деятельность» Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

Действия 000 «Волгоградрегионгаз», создающие дискриминационные условия на соответствующем рынке, совершались в период действия Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», на момент вынесения оспариваемогог решения продолжались и запрещались в силу Закона от 22 марта 1991 года № 948-1 и действующим законом от 26.07.2006 №135-Ф3.

В период действия Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» действия 000 «Волгоградрегионгаз» квалифицируются как нарушение ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1, на момент вынесения решения действия 000 «Волгоградрегионгаз» квалифицируются как нарушение ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Полученные в результате создания дискриминационных условий для отдельного потребителя (000 ИСО «Югтеплоналадка») денежные средства являются доходом, полученным вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

В течение периода с января 2006г. по ноябрь 2006г. ООО «Волгоградрегионгаз» получил от 000 ИСО «Югтеплоналадка» 56 782  руб. в связи с применением коэффициентов (1,1 и 1,5) за отбор газа сверх объемов, установленных договором поставки газа. Расчет подтвержден материалами дела. Денежные средства были уплачены третьим лицом в установленные сроки.

Пунктом 2 ст. 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также п. 1.2. ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закреплено право антимонопольного органа выдавать хозяйствующим субъектам обязательные исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного результате нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с п.З ст. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, чьи действия в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий.

Нарушений порядка рассмотрения дела, влекущих безусловные основания для отмены решения и предписания, при рассмотрении дела антимонопольным органом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110,167-170 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  Отказать в удовлетворении заявления ООО «Волгоградрегионгаз» о признании недействительными решение от 11-15.12.2006г. и предписание № 851 от 15.12.06г. УФАС по Волгоградской области по делу № 851 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Волгоградской области.

Судья В.В.Назаревская